СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные приоритеты и тенденции в развитии образования в России и Швеции

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время вопросы, связанные с дальнейшим развитием образования взрослых, актуальны как для России, так и для Швеции. Но в отличие от Швеции для новой России, имеющей разноплановый опыт в образовании взрослых, связанный с дореволюционным и советским прошлым, эта область образования нуждается в исследованиях, воплощении теоретических заключений в практику.

Просмотр содержимого документа
«Современные приоритеты и тенденции в развитии образования в России и Швеции»

Современные приоритеты и тенденции в развитии образования взрослых в России и Швеции


В наше время вопросы, связанные с дальнейшим развитием образования взрослых, актуальны как для России, так и для Швеции. Но в отличие от Швеции для новой России, имеющей разноплановый опыт в образовании взрослых, связанный с дореволюционным и советским прошлым, эта область образования нуждается в исследованиях, воплощении теоретических заключений в практику.

В России наряду с созданием образовательных учреждений для взрослых решается задача координации их деятельности. В начале 2000-х годов при Министерстве образования Российской Федерации начал функционировать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых, который был признан коллегиальным совещательным органом Минобразования России. Целью его деятельности является выработка рекомендаций по организации, нормативно-правовому, научно-методическому, информационному обеспечению деятельности и развития сферы образования взрослых в России (URL: www.dvfu.ru).

С 2000 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования функционирует кафедра педагогики и андрагогики, являющаяся научно-методическим и учебным центром андрагогов. Кафедра курирует работу лабораторий, разрабатывает вопросы повышения квалификации педагогов негосударственных образовательных учреждений (см. таблицу №2), занимается изучением социально-психологических проблем образования взрослых и другими проблемами российского образования (URL: http://www.spbappo.ru).


Кафедры и лаборатории андрагогики в структуре российского высшего профессионального образования

Таблица № 2.

Кафедра, лаборатория

ВУЗ

Основные направления работы кафедры, лаборатории

Кафедра андрагогики и акмеологической педагогики (1999)

Орловский государственный университет

-Вопросы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для высшей школы;

-сотрудничество со специалистами-практиками, выпускниками факультета и зарубежными преподавателями;

-изучение перспектив развития направлений подготовки (специальностей) «Социальная педагогика» и «Социальная работа».

Кафедра андрагогики

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова (Якутск)

Научно-теоретическое обоснование и практическая реализация андрагогического образования для различных категорий педагогических кадров, способствующего развитию регионального рынка труда, образования взрослых на Северо-Востоке России.

Лаборатория андрагогики (2003)

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

-Мониторинги, консультации, курсы повышения квалификации для административного сектора высших учебных заведений и специалистов, осуществляющих переподготовку взрослого населения.

Лаборатория андрагогики (2004)

Педагогический институт Южного федерального университета

Научно-методическое и технологическое обеспечение качества подготовки и переподготовки педагогов высшего звена Педагогического института Южного федерального университета через систему повышения квалификации.

Кафедра андрагогики

Ставропольский государственный педагогический институт

Андрагогическое сопровождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кафедра педагогики и андрагогики

Нижегородский институт развития образования

Проектирование деятельностной кооперации субъектов инновационной работы образовательных учреждений в условиях введения ФГОС, разработка проектно-ориентированного содержания деятельности проектно-сетевого института инновационного образования.


Как видно из приведенной выше таблицы, функционирующие на базе вузов кафедры и лаборатории андрагогики направлениями своей работы обозначают повышение квалификации работников высшего профессионального образования, проведение мониторингов, консультаций в этой сфере, сотрудничество со специалистами-практиками, выпускниками факультета и зарубежными преподавателями и др.

На сегодняшний день более чем в 30 регионах России открыты школы и университеты третьего возраста, Народные университеты, которые помогают людям в зрелом возрасте сохранять активную жизненную позицию, получить новые знания, общаться. В эти учебные заведения желающие принимаются без вступительных экзаменов, согласно устремлениям самого человека.

Анализ предлагаемых курсов в образовательных учреждениях для взрослых позволяет заключить, что людей в зрелом возрасте более всего интересуют компетенции, указанные в таблице №3.

