СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современная русская литература. Конец ХХ - начало ХХI века."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Современная русская литература. Конец ХХ - начало ХХI века" предназначена для студентов 1 курса СУЗ.

Просмотр содержимого документа
«"Современная русская литература. Конец ХХ - начало ХХI века."»

 Современная  русская литература  (конец XX – начало XXI века)   Преподаватель Савенкова Н.Н.

Современная русская литература (конец XX – начало XXI века)

Преподаватель Савенкова Н.Н.

Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей.
  • Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей.
Характерные черты современной литературы     1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве.        2. Диалог культур — творчество современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с творчеством современных зарубежных авторов.        3. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера.        4. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений.

Характерные черты современной литературы

  •   1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве.
  •        2. Диалог культур — творчество современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с творчеством современных зарубежных авторов.
  •        3. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера.
  •        4. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений.
Современная литература      МАССОВАЯ   ЭЛИТАРНАЯ  Мы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама. То и другое одинаково имеет вид книги. Хлам часто издаётся даже гораздо роскошней, чем настоящие книги. А. Блок

Современная литература

МАССОВАЯ ЭЛИТАРНАЯ

Мы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама. То и другое одинаково имеет вид книги. Хлам часто издаётся даже гораздо роскошней, чем настоящие книги.

А. Блок

Отличительные черты  массовой литературы   Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Размытая авторская позиция или ее отсутствие Адаптация идей подлинного искусства Обращение к человеческим инстинктам, желаниям

Отличительные черты массовой литературы

  • Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)
  • Размытая авторская позиция или ее отсутствие
  • Адаптация идей подлинного искусства
  • Обращение к человеческим инстинктам, желаниям
Отличительные черты  элитарной литературы   Художественный эксперимент Ярко выраженная авторская позиция Уникальная авторская идея Обращение к традиционным нравственным ценностям

Отличительные черты элитарной литературы

  • Художественный эксперимент
  • Ярко выраженная авторская позиция
  • Уникальная авторская идея
  • Обращение к традиционным нравственным ценностям
  НАПРАВЛЕНИЯ  СОВРЕМЕННОЙ  ПРОЗЫ Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы. Особенности:   психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ

  • Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы.
  • Особенности:

психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем.

Представители  неоклассического направления А. Солженицын В. Астафьев В. Белов В. Аксенов

Представители неоклассического направления

А. Солженицын

В. Астафьев

В. Белов

В. Аксенов

Реализм. Стогoff  Мачо не плачут

Реализм. Стогoff

Мачо не плачут

"Мачо не плачут" - книга,

пополнившая число произведений,

посвященных кризису

тридцатого года жизни. Панки, ОМОН, кровавые драки,

прекрасные девушки, политические журналисты.

На фоне частных событий повествования

главный герой слегка

задумывается о смысле прожитых лет,

о цели для будущих. Ответ, это понятно,

он оставляет для себя.

То, что ответ известен, ясно с первой страницы, на которой Илья Стогов с позиций знания и опыта заявляет, что его "роман рассчитан на чтение при одновременном прослушивании в плеере альбома «The Fat Of The Land».

Реализм. Стогoff Миллиардеры Книга на примере биографий десяти русских миллиардеров рассказывает о политической и экономической подоплеке новейшей истории России. Как устроено наше общество? По каким законам живет? Откуда и куда движется?

Реализм. Стогoff

Миллиардеры

Книга на примере

биографий десяти

русских миллиардеров

рассказывает о политической

и экономической

подоплеке новейшей истории

России.

Как устроено наше общество?

По каким законам живет?

Откуда и куда движется?

