Современные образовательные технологии
Новое время требует нового подхода во всех сторонах жизни, в том числе и в образовательном процессе. На смену старому подходу к образованию приходят новые, нацеленные на развитие навыков исследования, формирование когнитивных умений высокого уровня, формирование критического мышления, коммуникативных способностей, умения учиться самостоятельно, которые нуждаются в систематизации и классификации. В связи с этим возникла необходимость в определении таких понятий как педагогическая технология и образовательная технология. Несмотря на то, что эти понятия очень часто замещают одно другим, но более всеобъемлющем мы будем понимать термин образовательные технологии, как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. При этом не будем путать понятия «технологии» и «методики». Еще в 1997 г. А. Кушнир определил: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»… Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат.»
В контексте внедрения ФГОС наиболее востребованными современными образовательными технологиями являются метод проектов, педагогические мастерские, «Дебаты», технология развития критического мышления, проектно-исследовательские технологии, дискуссионные технологии, Кейс-метод, технология портфолио, педагогические мастерские, которые построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным, рефлексивным технологиям, технологиям по «обучению мышлению». Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных развитии способности к самообразованию.
Применительно к моему предмету (а я являюсь учителем «Технологии») наиболее применимой образовательной технологией является метод проектов.
Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Технология» подразумевает собой такую организацию учебного процесса, при которой реализуются интеллектуальные и физические возможности учащихся по созданию новых изделий, имеющих практическое назначение и представляющих собой результат творческой и мыслительной деятельности. Отличительной особенностью метода проектов является то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся в определенный промежуток времени. Основной задачей метода проектов является решение какой-либо проблемы. Результат метода проектов применительно к предмету «Технология»: получение готового изделия народного потребления в сфере легкой промышленности, конструирования и дизайна, а также пищевых технологий. С точки зрения педагогических технологий, метод проектов предполагает собой сочетание различных педагогических методов: исследовательских, поисковых и проблемных.
Помимо основной цели – создания продукта, также метод проектов предполагает следующие цели: обучающую - овладение учащимися проектными знаниями, умениями, навыками, технологической культурой; развивающую - становление познавательных, творческих способностей учащихся, эстетического восприятия действительности, умения планировать деятельность и т.д.; воспитательную - развитие таких качеств учащихся, как аккуратность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, требовательность к себе и другим.
Творческий проект состоит из следующих этапов:
1. Поисково-исследовательский:
- поиск, анализ проблемы или темы проекта;
- краткая формулировка задачи;
- сбор, изучение, исследование и обработка информации;
- проработка оптимальной идеи
2. Технологический:
- составление технологической документации;
- практическая реализация проекта;
- внесение, при необходимости изменений в технологию;
- текущий контроль качества выполнения.
3. Заключительный:
- испытание проекта;
- оценка качества реализации проекта;
- изучение возможностей использования результата проектной деятельности;
- защита проекта, выставка проектов
В ходе моей практической деятельности, метод проектов проявил себя результативно. В ходе работы над проектами у учащихся проявляются творческие способности, умение самостоятельно работать, а также быть частью коллектива и выполнять поставленные задачи и цели.