СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Тема: «Профессиональное образование».

 

Класс: 8 А.  Дата ________________               

 

Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования.

 Задачи урока:

Формирование  знаний у учащихся по планированию профессионального пути и  представления о мире профессий.

Развитие у учащихся первоначальных знаний  о будущей профессии;

Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования;

Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.

Оборудование: компьютер, презентация,  учебное пособие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Тема: «Профессиональное образование».

 

Класс: 8 А.  Дата ________________               

 

Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования.

 Задачи урока:

Формирование  знаний у учащихся по планированию профессионального пути и  представления о мире профессий.

Развитие у учащихся первоначальных знаний  о будущей профессии;

Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования;

Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.

Оборудование: компьютер, презентация,  учебное пособие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

 

 

Просмотр содержимого документа
««Современное производство и профессиональное самоопределение»»

План-конспект урока

Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Тема: «Профессиональное образование».


Класс: 8 А. Дата ________________


Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования.

Задачи урока:

Формирование знаний у учащихся по планированию профессионального пути и представления о мире профессий.

Развитие у учащихся первоначальных знаний о будущей профессии;

Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования;

Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.

Оборудование: компьютер, презентация, учебное пособие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

личностные результаты: иметь мотивацию к учебной деятельности;

метапредметные результаты: регулятивные - уметь принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;

Познавательные - уметь анализировать информацию, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск информации из разных источников;

Коммуникативные - уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.


Ход урока:

I. Организационная часть.

1.1 Проверка наличия учащихся.

1.2 Проверка готовности к уроку.

1.3 Сообщение темы и цели урока.


II. Изучение нового материала по теме

Слайд 2,3.

? Представители, каких профессий изображены на слайде?

? Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?

Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.

? - Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию? (образование)

? - Что такое профессиональное образование? (подготовка специалистов начальной, средней, и

 высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности).

Слайд 4.

Тема занятия: «Профессиональное образование» (запись в тетрадь)

Слайд 5.

Цель урока: Формирование первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней


Слайд 6

Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно…

задуматься о будущем

выбрать работу по душе

найти свое место в жизни


? Где же можно приобрести профессию? (колледжи, профессиональные лицеи, институты, университеты, академии).



Слайд 7.

Система профессиональной подготовки кадров в России (таблица, стр. 99)


Слайд 8- 14.

Уже в старших классах школы, следует выбрать для себя, какой либо профиль обучения

( гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический, технологический и т.д.)

? Что надо учитывать при выборе профессии? (интересы, склонности, уровень знаний, состояние здоровья и др.).


Слайд 15-21. Ситуация выбора профессии.


При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Фактор ХОЧУ:
желания личности; интересы; склонности.

Фактор МОГУ: познание себя; возможности личности; способности; уровень знаний; психологические особенности личности; состояние здоровья.

Фактор НАДО: знание профессиональной сферы; определение необходимых путей и средств достижения цели; потребности рынка труда в кадрах.

Результат - Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» и есть формула выбора профессии.


Слайд 22. Алгоритм выбор профессии (правила) (стр. 101-102) (читают)


  1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.

  2. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.

  3. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну

  4. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.

  5. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.

  6. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.


Чтобы разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия», «специальность», «должность». (запись)


Профессияэто род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования (запись).

Внутри каждой конкретной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность.

Специальностьболее узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (запись).

Профессия объединяет группу родственных специальностей (например: учитель – учитель математики, истории, ОБЖ и др.)


В мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, т.е. классификация.

Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики - по принадлежности к какой-либо отрасли:

Промышленность, Строительство, Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Транспорт,

Связь, Доставка и сбыт, Здравоохранение, Наука, Образование, Искусство, Культура, Юриспруденция, Торговля, ЖКХ, Органы управления, Система массовых коммуникаций.


Такая классификация удобна для руководителей предприятия и учебных заведений, но малопригодная для человека выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия - личность».

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов. (См. таб., стр.105)

Основными признаками этой классификации являются:

  • предмет труда (когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль,

а на предмет);

  • цель труда (с предметом надо что-то сделать);

  • орудия труда (в любом труде есть орудия);

  • условия труда (человеку важно, в каких условиях протекает его работа).