Компетенции для образования взрослых

Таблица №3.

Область жизнедеятельности

Компетенции

медицина и здоровьесбережение

Здоровье, активный образ жизни;

технологические инновации

компьютерная грамотность, бытовая техника;

общее образование

культура, искусство, этика, этикет.


Например, университет третьего возраста в Магнитогорске пришли пожилые люди, образовательные приоритеты которых распределились следующим образом: медицина была интересна 73% слушателей, психология – 32,4%, правовые знания – 24,3%, история культуры и родного города – 18,9%. Многие люди записались сразу на 2–3 направления (Топорков С. Нужно ли учиться пожилым. С.42).

На базе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) создан Онлайн-университет третьего возраста. Разработан и реализуется проект первого в России портала дистанционного обучения для пожилых людей u3a.niuitmo.ru. На этом портале размещены различные авторские курсы, мини-курсы, лекции, «Лента новостей», которая постоянно обновляется.

Среди основных задач Онлайн-университета - формирование информационной культуры старших поколений, создание системы качественного и доступного дистанционного образования для взрослых, преодоление информационного неравенства и социально-культурного ограничения пожилых людей (URL: u3a.niuitmo.ru).

В перспективе разработчики проекта планируют создать в г.Санкт-Петербурге Национальный ресурсный центр дистанционного образования для разных категорий взрослых людей. В планах центра - сотрудничество в виде методической помощи социальным работникам и всем, кто работает с пенсионерами (URL: u3a.niuitmo.ru).

В Невском районе Ленинградской области действует Школа третьего возраста со своими филиалами. С 2004 года участники Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации гражданского просвещения «Дом проектов», являясь одновременно специалистами по социальной работе районной социальной службы, осуществляют проект «Школа третьего возраста» (URL: http://www.seniorschool.ru), который реализует свою деятельность в помещениях государственного центра социального обслуживания населения Невского района. Организаторы проекта называют свою Школу социально-просветительским центром для людей старшего возраста, общественной организацией, призванной объединять людей и поддерживать их в стремлении к полнокровной творческой и социально-полезной деятельности с учетом собственных ресурсов и желаний.

В 2008 году Школа открыла филиал в г.Гатчина Ленинградской области – Университет третьего возраста (URL: http://www.сsogtn.ru), способствовала в 2011 году созданию Школы третьего возраста в поселке Сиверском Гатчинского района.

Слушателям предлагаются разнообразные по тематике курсы: литературный салон, оздоровительная гимнастика, бальные танцы, рукоделие, творческая мастерская, английский язык, компьютерная школа, видео-экскурсии. Кроме этого, обучающиеся в Школе третьего возраста, занимаются в театральной студии, благоустраивают территории в центре поселка, осенью делают посадки, ухаживают за парком и памятником, участвуют в конференциях, семинарах и дискуссионных беседах, проводят творческие мастер-классы, фестивали национальных культур, организуют пешеходные экскурсии.

В октябре 2012 года организаторы Школы третьего возраста создали в г.Санкт-Петербурге Народный университет для желающих вступить в сообщество, но не являющихся жителями Невского района. Перечень образовательных курсов в Народном университете в 2013 году был следующим: 1) Христианство. История и традиции, 2)Драматическое искусство, 3)Мода и стиль, 4)Швейная практика, 5)Художественное вязание, 6)Роспись по ткани (батик), 7)Живопись и рисунок, 8)Английский язык (URL: http://www.seniorschool.ru).

Несмотря на то что большее количество образовательных учреждений для взрослых открыто в г.Санкт-Петербурге и г.Москве, некоторые регионы имеют продолжительный опыт работы в данной области. Один из первых регионов, включившийся в такую работу, - Карелия. Карельская региональная общественная организация «Свободное образование» была создана в 1996 году (URL: http://village.volny.edu/karl.html). В рамках организации действуют 8 отделений с координационным центром в г.Олонце. Основной принцип деятельности – «демократизация общества через обучение» – близок шведским принципам образования взрослых.

