Кондратьева И.В.
Технологическая карта урока « Современные виды финансового мошенничества»
Класс: 8 класс
Цель: мотивировать на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества
Задачи:
- познакомится с историей возникновения финансового мошенничества;
- рассмотреть виды финансового - интернет мошенничества и мошенничества с использованием банковских карт;
- сформировать умение выявлять основные методы мошенников;
- сформировать умение принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-сформировать умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Оборудование: проектор, компьютер, фломастеры, листы формата А4.
Дидактический материал: раздаточные карточки.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. Актуализация знаний | Приветствие учеников, создание атмосферы сотрудничества. Деление класса на группы. Учитель предлагает вспомнить, какими качествами должен обладать финансово грамотный человек? Учитель направляет и корректирует ответы, и записывает их на доске. | Готовятся к восприятию информации Отвечают на вопрос. |
2. | Погружение в содержание | Учитель выдает карточки с заданиями и предлагает охарактеризовать ситуации, представленные в группе. и ответьте на вопрос « Что общего в ваших ситуациях?» Своим ответом вы определили тему нашего занятия - это - Финансовое мошенничество. | Учащиеся обсуждают ситуации внутри группы, отвечают на поставленный вопрос: Финансовое мошенничество. |
3. | Колесо истории. | А теперь я предлагаю обратиться к истории. Ответьте на вопрос: Что такое финансовое мошенничество? Как вы думаете, как давно появились финансовые мошенники? Просмотр презентации. https://cloud.mail.ru/public/VZRM/4dZJvA1gs | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. |
4. | Формулировка цели и постановка проблемы. | Как мы с вами выяснили, что финансовому мошенничеству около 300 лет. Мы живет в 21 век, в мире высоких технологий и скоростного интернета. Казалось бы, есть возможность любому жителю страны получить любую полезную информацию о финансах. Почему же люди продолжают попадаться на удочки финансовых мошенников? Помогает учащимся выявить проблему. Ставит цель занятия: выработать личную стратегию грамотного поведения в ситуациях риска и мошенничества. | Формулируют с помощью учителя проблему: Почему люди в информационном обществе становятся жертвами финансовых мошенников? |
5 | Исследование | Вы познакомились с современными видами финансового мошенничества. Проводит практическую работу. Каждой группе (4 группы) раздает карточки с примерами финансового мошенничества ( финансовая пирамида, фишинг, кликфрорд,фарминг) Задание определить вид мошенничества и составить памятку как не стать жертвой данного мошенничества? | Выполняют поставленную учителем задачу. Выбирают спикера для защиты работы |
6 | Защита работ | Корректирует, поддерживает. | Презентация своего задания |
7 | Социализация | Предлагает выбрать группу волонтеров, которые познакомят жителей с новыми видами финансового мошенничества и раздадут памятки: « Как не стать жертвами мошенников» | Составляют памятки в Microsoft Publisher ? Проводят социальную акцию |
8 | Вывод | Подведение к выводам. Учитель обращает внимание учащихся к написанным на доске качествам финансового грамотного человека и поставленной проблеме «Почему люди в информационном обществе становятся жертвами финансовых мошенников? | Ученики формулируют выводы. |
9 | Рефлексия | Понравилась ли вам данная форма проведения занятия? Что бы вы изменили в проведении занятия7 | Учащиеся дают свои варианты.ответов. |
Конспект урока « Современные финансовые мошенничества.
Цель: мотивировать на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества
Ход занятия.
1.Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день, ребята! Я приветствую вас на занятии по финансовой грамотности. Прежде чем, мы начнем наше путешествие в мир новых знаний, я предлагаю вам разделиться на группы и занять соответствующие места. Сегодня наше деление будет необычным: мы делимся на 4 группы по 5 человек.
1я группа–те, чьи имена начинаются на буквы - У, К, Е, Н,Г ,
2 группа – те, чьи имена- В, А,П,Р,Э
3 группа - те, чьи имена -О, Л, Д,Ж,Ю
4 группа - те, чьи имена -Я,С, М,И,Т,
Учитель. Ну вот команды созданы, но для того чтобы отправится в путешествие нам надо вспомнить: какими качествами должен обладать финансово грамотный человек?
Учащиеся отвечаю на вопросы.
Учитель направляет и корректирует ответы, и записывает их на доске.
Результатом общей работы должна получиться следующая схема.
Финансово грамотный человек:
1.Планирует доходы и расходы
2.Следит за состояние личных финансов
3.Разбирается в финансовых вопросах.
4.Рационально выбирает финансовые продукты и услуги.
5. Понимает права потребителя финансовых услуг.
6. Живет по средствам, избегает непомерных платежей долгов по кредитам.
7.Готов к непредвиденным обстоятельствам.
2. Погружение в содержание
Учитель: А теперь для групп следующее задание перед вами на столе лежат карточки с описанием ситуаций. Прочитайте, обсудите в группе и ответьте на вопрос « Что общего в ваших ситуациях?»
Учащиеся обсуждают ситуации внутри группы, отвечают на поставленный вопрос:
Определяют, что объединяет все ситуации понятие: «Финансовое мошенничество».
Учитель: Своим ответом вы назвали тему нашего занятия: «Современные виды финансового мошенничества.
Карточки с ситуациями.
№1.Студентка 5 курса медуниверситета Романова Алена решила заказать в интернет-магазине известной сети маркетов техники ноутбук для написания курсового проекта. Цена на сайте была дешевле, чем в самом магазине, что привлекло девушку. Она оплатила по реквизитам для брони товара, пришла в точку выдачи продукции, но такого номера заказа не существует.
№2.Вы получаете электронное письмо со списком имён, в котором вас просят отправить минимальную сумму на электронные кошельки тех, чьи имена находятся в верхней части списка, добавить своё имя внизу, убрать «лидера» и разослать обновлённый перечень всем своим знакомым с предложением сделать то же самое. Автор в своём письме старательно и доходчиво объясняет, что если всё больше и больше людей присоединится к этой цепочке, то когда наступит ваша очередь получения денег и ваше имя достигнет первой позиции в списке, вы можете стать миллионером.
№3Людмиле Петровне позвонили среди ночи и сказали, что ее внук стал участником драки и сильно побил парня. Чтобы он не подал на него заявление в полицию, она должна была вынести к подъезду крупную сумму денег, так она и поступила, окутанная страхом и переживаниями за своего внучка. На утро она была выругана за свой опрометчивый проступок дочерью, что та не позвонила ей и не выяснила, где находится ее сын, который, ничего не подозревая, спал в квартире родителей.
№4.Вам на мобильный телефон звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
№5. Вам пришло СМС - сообщение о крупном выигрыше 500 000 рублей. А чтобы узнать подробную информацию, необходимо перезвонить по указанному номеру. При этом «счастливчика» долго удерживают на линии. Узнать информацию о выигрыше так и не удается. А после того как звонок прерывается, выясняется, что со счета исчезли все деньги.