Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков.
Из опыта работы администрации и педагогов МКУ ДО «Районный детский экологический центр»
(выступление методиста, педагога дополнительного образования Мирошниковой Л.Ф. на районном семинаре для руководителей, методистов и педагогов образовательных организаций дополнительного образования «Учреждение дополнительного образования как территория формирования экологической культуры учащихся» в рамках Презентационной программы Международного детского экологического форума «Зелёная планета - 2016» 30 сентября 2016 года)
С 2000 года на Ставрополье в дополнительном образовании школьников начал успешно внедряться интерактивный метод – метод социального проектирования
Первый в нашем Петровском районе социальный экологический проект по созданию «зеленого пояса» города Светлограда «Здесь будет город-сад» был разработан и реализован в нашем детском экологическом центре пятнадцать лет назад. Была успешно внедрена в образовательно-воспитательный процесс технология социального проектирования, предложенная Самарским региональным центром гражданского образования под руководством Владимира Петровича Пахомова. Методика работы над проектом представляет собой 8 стадий - шагов: подготовка к работе над проектом, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, составление портфолио, презентация и рефлексия. Педагоги начали использовать дающие позитивный воспитательный результат активные формы и методы социального проектирования на всех его стадиях: работа в группе при выборе проблемы будущего проекта, метод “мозгового штурма” (форма дискуссии) при разработке собственного варианта решения проблемы, работа в малых группах, презентация и другие.
Мы убедились, в том, что участие в социальном проекте для подростка- это важная часть его социализации. Благодаря этому участию он способен определить свою гражданскую позицию, попробовать и оценить свои силы в разных ролях: лидера всей команды или группы, социолога, журналиста, исследователя, фандрайзера, проектировщика; понять смысл участия в представительных органах власти, роль законов и важность их исполнения.
Наш первый проект стал финалистом второй Всероссийской акции «Я - гражданин России» в ВДЦ «Орленок» в 2002году. В последующие годы проекты юных экологов по сохранению геоморфологического памятника природы-горы Куцай («Живи, Куцай!»), по озеленению детского дома («Теплый дом»), по благоустройству территории двора центра («Двор нашей мечты»), по реконструкции экологической тропы («Живи, тропа!», по выбору живого символа Петровского района и города г. Светлограда («Живые символы моей малой родины»), по оказанию помощи птицам в зимнее время и первоцветам ранней весной «Скорая экологическая помощь», по созданию летописи юннатского движения в Петровском районе «Листая прошлого страницы» становились победителями и призерами конкурсов разного уровня. Но главное в том, что ребята, учащиеся нашего учреждения, которые прошли школу социального проектирования, не равнодушны к судьбе природы своей малой родины, своей страны. Они проявляют активную гражданскую экологическую позицию, имеют сформированные социальные компетенции - способны проявлять инициативу, брать на себя ответственность; успешно работают в составе детского общественного экологического объединения «Росток», в министерстве по защите окружающей среды районной детско-юношеской организации «Содружество», на краевых школах актива, являются активистами самоуправления и волонтерского движения в Петровском муниципальном районе, организаторами и участниками природоохранных акций «Берегите первоцветы», «Чистый город», «Сохраним природу Ставрополья» и других.
Во многом успех проектной деятельности детей и подростков зависит от профессиональной компетенции педагогов - координаторов, консультантов, руководителей проектов, от их умения на занятиях вовлечь учащихся в общественно-полезную значимую деятельность, дающую возможность получить опыт конструктивного решения локальных проблем, в нашем случае экологических. Проектная деятельность способствует формированию навыков самообразования. Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется освоению педагогами методики проектирования.
Конечно, право в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за нами, педагогами, но мы должны обязательно учитывать и выбор детей, своих учеников. А они часто не прочь поучаствовать в решении проблем местного сообщества, сделать пусть маленький, но свой конкретный вклад в их решение.
Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков.»