Современная русская литература (конец XX – начало XXI века)
Преподаватель Савенкова Н.Н.
- Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей.
Характерные черты современной литературы
- 1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве.
- 2. Диалог культур — творчество современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с творчеством современных зарубежных авторов.
- 3. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера.
- 4. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений.
Современная литература
МАССОВАЯ ЭЛИТАРНАЯ
Мы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама. То и другое одинаково имеет вид книги. Хлам часто издаётся даже гораздо роскошней, чем настоящие книги.
А. Блок
Отличительные черты массовой литературы
- Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)
- Размытая авторская позиция или ее отсутствие
- Адаптация идей подлинного искусства
- Обращение к человеческим инстинктам, желаниям
Отличительные черты элитарной литературы
- Художественный эксперимент
- Ярко выраженная авторская позиция
- Уникальная авторская идея
- Обращение к традиционным нравственным ценностям
НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ
- Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы.
- Особенности:
психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем.
Представители неоклассического направления
А. Солженицын
В. Астафьев
В. Белов
В. Аксенов
Реализм. Стогoff
Мачо не плачут
"Мачо не плачут" - книга,
пополнившая число произведений,
посвященных кризису
тридцатого года жизни. Панки, ОМОН, кровавые драки,
прекрасные девушки, политические журналисты.
На фоне частных событий повествования
главный герой слегка
задумывается о смысле прожитых лет,
о цели для будущих. Ответ, это понятно,
он оставляет для себя.
То, что ответ известен, ясно с первой страницы, на которой Илья Стогов с позиций знания и опыта заявляет, что его "роман рассчитан на чтение при одновременном прослушивании в плеере альбома «The Fat Of The Land».
Реализм. Стогoff
Миллиардеры
Книга на примере
биографий десяти
русских миллиардеров
рассказывает о политической
и экономической
подоплеке новейшей истории
России.
Как устроено наше общество?
По каким законам живет?
Откуда и куда движется?
Реализм. Стогoff
Цитаты из произведений
- Дорога имеет смысл, только если это дорога домой (« mASIAfucker »)
- Господи! ты же всё можешь! сделай так, чтобы мир не был таким, как сейчас. пожалуйста... (« Отвёртка »)
- В начале никто даже не мог подумать, что жизнь окажется такой сложной штукой (« Грешники »)
- Жизнь всегда интереснее вранья. В жизни каждый день происходит такое, до чего никогда не дофантазируется ни один выдумщик.
- Человек так устроен, что быть любимым для него важнее, чем дышать. И если ты найдешь то место, где тебя любят, то по собственной воле оттуда уже не уйдешь... («mASIAfucker»)
- Мир, в который мы попали не плох. Просто он играет по правилам, о которых нам ничего не сказали. («Мачо не плачут»)
Реализм. Евгений Гришковец
Реки
Как и все, что делает Гришковец,
«Реки» – произведение пронзительное
и очень тёплое. Для тех,
кто находит причины жить там,
где родился и для тех, кто нашёл причины,
чтобы уехать. О странном чувстве Родины.
О странных системах координат во времени
и пространстве, вызывающих у нас
улыбку или же заставляющих плакать.
Это повесть о ненаписанном.
Повесть, объём которой даёт ваша собственная история.
Реализм. Евгений Гришковец
Цитаты из произведений
- Что у меня есть? Нет у меня ничего. И только кажется, что тёплый пепел высыпается между пальцев и летит, превращаясь в невесомую белую пыль... посмотришь, а в руках ничего и не было.(«Реки»)
- Много, много самолетов, десятки тысяч людей летят в небе. Они летят и не чувствуют того, что летят.(«Одновременно»)
- Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу. («Рубашка»)
- Как тяжело, оказывается, идти по жизни с высоко поднятой головой! («Рубашка»)
- Ему было хорошо там, где он есть. Потому что ему было хорошо с собой. Я завидовал его независимости от…всего. («Следы на мне»)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 60-80-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы.
Постмодернизм – это то, что происходит с нами сейчас, это реалии современной культуры.
Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. « Ситуация эта характеризуется все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений, утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности » . (Карен Степанян «Кризис слова на пороге свободы»).
Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров.
Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Доминирование прозы («Конец века лирики», М. Липовецкий):
- Утрата читательского внимания;
- Предельная усложненность языка;
- Элитарность и ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского;
- Постмодернистские тенденции и метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.