Реализм. Стогoff Цитаты из произведений  Дорога имеет смысл, только если это дорога домой (« mASIAfucker »)  Господи! ты же всё можешь! сделай так, чтобы мир не был таким, как сейчас. пожалуйста... (« Отвёртка »)  В начале никто даже не мог подумать, что жизнь окажется такой сложной штукой (« Грешники ») Жизнь всегда интереснее вранья. В жизни каждый день происходит такое, до чего никогда не дофантазируется ни один выдумщик.  Человек так устроен, что быть любимым для него важнее, чем дышать. И если ты найдешь то место, где тебя любят, то по собственной воле оттуда уже не уйдешь... («mASIAfucker») Мир, в который мы попали не плох. Просто он играет по правилам, о которых нам ничего не сказали. («Мачо не плачут»)

Реализм. Стогoff

Цитаты из произведений

  • Дорога имеет смысл, только если это дорога домой (« mASIAfucker »)
  • Господи! ты же всё можешь! сделай так, чтобы мир не был таким, как сейчас. пожалуйста... (« Отвёртка »)
  • В начале никто даже не мог подумать, что жизнь окажется такой сложной штукой (« Грешники »)
  • Жизнь всегда интереснее вранья. В жизни каждый день происходит такое, до чего никогда не дофантазируется ни один выдумщик.
  • Человек так устроен, что быть любимым для него важнее, чем дышать. И если ты найдешь то место, где тебя любят, то по собственной воле оттуда уже не уйдешь... («mASIAfucker»)
  • Мир, в который мы попали не плох. Просто он играет по правилам, о которых нам ничего не сказали. («Мачо не плачут»)
Реализм. Евгений Гришковец  Реки Как и все, что делает Гришковец, «Реки» – произведение пронзительное  и очень тёплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашёл причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины. О странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у нас улыбку или же заставляющих плакать. Это повесть о ненаписанном. Повесть, объём которой даёт ваша собственная история.

Реализм. Евгений Гришковец

Реки

Как и все, что делает Гришковец,

«Реки» – произведение пронзительное

и очень тёплое. Для тех,

кто находит причины жить там,

где родился и для тех, кто нашёл причины,

чтобы уехать. О странном чувстве Родины.

О странных системах координат во времени

и пространстве, вызывающих у нас

улыбку или же заставляющих плакать.

Это повесть о ненаписанном.

Повесть, объём которой даёт ваша собственная история.

Реализм. Евгений Гришковец Цитаты из произведений Что у меня есть? Нет у меня ничего. И только кажется, что тёплый пепел высыпается между пальцев и летит, превращаясь в невесомую белую пыль... посмотришь, а в руках ничего и не было.(«Реки») Много, много самолетов, десятки тысяч людей летят в небе. Они летят и не чувствуют того, что летят.(«Одновременно») Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу. («Рубашка») Как тяжело, оказывается, идти по жизни с высоко поднятой головой! («Рубашка») Ему было хорошо там, где он есть. Потому что ему было хорошо с собой. Я завидовал его независимости от…всего. («Следы на мне»)

Реализм. Евгений Гришковец

Цитаты из произведений

  • Что у меня есть? Нет у меня ничего. И только кажется, что тёплый пепел высыпается между пальцев и летит, превращаясь в невесомую белую пыль... посмотришь, а в руках ничего и не было.(«Реки»)
  • Много, много самолетов, десятки тысяч людей летят в небе. Они летят и не чувствуют того, что летят.(«Одновременно»)
  • Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу. («Рубашка»)
  • Как тяжело, оказывается, идти по жизни с высоко поднятой головой! («Рубашка»)
  • Ему было хорошо там, где он есть. Потому что ему было хорошо с собой. Я завидовал его независимости от…всего. («Следы на мне»)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 60-80-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы.

Постмодернизм – это то, что происходит с нами сейчас, это реалии современной культуры.

Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. « Ситуация эта характеризуется все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений, утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности » . (Карен Степанян «Кризис слова на пороге свободы»).

Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров.

Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века  Доминирование прозы («Конец века лирики», М. Липовецкий): Утрата читательского внимания; Предельная усложненность языка; Элитарность и ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского; Постмодернистские тенденции и метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.  Современные российские поэты: Тимур Кибиров: «Интимная лирика», «Три поэмы», «Кара-Барас», «Лада, или Радость»; Дмитрий Пригов: «Разнообразие всего», «Катя китайская (чужое повествование)», «Только моя Япония»; Лев Рубинштейн: «Скорее всего», «Регулярное письмо», «Случаи из языка», «От мая до мая»;  Елена Шварц: «Стихотворения и поэмы», «Дикопись последнего времени», «Вино седьмого года»; Сергей Гандлевский: «Найти охотника», «Бездумное былое», «Опыты в прозе», «Опыты в стихах»;

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Доминирование прозы («Конец века лирики», М. Липовецкий):

  • Утрата читательского внимания;
  • Предельная усложненность языка;
  • Элитарность и ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского;
  • Постмодернистские тенденции и метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.

