Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени
Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
ОКТЯБРЬ 2017
п. КАРДЫМОВО
Современные формы и методы обучения учащихся по новым стандартам.
Выступление на заседании районного МО
учителей начальных классов
Подготовила учитель начальных классов Баранова Елена Владимировна
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Педагогика не стоит на месте. Появляются новые методы, способы и технологии обучения. Некоторые трансформируются в связи с предъявляемыми требованиями к современному уровню образования. Предлагаю вашему вниманию 9 старых новых методов, способ технологий обучения.
9 старых новых методов способов, технологий обучения – это всего лишь своеобразный миниэкскурс в активные формы и методы обучения, который напомнит опытным учителям о методиках преподавания предмета, молодым специалистам – найти свой индивидуальный учительский почерк.
1 Адаптивное обучение, или персонализированный подход
Название говорит само за себя. При адаптивном обучении главное – максимальная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, а также учёт и реализация всех его возможностей.
Цель обучения направлена на формирование и развитие таких навыков, как самостоятельная работа, самоконтроль, проектная деятельность.
Самостоятельной работе уделяется большое внимание, поэтому необходимо максимально включать всех учащихся в самостоятельную работу.
Адаптивное обучение можно организовать с помощью MOOC (Массовые Открытые Онлайн Курсы) или игровых приложений.
2 Активное обучение.
Повысить мотивацию, активизировать учебно-познавательную деятельность школьников можно с помощью активного обучения, которое связано с практическим применением навыков. Формы могут быть разные: игра, тренинг, анализ и решение конкретных ситуаций, исследование, проект и др. В организации активного обучения для учителей и школьников помощниками могут стать веб-технологии, программы по созданию презентаций, аудио- и видеофайлов, блоги, социальные сети и др.
Важно: активность во время обучения должна быть не эпизодической или временной, а на протяжении всего урока или занятия. При этом учитель и ученик постоянно взаимодействуют. Безусловно, активное обучение предполагает использование активных форм и методов обучения. Вспомним некоторые из них: проблемный метод, метод проектов, модульный метод, метод анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм», групповой метод, игровые методы обучения и т.д.
3 Дистанционное обучение
Распространённая система обучения в наши дни, тем более организовать учебный процесс дистанционно позволяют современные технологии: интернет-технологии, телевизионно-спутниковая технология, заочное обучение.
Интернет-технологии чаще других используют при дистанционном обучении. Связано это ещё и с тем, что интернет расширяет свои возможности, включая в себя другие технологии. Так, например, телефония сегодня телефония – часть глобальной сети.
Такая система обучения обладает рядом преимуществ для современного человека, для людей, которые не имеют возможности учиться очно по каким-либо причинам, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, проводить обучение на расстоянии и делиться опытом. В то же время дистанционное обучение требует от человека наличие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, самоконтроль и саморегуляция.
Электронная почта, форумы, социальные сети, вебинары, видеоуроки. Электронные учебники и др. – инструменты для организации взаимодействия во время дистанционного обучения.
4 Мобильное обучение
Мобильное обучение – это разновидность дистанционного обучения, основанная на связи между преподавателем и обучаемым, которая происходит при помощи планшетов, смартфонов, игровых приставок, социальных сетей и т.д.
Мобильное обучение имеет свои плюсы: узнать и научиться новому можно вне зависимости от местонахождения обучающегося.
Главное – иметь доступ к Wi-Fi.
5 Дифференцированный подход
Дифференцированный подход учитывает уровень подготовки и достижения учащихся с учётом психолого-физических особенностей, цель – помочь ребёнку овладеть программным материалом, проявить свои способности.
6 Эдьютейнмент, или игровое обучение
Эдьютейнмент (англ. «edutainment») – учимся играя. В педагогической практике давно используется игровое обучение, когда в игровой форме создаются ситуации, напоминающие реальные. Цель – создать условия для получения знаний, формирования навыков, умений, проявления эмоционально-оценочной деятельности и применения полученного опыта в самостоятельной деятельности.
7 Конструкционизм
В последнее время, особенно с развитием интернета, люди вовлечены в разнообразные сообщества. Яркий пример тому – социальные сети. Конструкционизм – это тоже сообщество, но только образовательное, где каждый новичок может сразу стать участником совместной деятельности.
Эффективность обучения заключается в идее вовлечения людей, наделённых общим или личностным смыслом, в создание каких-либо продуктов. И только тогда будет результат, потому что люди в процессе такой деятельности создают что-то важное для них самих и окружающих. При этом объекты, которыми может обмениваться сообщество, должны быть трудным и увлекательным, и именно тогда перед участниками откроются большие образовательные возможности.
Конструкционизм рассчитан на работу в электронных средах, позволяющих создавать, видоизменять и обмениваться цифровыми материалами. Например, многопользовательские миры, сервисы Веб 2.0, Moodl.
8 Когнитивное обучение
Цель – научить учащегося понимать, как можно выполнить задачу и построить стратегию решения проблемы.
9 Поток
Поток предполагает активное включение в процесс обучения и нацеленность на успех. Итог – получение удовлетворения от своей деятельности и самореализации.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОВ ОБУЧЕНИЯ
Практический
Опыт, упражнения, учебно-производительный труд
Наглядный
Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся
Словесный
Объяснения, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут
Работа с книгой
Чтение, изучение, реформирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование
Видеометод
Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя, контроль»
Формы организации учебных занятий.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ:
- Вводный урок
- Тренировочный урок
- Контрольный урок
- Урок закрепления знаний, умений, навыков
- Урок самостоятельной работы
- Урок ТСО
- Урок практической работы
- Комбинированный урок
- Повторительно-обобщающий урок
- Нетрадиционные типы
УРОК ФАНТАЗИРОВАНИЯ
- Урок-соревнование
- Урок открытых мыслей
- Урок-турнир
- Урок-диспут
- Урок-эврика
- Урок-зачёт
- Урок творчества
- Урок- спектакль
- Урок-конкурс
- Интегрированный урок
- Урок-игра
- Урок-сказка
- Урок взаимного обучения
- Урок-КВН
- Урок-путешествие
- Аукцион знаний
- Волшебный концерт
- Урок-конференция