Сортировочные, пассажирские, грузовые, технологические и участковые железные станции
Выполнила Яковлева Елизавета студентка группы СТ22-2 ГАУ КО ПОО КСТ г. Калининград
Преподаватель Ольга Валентиновна Прохоренко
Сортировочная станция
Сортировочная станция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Основная задача сортировочной станции — выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, с тем, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным.
Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.
Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.
Пассажирская железнодорожная станция
Пассажирская железнодорожная станция — остановочный и раздельный пункт сети железных дорог с путевым развитием, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов.
Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах. В зависимости от основного назначения различают три вида пассажирских станций:
- обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение (большинство);
- головные, обслуживающие только пригородное движение, например, Москва-Бутырская (Савёловский вокзал);
- зонные на пригородных участках (служат для стоянки составов и локомотивов в ожидании их отправления), включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.
Обслуживание пассажиров включает следующие операции — продажа проездных билетов, посадка и высадка пассажиров, приём, хранение и выдача багажа и ручной клади, приём и отправление почты. Для выполнения этих и других услуг на станциях организуются сервис-центры фирменного транспортного обслуживания пассажиров, как на вокзалах, так и в поездах.
Грузовая железнодорожная станция
Грузовая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий грузовые и коммерческие операции с грузами и грузовыми вагонами, связанные с приёмом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и их уборке, а также с другими техническими операциями.
При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на:
- погрузочные — при массовой погрузке;
- выгрузочные — при массовой выгрузке;
- перегрузочные — при перегрузке с одного вида транспорта на другой.
В зависимости от вида груза в составе погрузочных станций выделяются наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны. Железнодорожные станции, осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта именуются припортовыми, станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи называются перевалочными.
Грузовые железнодорожные станции, имеющие особые требования к технологии выполнения грузовых операций, имеют двойное название, например — грузовая-припортовая.
Техническая железнодорожная станция
Техническая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий технические операции с грузовыми и пассажирскими поездами, связанные с пропуском обгоняющих поездов, обслуживанием поезда в пути следования (в том числе — заправка пассажирских вагонов водой, удаление мусора из вагонов, снабжение топливом, откачку туалетов, осмотр колёсных пар), переприцепку вагонов от одного поезда к другому, смену локомотива или локомотивной бригады. Как правило, на технических станциях, кроме операций с составами, так же выполняются операции, необходимые для нужд железной дороги. Обычно, на технических станциях отсутствуют какие-либо подразделения для выполнения коммерческих операций. Зачастую, на таких станциях отсутствует даже пассажирская платформа.
Бывают грузовые и пассажирские.
Участковая станция
Участковая станция — железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. Также — может быть пунктом смены локомотивов и (или) локомотивных бригад.
При паровозной тяге участковые станции ограничивали участок обращения локомотива, который определялся временем непрерывной работы локомотивных бригад и запасом угля в тендере локомотива. Расстояние между участковыми станциями составляло 100—130 км. После внедрения тепловозной тяги и электрификации железных дорог участки обращения увеличились до 500—800 км для тепловозов и могут достигать нескольких тысяч километров для электровозов, поэтому многие участковые станции утратили своё первоначальное значение. На удлинённых участках обращения локомотивы обслуживают сменные бригады, длина плеч работы локомотивных бригад достигает 500 км. На участковых станциях производится смена локомотивных бригад или смена локомотивных бригад и локомотивов
Участковые станции имеют приёмо-отправочные парки, пассажирские и грузовые устройства. Также участковые станции могут иметь локомотивное и вагонное хозяйство. Локомотивное хозяйство включает в себя экипировочные устройства, а также, на станциях со сменой локомотивов, основное или оборотное локомотивное депо. На путях приёмо-отправочных парков производится технический и коммерческий осмотр вагонов грузовых поездов, а также их безотцепочный ремонт. Участковые и сборные поезда, расформировываемые на станции, подают на вытяжной путь для расформирования. При значительных объёмах переработки для расформирования составов может использоваться горка. Вагоны, следующие под выгрузку, подаются на грузовой район и подъездные пути.
Пассажирские поезда, имеющие остановку, принимаются на главные и приёмо-отправочные пути для пассажирских поездов, где выполняется посадка и высадка пассажиров. Также может осуществляться погрузка и выгрузка багажа и почты, технический осмотр и, при необходимости, безотцепочный ремонт вагонов.
Спасибо за внимание