Современные российские поэты:

Тимур Кибиров: «Интимная лирика», «Три поэмы», «Кара-Барас», «Лада, или Радость»;

Дмитрий Пригов: «Разнообразие всего», «Катя китайская (чужое повествование)», «Только моя Япония»;

Лев Рубинштейн: «Скорее всего», «Регулярное письмо», «Случаи из языка», «От мая до мая»; Елена Шварц: «Стихотворения и поэмы», «Дикопись последнего времени», «Вино седьмого года»;

Сергей Гандлевский: «Найти охотника», «Бездумное былое», «Опыты в прозе», «Опыты в стихах»;

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Лев Семёнович Рубинштейн российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист.  Лауреат литературной премии «НОС-2012» за книгу «Знаки внимания».  «Регулярное письмо» Книга представляет собой дополненное переиздание сборника 1996 года. С начала 1970-х гг. Лев Рубинштейн разрабатывает стилистику минимализма. Он создал уникальный жанр, соединяющий в себе черты поэзии, прозы, драматургии и перформанса. В его текстах разговорная речь соседствует с фрагментами классического стиха, а словесные штампы перемежаются философскими размышлениями. Стихи Рубинштейна переведены на многие европейские языки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Лев Семёнович Рубинштейн

российский поэт, литературный критик,

публицист и эссеист.

Лауреат литературной премии «НОС-2012»

за книгу «Знаки внимания».

«Регулярное письмо»

Книга представляет собой дополненное переиздание сборника 1996 года.

С начала 1970-х гг. Лев Рубинштейн разрабатывает стилистику минимализма.

Он создал уникальный жанр,

соединяющий в себе черты поэзии, прозы, драматургии и перформанса.

В его текстах разговорная речь соседствует

с фрагментами классического стиха, а словесные штампы перемежаются философскими размышлениями.

Стихи Рубинштейна переведены на многие европейские языки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Условно-метафорическое направление:  Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;  В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль; Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.   Писатели: Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А» Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»; Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Условно-метафорическое направление:

  • Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;
  • В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль;
  • Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.

Писатели:

Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А»

Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;

Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»

Представители  условно-метафорического  направления Ф. Искандер Л. Петрушевская В. Пелевин

Представители условно-метафорического направления

Ф. Искандер

Л. Петрушевская

В. Пелевин

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Виктор Олегович Пелевин  русский писатель, автор романов «Омон Ра»,  «Чапаев и Пустота», «Generation П» и «Empire V» Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004). «Омон Ра» – Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознаменное летное училище имени Маресьева в городе Зарайске. Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полет на Луну… «Омон Ра» – это история о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на безымянной, призванной к гибели человеческой тяге, чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне…

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Виктор Олегович Пелевин русский писатель, автор романов «Омон Ра»,

«Чапаев и Пустота», «Generation П» и «Empire V»

Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и

«Национальный бестселлер» (2004).

«Омон Ра» –

Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознаменное летное училище имени Маресьева в городе Зарайске. Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полет на Луну…

«Омон Ра» – это история о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на безымянной, призванной к гибели человеческой тяге, чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне…

Виктор Пелевин Цитаты из произведений И я, и весь этот мир — всего лишь чья-то мысль  - А разве Боги умирают? - Ещё бы. Это их основное занятие. («Затворник и Шестипалый») Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией («Чапаев и пустота») ...Телевизор - это, просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода. Мы живём до тех пор, пока у нас есть надежда. («Затворник и Шестипалый» )

Виктор Пелевин

Цитаты из произведений

  • И я, и весь этот мир — всего лишь чья-то мысль

- А разве Боги умирают?

