СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление рассказов по серии сюжетных картинок

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может использоваться на логопедических занятиях по обучению связной монологической речи детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Составление рассказов по серии сюжетных картинок»

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.


Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.

Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д.

И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и др.

Примерная серия картинок для составления рассказа.

Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:

  1. На столе раскладывается серия сюжетных картинок, ребёнок рассматривает их. Затем взрослый читает рассказ. После этого рассказ повторяется. А ребёнок должен показать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

  2. Ребёнку даются предметные картинки, а взрослый показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Ребёнок должен подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

  3. Взрослый читает рассказ и сам выкладывает картинки. Затем он их убирает и предлагает ребёнку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задавать наводящие вопросы.

  4. Ребёнку даётся серия картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, а ребёнок должен продолжить его по своим картинкам.

  5. Ребёнок рассматривает серию картинок, устанавливает их последовательность, потом переворачивает картинки и рассказывает их содержание по памяти.

  6. Ребёнок рассматривает серию картинок, составляет рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. А также ребёнок придумывает название рассказу.


А теперь предлагаю вашему вниманию игры с применением наборов серийных картинок, которые помогут закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе.


«Найди картинке место».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.


«Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своём месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по серии картинок.





«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.


«Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.


«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают её записать с помощью рисунком. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человечка, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, то есть выделить главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».


Желаем Вам терпения и успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!