В г.Иванове был создан Городской открытый народный университет третьего возраста (1998 год) по инициативе общества «Знание», Областного совета ветеранов вооруженных сил и труда, Областного управления юстиции, Объединения музеев им.Д.Бурылина, Государственной медицинской академии, Областного управления культуры. В университете работают факультеты историко-культурного наследия, правовых знаний, здоровья, культуры и искусства, художественного и прикладного искусства, общественно-политических знаний. Учебные планы, образовательные программы строятся на основе пожеланий слушателей (Короткова З.А., Хохунова О.И. Городской открытый народный университет третьего возраста в Иванове. СПб. 2004. С.164-168).

Псковская региональная ассоциация образования взрослых, созданная на основе образовательных и общественных организаций региона, ежемесячно проводит занятия в Школе андрагогики. Главной задачей первого года существования ассоциации стало привлечение общественного внимания к проблеме образования взрослых. Были определены местные приоритеты в этой сфере и совместная программа действий на будущее.

Целью работы ассоциации является развитие системы и методологии образования взрослых в г.Пскове и Псковской области, особое внимание уделяется социальной сфере. В результате пятилетней работы ассоциации (2000 - 2005 годы) было проведено более 300 семинаров и конференций по вопросам образования взрослых, разработано и реализовано 17 проектов социальной направленности, налажен обмен опытом между организациями Псковской области и партнерами в России и за рубежом (URL: www.pskov.teia.ru).

В 2006 году при поддержке Немецкой ассоциации народных университетов в г.Пскове и Псковской области стартовал проект «Муниципальная модель образования взрослых», в рамках которого были разработаны разные модели: от обучения основам сельского туризма до создания районного ресурсного центра образования взрослых.

В г.Москве при центрах социального обслуживания почти в каждом округе существуют Университеты третьего возраста. К примеру, в Университете третьего возраста на юго-востоке Москвы на базе центра социального обслуживания «Жулебино» интенсивно разрабатываются программы, создаются факультеты; организаторы стараются учесть пожелания пенсионеров. В 2013 году в этом учебном заведении функционировали следующие факультеты: компьютерной грамотности, здорового образа жизни, театрального искусства, рукоделия. Действует также университетский хор, который занимает призовые места на соревнованиях разного уровня, клуб «Золотая луза» (для любителей бильярда), клуб «Гламур форевер» (обучающиеся учатся искусству маникюра и создают необычные сумочки и шляпки).

Курганский Университет третьего возраста был открыт в 2010 году усилиями «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану», слушателями факультетов которого стали жители Кургана пожилого возраста и инвалиды. На базе учебного заведения организованы следующие факультеты: Историко-краеведческий («Россия и Зауралье»), Здоровье, Психология, Православные науки, Садоводство, Информационные технологии, Информационно-правовые технологии (в 2013 году переименован в Факультет правовых знаний) (URL: http://www.kurgan.ru). На базе последнего пожилым людям предлагается обучиться навыкам обращения с компьютером и системой Интернет: извлекать информацию, пользоваться электронной почтой, регистрировать аккаунты на разных сервисах, знакомиться с важнейшими информационно-правовыми базами – «Гарант» и «Консультант+» (URL: http://sh65.ru).

1 октября 2011 года (1 октября – Международный день пожилых людей) в г.Кирове открылся Университет для пенсионеров. Организаторами университета выступили Вятский государственный гуманитарный университет и кировский «Союз пенсионеров России». Были организованы следующие факультеты: здорового образа жизни, психологии, искусства, садоводства, спецкурс компьютерного всеобуча (URL: www.vesti.ru). Особым спросом у кировских пенсионеров пользуется последний спецкурс: сюда больше поступает заявлений. Практика показала, что пенсионеры желают освоить систему Интернет и скайп, чтобы общаться с детьми и друзьями из разных городов и стран. В будущем кировское отделение «Союз пенсионеров России» планирует организовывать выездные занятия для жителей других городов и сел Кировской области.