- Ещё бы. Это их основное занятие. («Затворник и Шестипалый»)

  • Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией («Чапаев и пустота»)
  • ...Телевизор - это, просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.
  • Мы живём до тех пор, пока у нас есть надежда. («Затворник и Шестипалый» )
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века «Другая проза»  Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. К «другой прозе» можно отнести писателей: Татьяна Толстая: «На золотом крыльце сидели», «Двое», «Кысь», «Не кысь», «Легкие миры»; Людмила Петрушевская: «Время ночь», «Книга принцесс», «Черная бабочка»; Людмила Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик», «Люди нашего царя»; Дина Рубина: «Синдикат», «На солнечной стороне улицы», Цикл «Русская канарейка»; Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»; Павел Санаев: «Нулевой километр», «На игре», «Похороните меня за плинтусом»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

«Другая проза»

Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов.

Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным.

В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.

Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления.

К «другой прозе» можно отнести писателей:

Татьяна Толстая: «На золотом крыльце сидели», «Двое», «Кысь», «Не кысь», «Легкие миры»;

Людмила Петрушевская: «Время ночь», «Книга принцесс», «Черная бабочка»;

Людмила Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик», «Люди нашего царя»;

Дина Рубина: «Синдикат», «На солнечной стороне улицы», Цикл «Русская канарейка»;

Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;

Павел Санаев: «Нулевой километр», «На игре», «Похороните меня за плинтусом»

Представители    «другой прозы» Т. Толстая В. Пьецух  С. Каледин

Представители «другой прозы»

Т. Толстая

В. Пьецух

С. Каледин

Татьяна Толстая. Кысь  Роман «Кысь» – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Татьяна Толстая.

Кысь

Роман «Кысь» – о мутирующей после

ядерного взрыва России. Страна,

согласно роману, полностью

деградировала: язык почти утрачен,

мегаполисы превращены в убогие деревни,

где люди живут по правилам

игры в «кошки-мышки».

Роман пропитан сарказмом, характеры

героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их

сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Татьяна Толстая. Цитаты из произведений Я не говорю глупостей, которые недоступны моему пониманию («Кысь») Господи, как страшен и враждебен мир, как сжалась посреди площади на ночном ветру бесприютная, неумелая душа! кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалость и стыд... а слов не дал! украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи... («Любишь-не любишь») Как глупо ты шутишь, жизнь! Пыль, прах, тлен. Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых, сияющих глубин, на холодном ветру разожмем озябший кулак - что, кроме горсти сырого песка унесли мы с собой?

Татьяна Толстая.

Цитаты из произведений

  • Я не говорю глупостей, которые недоступны моему пониманию («Кысь»)
  • Господи, как страшен и враждебен мир, как сжалась посреди площади на ночном ветру бесприютная, неумелая душа! кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалость и стыд... а слов не дал! украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи... («Любишь-не любишь»)
  • Как глупо ты шутишь, жизнь! Пыль, прах, тлен. Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых, сияющих глубин, на холодном ветру разожмем озябший кулак - что, кроме горсти сырого песка унесли мы с собой?
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Павел Владимирович Санаев российский писатель, актёр, сценарист, режиссер, переводчик. «Похороните меня за плинтусом»  - повесть , впервые опубликованная в 1996 году в журнале «Октябрь» и написанная по воспоминаниям о бабушке, у которой он прожил несколько лет, в то время как его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым. Эта повесть переведена на немецкий, финский, итальянский и французский языки. Повесть удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию. В мае 2013 года вышла первая часть романа-дилогии «Хроники Раздолбая». Сам писатель просил не называть его роман автобиографическим. Выход второй части «Хроник Раздолбая» ожидался в октябре 2014. Но 5 ноября 2014 года Павел Санаев на своей странице сообщил, что выход книги задерживается ещё на год.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Павел Владимирович Санаев

российский писатель, актёр,

сценарист, режиссер, переводчик.

«Похороните меня за плинтусом»

- повесть , впервые опубликованная в 1996 году в журнале «Октябрь» и написанная по воспоминаниям о бабушке, у которой он прожил несколько лет, в то время как его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.

Эта повесть переведена на немецкий, финский, итальянский и французский языки. Повесть удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год,

номинировалась на Букеровскую премию.

В мае 2013 года вышла первая часть романа-дилогии «Хроники Раздолбая». Сам писатель просил не называть его роман автобиографическим. Выход второй части «Хроник Раздолбая» ожидался в октябре 2014. Но 5 ноября 2014 года Павел Санаев на своей странице сообщил, что выход книги задерживается ещё на год.

