Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других.
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Добрый день, ребята! Сегодня у нас снова с вами очень интересное занятие. Мы снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок. - Садитесь. - Руки … (на месте) - Ноги… (вместе) - Спина … (прямая). Карточки (смайлики )для самооценки на каждом этапе перед вами (зеленый, желтый, красный). - Давайте скорее начнём наш урок! | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя. Настрой на работу |
- Какую тему мы изучаем? - Назовите изученные части слова? (Паровозик на доске с изученными частями слова, как напоминалка) - Что вы знаете о корне? - Для чего нужно уметь выделять корень? - Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу. , спинки прямые, проследили за положением рук и ног. Отступили от предыдущей работы две рабочие строки. Определяется степень освоения ранее изученных способов действия. Три человека работают индивидуально с карточками. Оценивание во время урока. Индивидуальная работа. (карточки) * Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень. Скоро откроется футбольный сезон. На матчи приедут именитые футболисты. Футбол – это игра быстрых и смелых. К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?. Запишите пары слов, выделите корень. Игра, лист, заряд, сад. - На доске ряд слов. Ходить-переходить-подходить Добрый-предобрый-задобрить Объясните лексическое знание слов, постарайтесь найти сходства и различия -Мы проведем исследование и узнает, влияет ли приставка на значение слова. А кто догадался о теме нашего урока? -Да, тема нашего урока «Значение приставок» -Какие цели мы поставим себе на урок? - Совершенно верно, сегодня на уроке мы поговорим, какие значения у приставок бывают, как приставка может влиять на значение слова. | Мы изучаем части слова. Корень, окончание, приставка. Правило «Корень слова». Проверяют свою посадку и положение тетради. В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке -Значение приставок. -Узнать о значениях приставок. Три ученика работают по карточкам, остальные фронтально. |
Организация работы по изучения нового знания, применения исследования - Сегодня я хотела бы, чтобы вы побывали исследователями. 1 - Составление слов с этими приставками Для чего нужны приставки в словах (они уточняют значение слова). Молодцы. А сейчас мы будем работать в парах, небольших группах. На доске две карточки со словами : шел и прыгать 2.Образуйте новые слова от корня «шел» при помощи приставок -под, -в,- за, -от,- у. Запишите их, выделите приставку и корень. Объясните значение новых слов. 3. От слова «прыгать» образуйте новые слова с приставками -вы, -пере,-у, -за, -до. Запишите их, выделите приставку и корень. На выполнение 6 минут. Помогаем друг другу, советуемся. -Вижу, что Вы готовы. Давайте проверим. Сравним с образцом. Физминутка Работа с учебником упр. 160 (При возникновении затруднений проговорить и разобрать вопрос вместе с детьми). Вывод: одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова. Если меняется приставка, то и меняется значение слова. | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания Делятся на группы, выполняют задание на раздаточном материале (карточки) Проверяют с учителем. Обсуждают вопросы по новой теме, возникшие вопросы. Приходят к выводу |
Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи Упражнение из учебника 158 Сейчас выполним упражнение устно. Прочитаем 1 предложение. Из какой сказки этот отрывок? -Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их. -Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах. -Объясним написание выделенных букв в корне слова. (проверка ранее изученных орфограмм) -Давайте посмотрим на следующие предложения. Из какой это сказки? -Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их. -Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах. -Объясним написание выделенных букв в корне слова. -Молодцы. (Похвалить наиболее активных детей. Учитель не забывает смотреть на смайлики, отслеживает реакцию детей) | Учащиеся знакомятся с текстом и выполняют задание - классификацию слов с одинаковой приставкой, опираясь на значение, придаваемое приставкой. Открывают упражнение 158. Выполняют устно с учителем. -Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. -Послушалась, вынесла, отхлынула. -Вынесла - Берег – берега (проверяемая согласная в корне слова), тихонько – тихо (безударная проверяемая гласная в корне), вынесла – нёс (безударная проверяемая гласная в корне слова), легонько – лёгкий (безударная проверяемая гласная в корне). -Золотой ключик (Приключение Буратино) -Выкопал, положил, засыпал, вынул, посыпал, набрал, полил, вырастет. -Выкопал, вынул, вырастет. -Выкопал – закопанный, золотые – золото, дерево – деревья. |
Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем. Посмотрите пожалуйста на свои парты. Там три конверта. Теперь каждый может выбрать себе карточку по уровню сложности (на столе три варианта карточек разных цветов: зеленый простой уровень, желтый -средний, красный – сильный) Образуйте слова с данными приставками. Приставки обозначьте. На-: писать, рисовать, тереть, красить; По-: дарить, работать, гостить, бежать; Про-: скакать, гладить, мелькнуть; Образуй глаголы от корня -лет- при помощи приставок. В-________________ Под-______________ Пере-______________ До-________________ Вы-________________ За-________________ Вставьте подходящую по смыслу приставку. Самокат …ломался мой, я …нёс его домой. Лида в круг …бежала смело, …вертелась как юла. Вдруг …снулся косолапый от полуденных лучей, …бежал с горы ручей, и …снежник маленький …рос на проталинке. В поле …зрела густая пшеница. …шумела злая вьюга. Картошки …чистил немножко, а шелухи—целый воз! Вижу, что справились. Обменяетесь карточками с соседом по парте и проверьте его работу. (Если есть ошибки, мы их исправляем и стараемся больше не допускать ошибок, можно предложить ребятам роль учителя) | Самостоятельное выполнение заданий |
Приставка На доске по очереди открываются карточки со словами: Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики делают хлопок, если в словах приставки нет, ученики приседают. | Встают со своих мест Выполняют упражнения Садятся на свои места. |
Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся -Ребята мы сегодня проделали огромную работу. -С какими приставками мы познакомились и каково их значение. -Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок. - Проведем небольшую игру. Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом Сделать работу заново (переделать) Сделать рисунок цветным (разукрасить) Сделать окно чистым (помыть) Попасть внутрь комнаты (зайти, войти) Вывод: в русском языке все приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку- измениться значение слова. Мы сегодня познакомились не со всеми приставками в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Слушают учителя. -Значение начала действий, повторение действий, направления движения в сторону и др. -Приставка образует однокоренное слово с новым значением. Заканчивают предложения. |