Конспект НОД в старшей группе.
по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Обучающие задачи:
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) Развивающие задачи:
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Скажи правильно», «Подбери слова»,
Оборудование: карточки подсказки «Весна» ,электронное письмо, картина «Дети на прогулке» из серии «Весна», мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход проведения:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
(1) -Ребята, посмотрите, на нашу электронную почту пришло письмо,
Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.
(2)«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста? »
Пингвинёнок. (3)
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
- Правильно, и в этом нам поможет весенняя картина.(4)
Итак, давайте поговорим о весне.
- Что же такое «весна»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит весна?
- Какое время года вы ещё знаете?
-А теперь поиграем со словом весна.
1. Игра « Добавь словечко» (на стульчиках)
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
(у стола)
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить все приметы весны
В этом нам помогут карточки, подойдит, пожалуйста к столу и возьмите только те карточки которые подходят к нашему времени года .
Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка и первые весенние цветы. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.
2.Игра. «Подбери слова» (на пенечках)
- Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие?) - +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.
-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
Игра «Скажи на оборот»
(5)
Посмотрите внимательно на картину, какое название вы бы придумали («Весна», «Дети на прогулке», «Весенная прогулка», «Дети пускают кораблики».
Какое время изображено на картине (весна)
Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изображено на переднем плане, посередине? (дети пускают кораблик в ручеек). Давайте придумаем детям имена.
Как и во что одеты дети?
Какой ручеек? (широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий)
Из чего сделаны кораблики?
Нравится ли детям их занятие?
Молодцы, все точно подметили.
Как выдумаете когда и с кем дети сделали кораблики?
Куда дети пошли на прогулку?
Что они там увидели, какая была погода, какие изменения произошли в природе?
Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка?
Что больше всего понравилось в этой картине?
Физкультурная минутка. (6)
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!
(6) Ребята теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ.
План составления рассказа.
В начале, расскажите, когда и с кем дети сделали кораблики и зачем они их сделали.
Потом расскажите о том, как дети собирались на прогулку, во что они оделись.
Далее расскажите, куда они пришли, какой был день, какие изменения произошли в природе.
Расскажите. Что делали дети на прогулке, и понравилась ли им прогулка.
В конце скажите, что вам понравилось в этой картине, любите ли вы весну и почему.
Примерный рассказ.
Валя и Миша сделали в детском саду бумажные кораблики. Они принесли их домой, чтобы взять их на прогулку.
В субботу с бабушкой дети собрались на прогулку. Они надели весенние куртки и штаны, легкие вязаные шапочки, перчатки, резиновые сапоги, потому что на улице было сыро, таял снег. Валя и Миша взяли свои кораблики.
Дети пришли в березовую рощу. Там росли стройные, высокие, белоствольные березы. День был солнечным и теплым. Небо было голубым, чистым, ясным, облачным. Появились проталины. На проталинах показалась молодая, нежная трава и первые весенние цветы. Между берез бежал быстрый, чистый, журчащий ручей. Дети стали пускать свои кораблики в ручей. Они бежали за корабликами и радовались.
-А теперь вы попробуйте рассказать сами. (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли узнать нашим друзьям, что такое весна.
- Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы и отошлём пингвинятам. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне,
Итог занятия: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.