СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Социальное проектирование как  активная форма воспитания экологической  культуры и экологической  активности детей и подростков.

Из опыта работы администрации и педагогов МКУ  ДО «Районный детский экологический центр» (выступление методиста, педагога дополнительного образования Мирошниковой Л.Ф. на районном семинаре для руководителей, методистов и педагогов образовательных организаций  дополнительного образования  «Учреждение дополнительного образования как территория формирования экологической культуры  учащихся» в рамках Презентационной программы Международного детского экологического форума «Зелёная планета - 2016» 30 сентября 2016 года)

 

С 2000 года на Ставрополье в дополнительном образовании школьников начал успешно внедряться интерактивный метод – метод социального проектирования

Первый в нашем Петровском районе социальный экологический проект по созданию «зеленого пояса» города Светлограда «Здесь будет город-сад»   был разработан и реализован в нашем  детском экологическом центре пятнадцать лет назад. Была успешно внедрена в образовательно-воспитательный процесс технология социального проектирования, предложенная Самарским региональным центром гражданского образования под руководством Владимира Петровича Пахомова. Методика работы  над проектом представляет собой 8 стадий - шагов: подготовка к работе над проектом, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, составление портфолио, презентация и рефлексия. Педагоги начали использовать дающие позитивный воспитательный результат активные формы и методы социального проектирования на всех его стадиях: работа в группе  при выборе проблемы будущего проекта, метод “мозгового штурма” (форма дискуссии) при разработке собственного варианта решения проблемы, работа в малых группах, презентация и другие.

Мы убедились, в том, что участие в социальном проекте для подростка- это важная часть его социализации. Благодаря этому участию он способен определить свою гражданскую позицию, попробовать и оценить свои силы в разных ролях: лидера всей команды или группы, социолога, журналиста, исследователя, фандрайзера, проектировщика; понять смысл участия в представительных органах власти, роль законов и важность их исполнения.

Наш первый  проект стал финалистом второй Всероссийской акции «Я - гражданин России» в  ВДЦ «Орленок» в 2002году.  В последующие годы проекты юных  экологов  по сохранению геоморфологического памятника природы-горы Куцай («Живи, Куцай!»), по озеленению детского дома («Теплый дом»),  по  благоустройству территории двора центра («Двор нашей мечты»), по реконструкции  экологической тропы («Живи, тропа!»,  по выбору живого символа Петровского района и города г. Светлограда («Живые символы моей малой родины»), по оказанию помощи птицам в зимнее время и первоцветам ранней весной «Скорая экологическая помощь», по созданию летописи юннатского движения в Петровском районе «Листая прошлого страницы» становились победителями и призерами конкурсов разного уровня. Но главное в том, что ребята, учащиеся нашего учреждения, которые прошли школу социального проектирования, не равнодушны к судьбе природы своей малой родины, своей  страны. Они проявляют активную гражданскую экологическую позицию, имеют сформированные социальные компетенции - способны проявлять инициативу, брать на себя ответственность; успешно работают в составе детского общественного экологического объединения «Росток», в министерстве по защите окружающей среды районной детско-юношеской организации «Содружество»,  на краевых школах актива, являются  активистами самоуправления и волонтерского движения в Петровском муниципальном районе, организаторами  и участниками природоохранных акций «Берегите первоцветы», «Чистый город», «Сохраним природу Ставрополья» и других.

Во многом успех проектной деятельности детей и подростков зависит от профессиональной компетенции педагогов - координаторов,  консультантов, руководителей проектов, от их умения на занятиях вовлечь учащихся в общественно-полезную значимую деятельность, дающую возможность получить опыт конструктивного решения локальных проблем, в нашем случае экологических. Проектная деятельность способствует формированию навыков самообразования. Поэтому в нашем учреждении особое внимание  уделяется освоению педагогами методики проектирования.

Конечно, право  в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за нами, педагогами, но мы  должны обязательно  учитывать и выбор детей, своих учеников. А они часто не прочь  поучаствовать в решении проблем местного сообщества, сделать пусть маленький, но свой конкретный вклад в их решение. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков.»

Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков .   Из опыта работы  МКУ ДО «Районный детский экологический центр» г. Светлограда

Социальное проектирование как активная форма воспитания экологической культуры и экологической активности детей и подростков . Из опыта работы МКУ ДО «Районный детский экологический центр» г. Светлограда

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ столетия в США. Автор идей -американский философ и педагог Дж. Дьюи  и его ученик В.Х. Килпатрик.  В основе их обучения - активная основа через целесообразную деятельность ученика, сообразованность с его личным интересом.

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ столетия в США. Автор идей -американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. В основе их обучения - активная основа через целесообразную деятельность ученика, сообразованность с его личным интересом.

Структура работы над проектом

Структура работы над проектом

 « Мозговой штурм » по выбору проблемы .

« Мозговой штурм » по выбору проблемы .

 Работа в малых группах

Работа в малых группах

Презентация проекта

Презентация проекта

Работает группа социологов

Работает группа социологов

Работа группы проектировщиков над проектом ландшафтного дизайна двора.

Работа группы проектировщиков

над проектом ландшафтного дизайна двора.

Мы это сделали вместе!

Мы это сделали вместе!

Каждой пичужке-кормушка

Каждой пичужке-кормушка

Участие в акции «Аллея славы»

Участие в акции «Аллея славы»

Акция «Берегите первоцветы!»

Акция «Берегите первоцветы!»

На экологической тропе

На экологической тропе

Наши лидеры в составе актива района

Наши лидеры в составе актива района

Лидеры в составе «РСМС»

Лидеры в составе «РСМС»

Мастер-класс педагога

Мастер-класс педагога

Мы – вместе !

Мы – вместе !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!