Современные российские поэты:
Тимур Кибиров: «Интимная лирика», «Три поэмы», «Кара-Барас», «Лада, или Радость»;
Дмитрий Пригов: «Разнообразие всего», «Катя китайская (чужое повествование)», «Только моя Япония»;
Лев Рубинштейн: «Скорее всего», «Регулярное письмо», «Случаи из языка», «От мая до мая»; Елена Шварц: «Стихотворения и поэмы», «Дикопись последнего времени», «Вино седьмого года»;
Сергей Гандлевский: «Найти охотника», «Бездумное былое», «Опыты в прозе», «Опыты в стихах»;
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Лев Семёнович Рубинштейн
российский поэт, литературный критик,
публицист и эссеист.
Лауреат литературной премии «НОС-2012»
за книгу «Знаки внимания».
«Регулярное письмо»
Книга представляет собой дополненное переиздание сборника 1996 года.
С начала 1970-х гг. Лев Рубинштейн разрабатывает стилистику минимализма.
Он создал уникальный жанр,
соединяющий в себе черты поэзии, прозы, драматургии и перформанса.
В его текстах разговорная речь соседствует
с фрагментами классического стиха, а словесные штампы перемежаются философскими размышлениями.
Стихи Рубинштейна переведены на многие европейские языки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Условно-метафорическое направление:
- Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;
- В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль;
- Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.
Писатели:
Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А»
Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;
Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»
Представители условно-метафорического направления
Ф. Искандер
Л. Петрушевская
В. Пелевин
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Виктор Олегович Пелевин русский писатель, автор романов «Омон Ра»,
«Чапаев и Пустота», «Generation П» и «Empire V»
Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и
«Национальный бестселлер» (2004).
«Омон Ра» –
Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознаменное летное училище имени Маресьева в городе Зарайске. Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полет на Луну…
«Омон Ра» – это история о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на безымянной, призванной к гибели человеческой тяге, чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне…
Виктор Пелевин
Цитаты из произведений
- И я, и весь этот мир — всего лишь чья-то мысль
- А разве Боги умирают?
- Ещё бы. Это их основное занятие. («Затворник и Шестипалый»)
- Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией («Чапаев и пустота»)
- ...Телевизор - это, просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.
- Мы живём до тех пор, пока у нас есть надежда. («Затворник и Шестипалый» )
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
«Другая проза»
Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов.
Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным.
В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.
Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления.
К «другой прозе» можно отнести писателей:
Татьяна Толстая: «На золотом крыльце сидели», «Двое», «Кысь», «Не кысь», «Легкие миры»;
Людмила Петрушевская: «Время ночь», «Книга принцесс», «Черная бабочка»;
Людмила Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик», «Люди нашего царя»;
Дина Рубина: «Синдикат», «На солнечной стороне улицы», Цикл «Русская канарейка»;
Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;
Павел Санаев: «Нулевой километр», «На игре», «Похороните меня за плинтусом»
Представители «другой прозы»
Т. Толстая
В. Пьецух
С. Каледин
Татьяна Толстая.
Кысь
Роман «Кысь» – о мутирующей после
ядерного взрыва России. Страна,
согласно роману, полностью
деградировала: язык почти утрачен,
мегаполисы превращены в убогие деревни,
где люди живут по правилам
игры в «кошки-мышки».
Роман пропитан сарказмом, характеры
героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их
сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.
Татьяна Толстая.
Цитаты из произведений
- Я не говорю глупостей, которые недоступны моему пониманию («Кысь»)
- Господи, как страшен и враждебен мир, как сжалась посреди площади на ночном ветру бесприютная, неумелая душа! кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалость и стыд... а слов не дал! украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи... («Любишь-не любишь»)
- Как глупо ты шутишь, жизнь! Пыль, прах, тлен. Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых, сияющих глубин, на холодном ветру разожмем озябший кулак - что, кроме горсти сырого песка унесли мы с собой?
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Павел Владимирович Санаев
российский писатель, актёр,
сценарист, режиссер, переводчик.
«Похороните меня за плинтусом»
- повесть , впервые опубликованная в 1996 году в журнале «Октябрь» и написанная по воспоминаниям о бабушке, у которой он прожил несколько лет, в то время как его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.
Эта повесть переведена на немецкий, финский, итальянский и французский языки. Повесть удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год,
номинировалась на Букеровскую премию.
В мае 2013 года вышла первая часть романа-дилогии «Хроники Раздолбая». Сам писатель просил не называть его роман автобиографическим. Выход второй части «Хроник Раздолбая» ожидался в октябре 2014. Но 5 ноября 2014 года Павел Санаев на своей странице сообщил, что выход книги задерживается ещё на год.
Владимир Сорокин .