Субъекты Российской Федерации вырабатывают целевые программы по вопросам образования взрослых, которые чаще всего реализуются в проведении научно-практических конференций, круглых столов и форумов разного уровня. Например, в Красноярском крае в контексте осуществления краевой и городской целевой программы «Старшее поколение» проводилась краевая научно-практическая конференция «Образование в третьем возрасте» (2000 год), первый Красноярский социальный форум (2005 год), круглый стол «Образование пожилых людей: перспективы для общества и человека (2009 год). На 2011-2013 годы была принята комплексная программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Красноярского края», в результате реализации которой было запланировано открыть тридцать компьютерных классов для обучения инвалидов и пожилых людей. Запланировано обучить компьютерной грамотности около 16 тысяч людей третьего возраста. В Красноярском крае в настоящее время работают несколько учебных заведений для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность стала возможной благодаря грантовой программе Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития».

В г.Зеленогорске в 2000 году был создан Открытый народный университет при Центре гражданского образования Управления по делам культуры и искусства в сотрудничестве с Красноярской краевой организацией общества «Знание» при финансовой поддержке городского бюджета и спонсоров. Преподаватели - учителя, врачи, юристы; слушатели университета - – пенсионеры, инвалиды, безработные - люди в возрасте от 35 до 86 лет (более 120 человек).

В университете работает пять факультетов: здоровый образ жизни (предметы: органическое земледелие, фитотерапия, диетология, нутрициология, гериатрия, самомассаж, санитарное дело, арт-терапия), право (предметы: основы права, основы политологии), домашняя академия (предметы: лепка из глины, соломка, мягкая игрушка, папье-маше, лоскутная техника, аппликация, рукоделие, моделирование и конструирование одежды, вязание), КИЦ (предметы: музыковедение, музееведение и культурология), семейный факультет (предметы: культура быта, искусство слова, этика и психология семейной жизни, психология семейных взаимоотношений, природоведение, минералогия, страноведение, кулинария, изобразительное искусство, комнатное цветоводство, растениеводство, журналистика, основы компьютерной грамотности). В процессе преподавания используются авторские программы, совершенствующиеся в процессе работы. Весь курс обучения составляет 600 часов.

Учебный год разделен на несколько частей: октябрь – декабрь (начало занятий – 1 октября), январь – апрель (окончание занятий – 29 апреля), май – июнь (коллективное посещение городских мероприятий, участие в выставках), июль – подготовка и проведение «Города мастеров» в рамках празднования Дня города (Волобуева Л.М. Из опыта работы Открытого народного университета старшего возраста при Центре образования г.Зеленогорска Красноярского края СПб. 2004. С.159-164).

В 2010 году начал работать университет «Третий возраст» в г.Назарово Красноярского края, открытый краевым Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В течение учебного года обучающиеся получают новые знания на факультетах прикладного творчества, здоровья и долголетия, обустройства сада и дизайна, психологии, основ компьютерной грамотности. В 2012 году открылись новые факультеты: досуговый, правовой грамотности, психологии неограниченных возможностей (URL: http://zapad24.ru). С 2013 года действуют факультеты академии красоты, культурологии, правоведения.

Гражданская ассамблея Красноярского края в октябре 2012 года провела круглый стол на тему «Активное долголетие: роль социальных программ и проектов в развитии творческой активности пожилых людей», в котором приняли участие представители общества «Знание», народных университетов «третьего возраста» края. В процессе работы круглых столов происходило знакомство с международным опытом образования взрослых, деятельностью государственных, муниципальных, общественных организаций по созданию университетов третьего возраста, культурно-оздоровительных, информационно-образовательных центров для пожилых людей, обмен опытом.

В октябре 2012 года в с.Овсянка Красноярского края прошел семинар, целью которого было знакомство пенсионеров с информационными ресурсами Веб-регистратуры, Управления пенсионного фонда, отдела социальной защиты (URL: http://www.divedu.ru).

Муниципальное казенное учреждение «Городской информационно-методический центр» г.Дивногорска Красноярского края реализует проект «Университет третьего возраста» для людей, желающих освоить информационные технологии.

Университеты «третьего возраста» открыты также в г.Югре, г.Лянторе Красноярского края. Пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями предлагают освоить навыки компьютерной грамотности, правовые знания, узнать о вопросах здоровья, овладеть новыми видами искусства.

