СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие "Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей".

Просмотр содержимого документа
«Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей

Цель: научить приемы составления расписания занятий с учетом динамики работоспособности учащихся и ранга трудности учебного материала.

Теоретическая часть

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается.

У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности.

В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом


 ЗАДАНИЕ 1.

Составить расписание для учащихся начальной школы, распределив предметы по сложности ? Условия –за 5 учебных дней 21 урока.

Предметы: математика(3ч), русский язык или белорусский язык (3ч),физическая культура и здоровье (3ч),трудовое обучение, (1ч),рисование(1ч),чтение (2ч),природоведение (2ч) ,иностранный язык (2ч),музыка(1ч),белорусский язык(3ч).

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной нагрузки и работоспособности обучающихся, учитывается шкала трудности учебных предметов.

Таблица . Ранг трудности

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский язык, белорусский язык, иностранный язык

7

Природоведение, информатика

6

Литература

5

История

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1



ЗАДАНИЕ 2.

На основе составленного расписания на каждый день, составить график ранга трудности на неделю .


Напишите вывод




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!