Голубое сало
Книга, которую критики сравнивали
с лучшими
произведениями Жана Жене и
Уильяма Берроуза!
Роман – скандал. Роман – сенсация.
Произведение, которое принесло Владимиру
Сорокину статус «живого классика»
современной нонконформистской прозы.
Поразительная
фантасмагория образов… Криминальная
мистерия
любви и смерти, написанная на потрясающем
«новоязе» антиутопической компьютерной эры.
Этот роман может возмущать или завораживать…
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Условно-метафорическое направление:
- Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;
- В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль;
- Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.
Писатели:
Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А»
Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;
Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века
Литературный постмодернизм часто называют
«цитатной литературой».
Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Захар Прилепин
(настоящее имя - Евгений Николаевич Прилепин)
российский писатель
Лауреат премии «Большая книга» (2014)
за роман «Обитель».
Роман «Обитель»
После победы в Гражданской войне необходимо было место, куда можно было собрать контрреволюционеров, опальных коммунистов, да и обычных преступников, так на месте Соловецкого монастыря возник Соловецкий лагерь особого назначения.
Главный герой романа, Артём, один из узников этого лагеря. Вместе с ним читатель знакомится с бытом и обычаями Соловецкого лагеря, пройдёт через все его круги, увидит сколь пёстрым и неоднородным были заключённые и представители лагерной администрации. Вместе с ним проживёт несколько месяцев, которые вместят в себя столько событий, сколько многим не выпадают за всю жизнь.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Борис Акунин
(настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили)
российский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин
«Жанры» — серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением . В эту коллекцию вошли:
Книги серии
«Детская книга»
«Шпионский роман»
«Фантастика»
«Квест»
Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»: «Если серия «Новый детективъ» - «Приключения Эраста Фандорина» — представляет собой коллекцию разновидностей детективного романа: конспирологический, плутовской, великосветский, политический, уголовный и пр., то задача этой серии куда шире. Здесь будут представлены «чистые» образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив, этнографический детектив и т. д.
Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Дмитрий Быков
русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист.
Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым
регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».
«Оправдание» - первый роман российского писателя Дмитрия Быкова, опубликованный издательством Вагриус в 2001 году.
Роман был номинирован на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на
АБС-премию в 2002 году.
«Оправдание» - первое сочинение в прозе Дмитрия Быкова, и в нем сказалась парадоксальность мышления автора. Писатель предлагает свою, фантастическую версию печальных событий российской истории минувшего столетия: жертвы сталинского террора (выстоявшие на допросах) были не расстреляны, а сосланы в особые лагеря, где выковывалась порода сверхлюдей - несгибаемых, неуязвимых, нечувствительных к жаре и холоду. И после смерти Сталина они начали возникать из небытия - в квартирах родных и близких раздаются странные телефонные звонки, назначаются тайные встречи.
Один из «выживших» - знаменитый писатель Исаак Бабель...
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Эльчин Сафарли
современный писатель, журналист
Пишет на русском языке, рассказывая о восточных традициях, культуре и быте, любви.
«Легенды Босфора» - «На первую годовщину нашего знакомства она подарила мне сердце своей любви. Перламутровую ракушку со дна Босфора. Причудливой формы, с въевшимися крупицами песка на шероховатой поверхности.
Обычно ракушки прохладны на ощупь. Подарок Зейнеп наполнял сжатую ладонь теплом, будто внутри него горит маленькое пламя. «Я вложила в эту частичку Босфора свою любовь. Когда загрустишь, сожми ракушку в ладони»…
Прошло много лет, а талисман Зейнеп по-прежнему спасает меня. От отчаяния, безверия. Моя бабушка часто повторяла: «Босфор - целитель. Помогает отпустить прошлое, принять настоящее. А если к нему приложится любовь, то чудеса будут случаться на каждом шагу!». В разноцветных закоулках детства бабушкины слова казались мне очередной восточной сказкой. Сейчас понимаю: на Востоке все легенды и сказки - сама жизнь», - Эльчин Сафарли.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
Дмитрий Алексеевич Глуховский
российский корреспондент, журналист, радиоведущий, телеведущий и писатель.
Дебютировал как сетевой писатель с постапокалиптическим романом «Метро 2033», главы которого регулярно выкладывались в Интернете на сайте m-e-t-r-o.ru, получив, таким образом, оценку у самого широкого круга читателей. Текст романа также был размещён в нескольких крупных сетевых библиотеках и в Живом журнале автора.
По словам Дмитрия Глуховского, в романе, помимо всего прочего, описывается современная российская политическая реальность.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века
«Метро 2033» и «Метро 2034» - 2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро — самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.