Современное воспитание детей. Роль семьи .
Выполнила: ученица 9 А класса
Артемьева А.Н .
Руководитель: учитель истории
Романова А.А .
Актуальность:
«Дети Маугли» живут не только на страницах детский книг, их регулярно находят в крупных российских городах. Многие родители, думая, что они дают детям хорошее воспитание, ограничивают их в социализации. Поэтому проблема «детей Маугли» является актуальной
Гипотеза:
В благополучной семье вырасти ребёнок с «синдромом Маугли» не может
Цель:
Выявить роль семьи в воспитании ребенка
Задачи:
- Определить особенности детей с «синдромом маугли». Чем они отличаются от обычного ребенка?
- Изучить ситуации при которых были обнаружены «дети Маугли»
- Узнать какое имеет значение первичная социализация
Кто они «дети Маугли»?
Это человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции – вне контакта с людьми с раннего возраста – и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.
Особенности диких детей
У них преобладают инстинкты, и хотя они становятся очень выносливыми, сильными, закаленными, но теряют речь и способность к адекватному восприятию мира.
Заменить им родителей могут обезьяны, кошки, волки, белки, панды и даже птицы. Но наиболее часто встречаются дети, воспитанные собаками.
Признаки детей с «синдромом Маугли»
1. нарушения речи или неумение говорить
2. неспособность к прямохождению
3. боязнь людей
4. отсутствие бытовых навыков (пользование столовыми приборами и т.д.)
5. эмоциональная неустойчивость и умственной отсталость
6. отменное здоровье и крепкий иммунитет
Ситуации обнаружения детей в полной изоляции от социума и частичной
Дин Саничар
«Индийский мальчик-волк». Охотники нашли его в 1867 году,
мальчику было предположительно 6 лет. Люди заметили стаю волков,
которая входила в пещеру, а вместе с ней и человека, бежавшего на
четырех ногах.
Пытались общаться с ним,
чтобы избавить Дина от его
животной манеры поведения.
Он ел сырое мясо, срывал с
себя одежду и питался с
земли. Спустя некоторое
время Дина все же
приучили есть
приготовленное мясо, а
вот говорить он так
никогда и не научился.
В Индии были обнаружены две девочки - 8-летняя Камала и 1,5-годовалая Амала , воспитанные волками. Обе девочки имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, абстрактное мышление, другие человеческие чувства (совесть, стыд); они никогда не смеялись, не выделяли свое собственное "я" из стада.
Рочом Пьенгенг
Когда этой девочке было 8 лет, они вместе с сестрой пасли буйвола в камбоджийских джунглях и потерялись.
Прошло 18 лет, 23 января 2007 она тайком украла еду у одного из крестьян.
С Рочом много работали, вскоре она
смогла произнести некоторые слова:
«мать», «отец», «боль в животе».
Когда она хотела есть, показывала
на свой рот. Девочка чаще ползала по
земле, отказываясь от одежды. В итоге
она так и не смогла адаптироваться к
человеческой культуре, убежав обратно
в лес в мае 2010 года. С тех пор о
местонахождении дикой девушки
ничего не известно.
Витя из Подольска (2005)
Витя Козловцев с 3 месяцев до 6 лет жил в запертой комнате вместе с собакой, мама и бабушка, жившие в той же квартире, заходили только чтобы дать им еды. Мальчика, который передвигался исключительно на четвереньках, и вместо человеческой речи рычал и «гавкал», обнаружил педиатр. Врач решил навестить ребенка, который почти 6 лет не был на приеме, и тем самым спас ему жизнь.
Благодаря упорству Лилит Гореловой , владелицы семейного детского дома «Милосердие», он смог окончить колледж, хоть и отстает в развитии от своего возраста (ему уже 22). Витя же до сих пор сильно боится собак.
Ваня Юдин «Русский мальчик-птица»
В 2008 Маленького Ваню из Волгограда забрали у матери в возрасте 7 лет. Женщина почти сразу написала отказ от ребенка: она не истязала сына, не злоупотребляла алкоголем и не страдала ментальными расстройствами. Ей просто не нужен был ребенок, а вот птицы были нужны: в двухкомнатной квартире, где жил Ваня со своей мамой, все свободные поверхности были заставлены птичьими клетками. Мать Вани кормила сына, но этим ее материнская забота и ограничивалась: она не выводила его из квартиры и вообще никак с ним не общалась. В итоге мальчику не оставалось ничего другого, кроме как общаться с птицами. Когда сотрудники опеки забрали его, Ваня пытался выражать свои мысли чириканьем и хлопаньем руками, как крыльями.