В г.Уфе при участии Уральского банка Сбербанка России действует республиканская целевая программа по обучению пенсионеров Народный университет третьего возраста на 2011-2013 годы. Программа включает курс «Финансовая грамотность», в рамках которого пенсионеров обучают взаимодействию с кредитными организациями, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми и инвестиционными организациями, защите прав потребителей.

В нескольких районах г.Уфы (Орджоникидзевском, Ленинском, Кировском) за 2011-2013 годы открыты университеты третьего возраста. Обучение ведется по следующим направлениям: основы компьютерной грамотности, английский язык, основы семейной психологии, основы и методология личной гигиены и лечебной физкультуры (URL: http://www.beautyufa.ru).

Народный университет третьего возраста г.Туймазы республики Башкортостан с 2007 по 2010 год обучил более 200 пенсионеров, в ближайшие годы планируется обучить до 20 тысяч пенсионеров (URL: http://ufa.bezformata.ru). Филиалы «Народного университета» открываются на базе образовательных учреждений республики. Людям пожилого возраста предлагаются следующие учебные курсы: иностранный язык, основы религии, право, социальное обеспечение, основы компьютерной грамоты, пенсионное законодательство, нетрадиционная медицина, народные промыслы, рукоделие, туризм, здоровый образ жизни; создана телестудия, функционируют творческие кружки.

С 1997 года в г.Орле действует Народный университет третьего возраста, проект которого реализует Орловская областная организация общества «Знание» при сотрудничестве с немецкой ассоциацией народных университетов. Обучение производится на шести факультетах: права, экономики, здоровья, истории православия, краеведения, сад-огород. Работают также мастерские: прикладного искусства, хорового пения, театр, клубы, творческие и профессиональные объединения (любителей шахмат, литературы, врачей, учителей и др.).

В штат университета введена должность модератора, организующего процесс обучения, активизирующего слушателей. Задача модератора – сделать так, чтобы у каждого участника было ощущение, что его не только выслушали, но к его мнению прислушались. В обязанности модератора входит также руководить дискуссией, вовлекать в обсуждение менее активных слушателей, при необходимости гасить проявления агрессивности, не допускать пространных монологов излишне многословных участников, уважать мнение каждого, он должен быть не выше и не ниже, а наравне с участниками (Образование пожилых (руководство для практической работы). Орел. 2001. С.7).

На Северном Кавказе, в регионе Кавказских Минеральных Вод, складывается определенный опыт создания образовательных учреждений для пожилых людей, которые обычно открываются при поддержке местных Центров социальной защиты населения и спонсорской помощи.

При Центре г.Георгиевска функционируют 5 социальных комнат: в ст.Незлобной, ст.Лысогорской, ст.Урухской, пос.Шаумянском, с.Новозаведенном. Деятельность данных социальных комнат сводится к оказанию социально-консультативной помощи пожилым людям, организация их досуга в виде проведения совместно с учреждениями культуры досуговых и праздничных мероприятий. Во всех социальных комнатах созданы университеты «третьего возраста», которые осуществляют свою деятельность по следующим факультетам: информационных технологий, творческого развития личности, здорового образа жизни, культурно-досуговой деятельности, безопасности для пожилых людей. В социальных комнатах ст. Незлобной и ст. Лысогорской работает клуб «Социальный туризм» (URL: cson.info). Интерес к деятельности данных социальных комнат и университетов (хотя название «университет», думается, здесь не совсем подходит) у пожилых людей в сельской местности все более возрастает.

Университет «третьего возраста» был открыт и в ст.Курской Ставропольского края в результате сотрудничества между Курским центром социального обслуживания населения и приходом Никольского храма ст.Курской. При университете работает факультет православия, организованный священником местной церкви А.Романенко. Обучающимися являются пожилые люди, которым священник помогает получить необходимые знания о православной вере, знакомит с духовным наследием нашей страны, а при необходимости, здесь можно получить духовную и психологическую помощь и поддержку. Занятия в виде лекций и бесед проводятся один раз в месяц (URL: www.georg-eparhia.ru/343-svyaschen...vozrasta.html).

