ПЯМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Социальный педагог ГОУ ЛНР
Луганская специальная (коррекционная) школа-интернат
Проскура Лилия Александровна
Начальная школа позади, ваш ребенок уже в 5-ом классе и в своем багаже он несет с собой в среднее звено багаж знаний, хорошую успеваемость, умение общаться для покорения новых вершин.
Процесс адаптации к новому режиму обучения, к изменившимся требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам, для ребёнка — это сложный и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребёнка, внимательного и терпеливого отношения со стороны взрослых.
Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего и старшего звена, но одновременно повзрослевшего очень важно чувство социальной успешности, которая даёт ребенку желание стараться, быть лучше и осваивать новое в школе.
Социальная адаптация включает в себя:
Приспособление воспитанника к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя принятие ребенком социальной роли.
Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
Успешное общение и адекватные отношения со сверстниками.
Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
Признаки успешной адаптации:
- Удовлетворенность ребенком процесса обучения;
- Ребенок легко справляется с программой;
- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попытки выполнить задание самому.
Признаки дезадаптации:
- Усталый и утомлённый внешний вид ребенка.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Жалобы на те или иные события.
- Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Как родители могут помочь своему ребенку:
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Для пятиклассника педагог– уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше и в адрес педагога могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет педагога.
Создайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, воспитателем, социальным педагогом либо психологом.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.