Мальчик был переведен в центр психологической помощи. Нехватка человеческих взаимоотношений привела ребенка в иной мир.
Девочка из Подмосковья (2021)
В доме, в условиях полной антисанитарии, обнаружили девочку 6 лет, которая передвигалась на четвереньках. Как в дальнейшем выяснилось, прямо ходить она не могла из-за атрофии мышц. У нее наблюдался сильный недобор веса, к тому же питалась она кошачьим кормом. Говорить ребенок не умел и отзывался только на «кис-кис».
Следствие установило, что мать девочки проживает в Новой Москве со старшей дочерью (ей 12 и она тоже не разговаривает), а младшую оставила под присмотром своих знакомых
Реабилитация
Специалисты отмечают, что после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только «надрессировать» или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос. Если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь – переучить будет уже невозможно.
Совершенно точно установлено, что человек, выросший в изоляции от людей и воспитанный среди животных, навсегда утрачивает возможность достичь нормального умственного и личностного развития, в науке не было запротоколировано ни одного случая полноценной адаптации людей с «синдром Маугли».
Календарь нормального развития ребенка
- В 6 месяцев – лепечет, имитирует звуки, ползает, учится вставать.
- В 1 год – произносит 10-15 упрощенных слов, самостоятельно ходит, пользуется ложкой.
- В 3,5 года – стоит на одной ноге, спускается по лестнице, бегает, прыгает, знает свое имя, пол и возраст, самостоятельно одевается, имеет в запасе 250-700 слов, произносит предложения из пяти-восьми слов.
- В 4 года – прыгает на одной ноге, пятится, открывает дверь ключом, моет руки, использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, знает 1500-2000 слов.
- В 5 лет – уверенно держит в руке карандаш, хорошо раскрашивает рисунки, знает 2500-3000 слов, совершает ошибки лишь при произнесении трудных незнакомых слов.
Роль социализации
- Агенты первичной социализации - это родители, братья и сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры и др. близкие люди.
- Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники радио, печати, суда и т.д.
Таким образом, первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, вторичных - на поздних
ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ЗА 2020 ГОД
Вывод
- в процессе развития человека есть возрастная граница, порог от младенчества до 12-13 лет, в который закладывается та или иная функция; - после 12-13 летнего возраста неразвитого человека возможно только «надрессировать»; - все дети, воспитывавшиеся среди животных, приобретали навыки тех животных, с которыми они находились в постоянном контакте;
- дети с синдромом обладают отменным здоровьем и более устойчивым иммунитетом; - попытки приобщить детей с «синдромом Маугли» к жизни в социуме заканчивались трагически, либо дети оставались недееспособными на всю жизнь;
- шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли» зависят от генетически заложенных качеств, от периода и длительности пребывания вне социума;
- истории, приключившиеся с «Маугли» всех рас и континентов, послужили доказательством тому, что человека человеком делает не внутренняя программа, не наличие какой-то особенной души, а нормальное воспитание в социуме.
Роль семьи в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка.
Советы по воспитанию детей
- Родители с самого раннего возраста должны поддерживать в ребенке чувство самоуважения, чувство собственного достоинства . Дети должны остро чувствовать, что они любимы, уважаемы. Жесткость требований не должна перерастать в жестокость. Поскольку впоследствии это может обернуться или закомплексованностью или чрезмерной агрессией по отношению к окружающим.
- В воспитательном процессе акцент необходимо сделать на позитивные качества ребенка (формировать установку "я - хороший", уверенность в себе). Если повторять маленькому человечку, что он плох, он в действительности таким и будет. Необходимо помнить, что ребенок - то зеркало, в котором отражаются, прежде всего, недостатки родителей, их социального поведения. В то же время, любовь родителей к своим детям должна предполагать и требовательность к выполнению ими социальных ролей, которые способны выполнять в соответствии со своим возрастом.
- Нельзя перехваливать ребенка. Ведь есть риск устранить стимул к самосовершенствованию, "прикормить" заниженную требовательность к себе и повышенную - к другим, а в дальнейшем -высокомерное отношение к людям и ролевые конфликты.