Целью создания университета «третьего возраста» в г.Лермонтове Ставропольского края является «создание условий для изменения стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской  позиции и формирование новой модели личностного поведения путём вовлечения пожилых людей в образовательный процесс, разработка и осуществление общественно значимых  проектов, увеличение степени их участия в общественной жизни» (URL: www.stapravda.ru/lermontov). Данное учебное учреждение предоставляет возможность пожилым людям и инвалидам  бесплатно получать определенный уровень знаний и быстрее адаптироваться в жизни.  Обучение в университете проводится в форме лекций, бесед, тренингов, теоретических и практических занятий на следующих факультетах: правовых знаний, истории и культуры, информационных технологий, охраны безопасности жизнедеятельности, туризма и краеведения, православия, здорового долголетия.

В г.Пятигорске на базе отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения» в 2011 году открылся университет «третьего возраста», обучение в котором проводится по нескольким направлениям: компьютерная грамотность, краеведение, правоведение, английский язык, обеспечение безопасности жизнедеятельности (URL: kcson.mashuk.ru). Важным нововведением г.Пятигорска является то, что выпускникам там выдаются сертификаты об окончании курсов «Гид-экскурсовод», в результате чего пожилые люди имеют возможность работать экскурсоводами в родном городе. Учебная программа курса была разработана сотрудниками Пятигорского филиала Российского государственного социального университета при поддержке администрации Пятигорска и женсовета города.

Университет «третьего возраста» в Ставрополе работает с пожилыми людьми по следующим направлениям: право, культура, сад и огород, профилактика заболеваний, психология, экология и здоровье человека, компьютерное обучение, бесплатная юридическая помощь, волонтерство. Заметим, что данный проект финансируется Европейским союзом в рамках реализации программы «Усиление региональных объединений пожилых людей в России» (URL: dobroedelo.org/).

Интерес представляет опыт совместного российско-шведского проекта «Народный университет» в г.Великом Новгороде. В 1999 году он был создан благодаря получению финансирования от Фонда Улофа Пальме организациями Новгородской области и шведской губернией Эребру для занятия переводческой деятельностью, организации и проведения международных конференций и семинаров. Университет работал с пятью языками: английским, французским, немецким, испанским и шведским. С начала своей работы университет помогал людям делать профессиональные переводы разного характера: экономического, медицинского, юридического. Предлагалось переводить документы, обслуживать международные встречи, переговоры, семинары, визиты, экскурсии, деловую переписку.

В наши дни Народный университет Великого Новгорода – образовательное учреждение для взрослых людей, жителей областного центра и области. На базе университета ведется обучение девяти языкам (к английскому, французскому, немецкому, испанскому, шведскому добавились финский, норвежский, китайский и арабский). По популярности шведский язык находится на втором месте: на курсах иностранного языка английский изучили 580 человек, шведский – 74 человека, испанский – 57 человек, французский – 43 человека, немецкий – 28 человек, норвежский – 13 человек, финский – 8 человек (URL: http://plusiminus.com).

Народный университет Великого Новгорода – пример плодотворного сотрудничества России и Швеции, в отличие от других, где сотрудничество оказывается «однобоким», когда американские или европейские коллеги из высших народных школ выступают в роли наставников для «развивающейся российской демократии». В Народном университете Великого Новгорода группы шведских преподавателей из школ-партнеров в Эребру изучают русский язык. Сотрудничество между Новгородской областью и шведской губернией Эребру было официально зарегистрировано в 1994 году. Договор о сотрудничестве между территориями охватывает политику, администрирование, бизнес и экономику, торговлю, экологию, сельское хозяйство, социальную сферу, туризм, культуру, образование и медицину. По статистике около 12% жителей Новгородской области имеют высшее образование, примерно 32% не имеют даже среднего образования (URL: http://www.nuvn.ru), поэтому функционирование Народного университета в Великом Новгороде является насущной необходимостью.

