Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в систем образования лиц с ОВЗ
Подготовила: Жутина Г.
Сущность коррекционно-педагогического процесса
-
- управление познавательной деятельностью учащихся под руководством учителя.
- управление познавательной деятельностью учащихся под руководством учителя.
-
- целенаправленный процесс развития личности, основу которого составляет специально организованная деятельность учащихся по вооружению знаниями, умениями, навыками, усвоению социально-исторического опыта под руководством учителя.
- целенаправленный процесс развития личности, основу которого составляет специально организованная деятельность учащихся по вооружению знаниями, умениями, навыками, усвоению социально-исторического опыта под руководством учителя.
-
- взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение образовательно-воспитательных целей, ведущей из которых является развитие личности .
- взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение образовательно-воспитательных целей, ведущей из которых является развитие личности .
Обучение
Обучение
процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, деятельность учителя (преподавание) по организации и активизации познавательной деятельности учащихся; с другой стороны – деятельность учащихся (учение) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- целенаправленност ь
- целенаправленност ь
систематичность
- комплексность
- комплексность
- противоречивость
- противоречивость
двусторонность
коррекционная направленность
Коррекционно-педагогический процесс
целостная система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, содержание которых, с одной стороны, определяется общими целями и задачами гармоничного развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны, каждое структурное звено решает специфические цели и задачи.
Структура, функции коррекционно-педагогического процесса
Структура коррекционно-педагогического процесса
диагностико-консультативный
Компоненты
коррекционно-педагогического процесса
физкультурно-оздоровительный
воспитательно-образовательный
коррекционно-развивающий
социально-педагогический
Содержание диагностико-консультативной работы
- глубокое, всестороннее изучение каждого ребенка;
- конструирование и реализация коррекционных программ как индивидуальных, так и групповых;
- изучение динамики развития ребенка в условиях коррекционного обучения, определение его образовательного маршрута;
Содержание диагностико-консультативной работы
- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и ЭВС;
- определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения;
- обеспечение клиента определенными необходимыми ему сведениями;
Содержание диагностико-консультативной работы
- обучение тем или иным навыкам, умениям – поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционной работы;
- помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.
Содержание воспитательно-образовательной работы
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- эстетическое развитие;
- формирование и развитие учебной деятельности детей школьного возраста
Содержание коррекционно-развивающей работы
- стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
- развитие общей и ручной моторики;
- развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей;
- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
- развитие и коррекция простых модально-специфических функций
Содержание коррекционно-развивающей работы
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование мотивов учебной деятельности.
Содержание социально-педагогической работы
- взаимодействие с семьями детей в различных организационных формах;
- привлечение родителей к активному сотрудничеству.
развивающая
Функции
коррекционно-педагогического процесса
образовательная
воспитательная
коррекционная
Развивающая функция
- предполагает развитие личности в процессе обучения.
- предполагает развитие личности в процессе обучения.
Воспитательная функция
- направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития учащихся, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности.
- направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития учащихся, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности.
Образовательная функция
- заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков.
- заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков.
Коррекционная функция
- предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
- предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
содержание образования (предметы гуманитарного цикла (литература, музыка, история, мировая художественная культура и т. д.), которые несут в себе огромный воспитательный потенциал);
.
дополнительный дидактический материал;
.
организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т. д.;
ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения;
.
психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения;
.
психологическая помощь и поддержка учащихся и воспитанников и их родителей;
– личность педагога
Факторы, влияющие на эффективность коррекционно-педагогического процесса
знание и учет учителем особенностей психофизического развития детей с ОВЗ
учет учителем работоспособности детей на уроке
проведение систематического, объективного учета знаний и умений
владение учителем общедидактическими и коррекционными методами обучения;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!