СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок английского языка на основе системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок английского языка на основе

 системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок английского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Современный урок английского языка на основе системно-деятельностного подхода.


        Мы живем в быстро меняющемся мире: что было хорошо вчера, сегодня уже неактуально. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны и конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

        Перспективное развитие школы нового века ориентировано на переход от предметно-знаниевого образования к компетентностному, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. При этом подходе вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

        При разработке государственных стандартов нового поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам модернизиующегося образования описывает системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование и нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе». 

Системно - деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять.

По моему мнению, именно  через реализацию системно - деятельностного подхода мы дадим ребенку возможность  развития, стремясь научить ребенка учиться.

        Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г. Асмоловым  в  1985 г. как особого рода понятие.  Уже тогда учёные -методисты старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей)  и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок.

Системно-деятельностный подход (СДП) является основой ГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

   - признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

   - учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

   - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

   - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

   - гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на такие группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки отработки знаний и умений (или умений и рефлексии);

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

5. урок-исследование.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Преимущества деятельностного метода обучения

        Деятельностный метод может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; учебные действия детей - на этапе «открытия» нового знания; действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

        Кроме того деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД.

Практическая – научить, обучить, ознакомить, формировать, развивать, усовершенствовать, контролировать (если контроль навыков).

Формирование УУД на уроках различного типа

Тип урока

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Урок открытия нового знания

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ- компетентности

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок общеметодологи-

ческой направленности

Познавательные: знаково-символические, логические

Регулятивные

Коммуникативные

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок развивающего контроля

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Коммуникативные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок рефлексии

Регулятивные: контроль, оценка.

Начальные формы познавательной рефлексии.

Самоопределение

Начальные формы личностной рефлексии.

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию

  • мотивация к обучению и познанию

  • ценностно-смысловые установки

  • социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные  результаты (универсальные учебные действия):

  • личностные

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие — Я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю, что …. (формирование мировоззрения).

        Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является способом реализации деятельностного подхода.

        Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают, т.е. ребёнок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка ,

  • специфики учебного предмета,

  • меры сформированности действий учащихся .

В целом, к учебным ситуациям можно отнести:

  • ситуации стимулирования;

  • ситуации выбора;

  • ситуации успеха;

  • ситуации решения проблемных учебных задач;

  • ситуации риска;

  • ситуации критики и самокритики;

  • ситуации помощи и взаимопомощи;

  • ситуации самооценки;

  • ситуации общения;

  • ситуации убеждения;

  • ситуации соревнования и соперничества;

  • ситуации сопереживания;

  • игровые ситуации;

  • ситуации ответственных решений;

  • ситуации освоения новых способов деятельности;

  • тренинговые ситуации;

Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Сталкиваясь с проблемой  недостаточной методической освещённости данной проблемы при обучении иностранному языку, я начала поиск педагогических приёмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока «открытия» нового знания:

1 этап – мотивация

2 этап – актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

3 этап – выделение места и причины затруднений

4 этап – построение выхода из затруднений

5 этап - этап реализации построения проектов

6 этап – первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

7 этап – этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8 этап – этап включения в систему знаний и повторений

9 этап – рефлексия учебной деятельности на уроке


2. Урок отработки знаний и умений (или умений и рефлексии).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Структура урок рефлексии:

1 этап – мотивации

2 этап – актуализации и пробного учебного действия

3 этап - локализация индивидуальных затруднений 

4 этап - целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений 

5 этап - реализация построенного проекта 

6 этап - обобщение затруднений во внешней речи 

7 этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

8 этап - включение в систему знаний и повторения 

9 этап - рефлексия деятельности на уроке

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока общеметодологической направленности

1 этап - организационный этап.

2 этап - проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3 этап - постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 -     в знакомой ситуации (типовые)

 -     в изменённой ситуации (конструктивные)

4этап - первичное закрепление

5 этап - творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6 этап - информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7 этап - рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока

1 этап - мотивация

2 этап - актуализация и подготовка мышления учащихся

3 этап – локализации индивидуальных затруднений

4 этап – построение проекта выявленных затруднений

5 этап - целеполагание контроля

6 этап - контрольная работа

7 этап - самоконтроль (взаимоконтроль)

8 этап – решение задач творческого характера

9 этап – рефлексия контрольно – коррекционной деятельности.

5. Урок – исследование

Переходный урок: от открытия новых знаний до отработки знаний.

1 этап – мотивации или актуализации знаний

1.1– актуализация ЗУН, достаточных для построения нового знания 1.2- фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности

2 этап – операционно - исполнительный этап 2.1. – создание проблемной ситуации, постановка проблем 2.2- определение темы исследования

2.3 – формулирование цели исследования

2.4- выдвижение гипотезы

2.5 – выбор метода решения проблемной ситуации

2.6 – составление плана исследования

2.7 – открытие детьми нового знания

3 этап – оценочно- рефлексивный

3.1- интерпритация полученных данных

3.2 - вывод по результатам исследовательской работы

3.3 – применение новых знаний в учебной деятельности

3.4 – оценка и самооценка учащихся

4 этап – домашнее задание (должно носить творческий характер)

Системно - деятельностный подход на уроках иностранного языка реализуется успешнее через построение  и решение учебных ситуаций. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания. При создании ситуации учения - обучения ученики не могут действовать по  заготовленным шаблонам, это приводит к развитию,  к тому, что человек становится восприимчивым к изменению собственных форм работы. 

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

        В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Таким образом, модернизация современного образования – это необходимость, веление времени. Она направлена в будущее, в котором были бы реализованы интересы личности и общества.





































Современный урок английского языка на основе системно-деятельностного подхода.













Подготовил:

Учитель английского языка

МОУ «Школа № 24 г. Тореза»

Маньковская В.А.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!