Заметим, что в Народном университете разработано большое количество учебных программ для каждого курса, поэтому обучающиеся могут выбрать ту, которая подходит им. Кроме курсов изучения иностранных языков, в направления деятельности Народного университета включены также общеобразовательное и культурное. В мае 2013 года делегация Высшей народной школы для взрослых из шведских городов Фелингсбру и Вестерос посетила Новгородский государственный университет. Целью визита были обмен опытом и укрепление международного сотрудничества.

Тесное сотрудничество существует между шведским Фолькуниверситетом и его отделением в г.Санкт-Петербурге. В рамках встреч - семинаров обсуждаются конкретные вопросы, намечаются совместные проекты в области образования взрослых. В частности, в январе 2003 года по инициативе отделения Фолькуниверситета (Народного университета) в Санкт-Петербурге был организован семинар «Развитие образования взрослых в России и Швеции» (для специалистов из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Великого Новгорода, Пскова). На семинаре были названы причины, которые мешают развиваться образованию взрослых в России. Среди основных причин фигурируют следующие: отсутствие законодательной поддержки в этой области, несформированность механизмов партнерства между представителями экономики, административной властью, научной и образовательной сферами, дефицит квалифицированных специалистов по обучению взрослых.

В феврале 2003 года состоялся визит российской группы в Стокгольм и Упсалу, встречи со специалистами Министерства образования Швеции, Шведского Агентства по развитию гибкого обучения, Шведского института и Фолькуниверситета. В результате этого визита возник российско-шведский проект, получивший поддержку программы Visby «Социальное партнерство в реформировании образования взрослых» (SPRAE). Проект ориентирован на новую стратегию государства и российского общества в модернизации системы непрерывного образования в России. Участники проекта высказали заинтересованность в интеграции международного опыта в области образования взрослых, многостороннем социальном партнерстве, обучении в системе социально-сетевого взаимодействия.

Ценным представляется международное сотрудничество российских учебных заведений и органов региональной власти с Фолькуниверситетом (Упсала). Фолькуниверситет и Шведское агентство по дополнительному профессиональному образованию при финансировании Шведского агентства международного сотрудничества и развития (SIDA) в партнерстве с Федеральным агентством по образованию Российской Федерации, комитетом по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области, Архангельским государственным техническим университетом, комитетом по труду, Управлением государственной службы занятости населения Архангельской области, Архангельским городским Советом женщин в 2004-2006 годы занимались реализацией проекта «Развитие рынка труда для экономического роста в Архангельской области». В результате реализации проекта в шведских образовательных центрах прошли обучение 12 российских преподавателей, которые были отобраны для проведения занятий в рамках Европейской программы обучения в области гостеприимства и туризма, 100 человек прослушали лекции по гостеприимству и туризму в ходе реализации девятимесячной программы дополнительного профессионального образования, из которых 60 слушателей – сотрудники компаний, работающих в области туризма, 40 слушателей – социально незащищенные группы женщин (одинокие матери и молодые женщины с низким уровнем образования) (URL: http://www.folkuniversity.ru). В 2006-2007 годах последующий проект был назван «Развитие рынка труда в Российской Федерации». Его целью была адаптация российской системы дополнительного профессионального образования к потребностям рынка труда.

В 2006 году Чебоксарский институт Московского государственного областного университета был выбран Федеральным агентством по образованию для реализации российско-шведского проекта в области дополнительного профессионального образования, было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту «Развитие рынка труда в Чувашской республике» между Чебоксарским институтом Московского государственного областного университета и Фолькуниверситетом.

В ноябре 2007 года в г.Упсала (Швеция) прошел российско-шведский семинар «Социальный диалог в высшем и дополнительном профессиональном образовании». Организаторами семинара выступили Фолькуниверситет (г.Упсала) и Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург). Целью семинара было создание платформы для обсуждения социального диалога в дополнительном профессиональном и высшем образовании. На семинаре обсуждались следующие актуальные темы: определение социального диалога и хронология основных ступеней развития, формирование социального диалога, роль стейкхолдеров (т.е. заинтересованных физических или юридических лиц), известные реформы (проекты) в области развития человеческих ресурсов профессионального обучения и высшего образования, основные партнеры (URL: http://www.folkuniversity.ru). За период реализации совместных российско-шведских проектов было организовано несколько семинаров и рабочих встреч, две учебные поездки в Швецию.