Владимир Сорокин . Голубое сало Книга, которую критики сравнивали с лучшими произведениями Жана Жене и Уильяма Берроуза! Роман – скандал. Роман – сенсация. Произведение, которое принесло Владимиру Сорокину статус «живого классика» современной нонконформистской прозы. Поразительная фантасмагория образов… Криминальная мистерия любви и смерти, написанная на потрясающем «новоязе» антиутопической компьютерной эры. Этот роман может возмущать или завораживать…

Владимир Сорокин .

Голубое сало

Книга, которую критики сравнивали

с лучшими

произведениями Жана Жене и

Уильяма Берроуза!

Роман – скандал. Роман – сенсация.

Произведение, которое принесло Владимиру

Сорокину статус «живого классика»

современной нонконформистской прозы.

Поразительная

фантасмагория образов… Криминальная

мистерия

любви и смерти, написанная на потрясающем

«новоязе» антиутопической компьютерной эры.

Этот роман может возмущать или завораживать…

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Условно-метафорическое направление:  Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;  В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль; Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.   Писатели: Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А» Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»; Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Условно-метафорическое направление:

  • Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров;
  • В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль;
  • Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды.

Писатели:

Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А»

Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», « Generation «П»», «S.N.U.F.F.»;

Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Литературный постмодернизм часто называют «цитатной литературой».  Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

Литературный постмодернизм часто называют

«цитатной литературой».

Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Захар Прилепин  (настоящее имя - Евгений Николаевич Прилепин) российский писатель Лауреат премии «Большая книга» (2014) за роман «Обитель». Роман «Обитель» После победы в Гражданской войне необходимо было место, куда можно было собрать контрреволюционеров, опальных коммунистов, да и обычных преступников, так на месте Соловецкого монастыря возник Соловецкий лагерь особого назначения. Главный герой романа, Артём, один из узников этого лагеря. Вместе с ним читатель знакомится с бытом и обычаями Соловецкого лагеря, пройдёт через все его круги, увидит сколь пёстрым и неоднородным были заключённые и представители лагерной администрации. Вместе с ним проживёт несколько месяцев, которые вместят в себя столько событий, сколько многим не выпадают за всю жизнь.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Захар Прилепин

(настоящее имя - Евгений Николаевич Прилепин)

российский писатель

Лауреат премии «Большая книга» (2014)

за роман «Обитель».

Роман «Обитель»

После победы в Гражданской войне необходимо было место, куда можно было собрать контрреволюционеров, опальных коммунистов, да и обычных преступников, так на месте Соловецкого монастыря возник Соловецкий лагерь особого назначения.

Главный герой романа, Артём, один из узников этого лагеря. Вместе с ним читатель знакомится с бытом и обычаями Соловецкого лагеря, пройдёт через все его круги, увидит сколь пёстрым и неоднородным были заключённые и представители лагерной администрации. Вместе с ним проживёт несколько месяцев, которые вместят в себя столько событий, сколько многим не выпадают за всю жизнь.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили)  российский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин «Жанры» — серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением . В эту коллекцию вошли: Книги серии «Детская книга» «Шпионский роман» «Фантастика» «Квест»  Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»: «Если серия «Новый детективъ» - «Приключения Эраста Фандорина» — представляет собой коллекцию разновидностей детективного романа: конспирологический, плутовской, великосветский, политический, уголовный и пр., то задача этой серии куда шире. Здесь будут представлены «чистые» образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Борис Акунин

(настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили) 

российский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин

«Жанры» — серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением . В эту коллекцию вошли:

Книги серии

«Детская книга»

«Шпионский роман»

«Фантастика»

«Квест»

Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»: «Если серия «Новый детективъ» - «Приключения Эраста Фандорина» — представляет собой коллекцию разновидностей детективного романа: конспирологический, плутовской, великосветский, политический, уголовный и пр., то задача этой серии куда шире. Здесь будут представлены «чистые» образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив, этнографический детектив и т. д. Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив, этнографический детектив и т. д.

Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Дмитрий Быков

русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист.

Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым

регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».

«Оправдание» - первый роман российского писателя Дмитрия Быкова, опубликованный издательством Вагриус в 2001 году.