В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

  1. Человек/природа: агроном, зоотехник, ветеринарный врач, эколог, приемщик молока, сортировщик овощей и плодов и др.

  2. Человек – техника: инженер-механик, инженер-электрик, обходчик железнодорожных путей и др.

  3. Человек – человек: учитель, врач, библиотекарь, воспитатель, официант, следователь, журналист и др.

  4. Человек – знаковая система: чертежник, программист, кассир и др.

  5. Человек – художественный образ: писатель, актер, дизайнер, художник, музыкант и др.


В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:

  1. Гностические (знать, познать). Цель – распознать, различить, оценить, проверить (контролер, следователь, сборщик часов, эксперт, врач и др.);

  2. Преобразующие. Цель – обработать, упорядочить, организовать, собрать (слесарь,

портной, водитель, преподаватель, паркетчик);

  1. Изыскательские. Цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (модельер, программист, писатель, ученый, художник, конструктор и др.)


Классы профессий подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда.

Это профессии:

Ручного труда (столяр, хирург монтажник, ювелир, музыкант);

Машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и др);

С использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, программист и др.);

С преобладанием функциональных средств организма человека в виде орудий труда (певец, учитель, актер, дирижер, дегустатор);


Специалисты разных профессий работают в различных условиях. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий.

  1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь, бухгалтер, экономист, сборщик часов и др.);

  2. Труд с пребывание на открытом воздухе (агроном, пастух, геолог, лесник и др.);

  3. Труд в необычных условиях (летчик, водолаз, артист цирка, каскадер, шахтер и др.);

  4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей (врач, писатель, юрист, адвокат, учитель и др.)


Профессиограмма и психограмма профессии (запись в тетрадь)


Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо не только знать свои индивидуальные особенности, но и располагать как можно большим объемом сведений об избираемой профессии. Их источниками являются занятия, экскурсии, беседы, сайты интернета и т.д.

Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы

Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии и специальности, т.е. характеристика, описание профессии.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

Психограмма – включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию, ощущению и др.)


III. Закрепление пройденного материала.

Вопросы.

  1. Назовите правила выбора профессии.

  2. Дайте определение профессии и специальности

  3. Какие сведения о профессии содержит профессиограмма?

  4. Что такое психограмма и какую информацию она несет?


IV. Рефлексия

Учащиеся проводят самооценку проведенной работы, делают вывод о том, что знания и умения, полученные в результате исследования, пригодятся не только на уроках, но и в жизни каждого. Учитель спрашивает учащихся о том, что понравилось на уроке? Довольны ли вы своими результатами? Ответ учащихся. Выставление оценок за урок. На доске домашнее задание, учащиеся записывают его в дневник. «Найти материал о желаемых вами будущих профессиях, пути получения этих профессий и образования».


V. Домашнее задание. Читать § 18. Составить профессиограмму интересующей вас профессии. Подготовиться к тесту.


Урок окончен. Спасибо. До свидания.



























Приложение.

Схема профессиограммы:


  • Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

  • Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

  • Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

  • Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

  • Необходимые общие и специальные знания и умения;

  • Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;

  • Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

  • Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п. ); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.);

  • Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).


ТЕСТ

Вопросы и задания

1. Инженер по охране труда – что это?

А) профессия; Б) специальность

2. Где можно получить высшее профессиональное образование?

А) ССУЗ; Б) ВУЗ; В) СПТУ

3. На что необходимо обратить внимание при поступлении в ВУЗ?

А) лицензию на образовательную деятельность у этих заведений

Б) аккредитацию выбираемой вами специальности

В) лицензию на образовательную деятельность у этих заведений и аккредитацию выбираемой вами специальности

4. В каких профессиональных учебных заведениях можно получить профессию квалифицированного рабочего?

А) ССУЗ;

Б) ВУЗ;

В) СПТУ

5. Где можно получить образование по выбранной вами профессии? ______________________________________________________ Каковы условия поступления и обучения? _________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!