Роман был номинирован на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на

АБС-премию в 2002 году.

«Оправдание» - первое сочинение в прозе Дмитрия Быкова, и в нем сказалась парадоксальность мышления автора. Писатель предлагает свою, фантастическую версию печальных событий российской истории минувшего столетия: жертвы сталинского террора (выстоявшие на допросах) были не расстреляны, а сосланы в особые лагеря, где выковывалась порода сверхлюдей - несгибаемых, неуязвимых, нечувствительных к жаре и холоду. И после смерти Сталина они начали возникать из небытия - в квартирах родных и близких раздаются странные телефонные звонки, назначаются тайные встречи.

Один из «выживших» - знаменитый писатель Исаак Бабель...

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Эльчин Сафарли  современный писатель, журналист Пишет на русском языке, рассказывая о восточных традициях, культуре и быте, любви. «Легенды Босфора» - «На первую годовщину нашего знакомства она подарила мне сердце своей любви. Перламутровую ракушку со дна Босфора. Причудливой формы, с въевшимися крупицами песка на шероховатой поверхности. Обычно ракушки прохладны на ощупь. Подарок Зейнеп наполнял сжатую ладонь теплом, будто внутри него горит маленькое пламя. «Я вложила в эту частичку Босфора свою любовь. Когда загрустишь, сожми ракушку в ладони»… Прошло много лет, а талисман Зейнеп по-прежнему спасает меня. От отчаяния, безверия. Моя бабушка часто повторяла: «Босфор - целитель. Помогает отпустить прошлое, принять настоящее. А если к нему приложится любовь, то чудеса будут случаться на каждом шагу!». В разноцветных закоулках детства бабушкины слова казались мне очередной восточной сказкой. Сейчас понимаю: на Востоке все легенды и сказки - сама жизнь», - Эльчин Сафарли.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Эльчин Сафарли

современный писатель, журналист

Пишет на русском языке, рассказывая о восточных традициях, культуре и быте, любви.

«Легенды Босфора» - «На первую годовщину нашего знакомства она подарила мне сердце своей любви. Перламутровую ракушку со дна Босфора. Причудливой формы, с въевшимися крупицами песка на шероховатой поверхности.

Обычно ракушки прохладны на ощупь. Подарок Зейнеп наполнял сжатую ладонь теплом, будто внутри него горит маленькое пламя. «Я вложила в эту частичку Босфора свою любовь. Когда загрустишь, сожми ракушку в ладони»…

Прошло много лет, а талисман Зейнеп по-прежнему спасает меня. От отчаяния, безверия. Моя бабушка часто повторяла: «Босфор - целитель. Помогает отпустить прошлое, принять настоящее. А если к нему приложится любовь, то чудеса будут случаться на каждом шагу!». В разноцветных закоулках детства бабушкины слова казались мне очередной восточной сказкой. Сейчас понимаю: на Востоке все легенды и сказки - сама жизнь», - Эльчин Сафарли.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Дмитрий Алексеевич Глуховский российский корреспондент, журналист, радиоведущий, телеведущий и писатель. Дебютировал как сетевой писатель с постапокалиптическим романом «Метро 2033», главы которого регулярно выкладывались в Интернете на сайте m-e-t-r-o.ru, получив, таким образом, оценку у самого широкого круга читателей. Текст романа также был размещён в нескольких крупных сетевых библиотеках и в Живом журнале автора. По словам Дмитрия Глуховского, в романе, помимо всего прочего, описывается современная российская политическая реальность.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

Дмитрий Алексеевич Глуховский

российский корреспондент, журналист, радиоведущий, телеведущий и писатель.

Дебютировал как сетевой писатель с постапокалиптическим романом «Метро 2033», главы которого регулярно выкладывались в Интернете на сайте m-e-t-r-o.ru, получив, таким образом, оценку у самого широкого круга читателей. Текст романа также был размещён в нескольких крупных сетевых библиотеках и в Живом журнале автора.

По словам Дмитрия Глуховского, в романе, помимо всего прочего, описывается современная российская политическая реальность.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века «Метро 2033» и «Метро 2034» - 2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро — самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века

«Метро 2033» и «Метро 2034» - 2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро — самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!