В октябре 2003 года Центр дистанционного обучения «Феникс» в Санкт-Петербурге провел семинар «Социальное партнерство в развитии образования взрослых: контуры проекта», в котором участвовали организаторы обучения взрослых из городов Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова и Архангельска, а также Швеции и Польши. От Швеции в семинаре участвовал советник по науке Шведского агентства по развитию гибкого обучения К.Холберг.

На семинаре были определены направления модернизации непрерывного образования в России в сопоставлении с международным опытом развития образования взрослых на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия. Система образовательной деятельности в области андрагогического образования в России была представлена в следующем виде: государственные и негосударственные образовательные учреждения (народные университеты, женские курсы), педагогическая наука (Научно-методический совет по образованию взрослых, ученые-специалисты в области андрагогики), некоммерческие организации (ассоциации и образовательные агентства).

Были определены формы дальнейшей работы для Северо-Западного региона России: в Санкт-Петербурге – организация профессионального обучения через образовательные агентства, в Великом Новгороде – Народный университет, в Пскове – социально-образовательная деятельность Ассоциации образования взрослых, в Архангельске – Высшие Женские курсы. Целью создания последних стала активизация участия женщин Поморского края в социально-политической жизни региона.

Международный опыт сотрудничества в области образования взрослых является ценным и пока недостаточным. В современном мире реализация совместных международных программ сопряжена с некоторыми трудностями, касающимися как проблем коммуникации, так и дефицитом информации в сфере образования взрослых (между государствами и внутри страны), проблемами, вызванными различием в законодательной базе разных стран, разобщенностью российских регионов в сфере образования взрослых. Среди других трудностей О.В.Агапова называет сложности, возникающие из-за стереотипов с обеих сторон: недоверие, осторожно-боязливое отношение к России со стороны западных партнеров, отсутствие достаточной поддержки проектов по образованию со стороны властей, недостаточное понимание пользы международной деятельности со стороны России (Агапова О.В. Итоги работы секции «Международное сотрудничество». СПб. 2004. С.211-218).

Важно отметить, что в Швеции образование взрослых уже более века получает постоянную поддержку всех политических партий (как основных, так и оппозиционных), которые считают необходимым развивать эту образовательную область. Помощь выражается не только финансовой поддержкой, серьезными государственными вложениями в эту область, но и развитием различных форм организации учебных кружков для получения политического и социального образования шведами. Государству выгодно предоставлять больше информации будущим избирателям о каких-либо социальных проблемах, поэтому новые учебные кружки часто появляются в Швеции перед референдумами. В качестве примеров такой деятельности в последние годы отметим открытие учебного кружка по вопросам использования ядерной энергии или учебных кружков по вопросам сотрудничества Швеции в Европе перед референдумом, где решался вопрос о вступлении Швеции в Европейский Союз.

Тема образования взрослых постепенно становится популярной среди политических партий России. Например, в марте 2009 года фракция «Справедливая Россия» провела круглый стол «Образование для взрослых: формат ХХI века», на котором обсуждались основные изменения на рынке труда, актуализирующие образовательные стратегии взрослых, модели и специфика образовательного процесса для взрослых (переобучение, квалификация, дополнительное образование, второе высшее образование), концепция «непрерывного образования» (международный и российский опыт), роль государственных и негосударственных образовательных институтов и учреждений в расширении образовательных программ для взрослых в условиях кризиса, практика организации и ведения образовательных программ для пенсионеров, мигрантов и других целевых групп. Кроме того, что проблемы образования были подняты и обсуждены, положительным является и то, что в подобных встречах участвуют представители законодательной власти государства. Законодательная поддержка необходима на данном этапе развития образования взрослых в России.

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования вместе с Союзом женщин России и Обществом «Знание» России в 2013 году начали реализацию пилотного проекта «Пожилые помогают пожилым» на территории Воронежской, Белгородской и Курской областей (URL: http://ozr-znanie-all.livejournal.com). В задачи проекта входит формирование в регионах сети социальных некоммерческих организаций по работе с пожилыми людьми, набор добровольцев из общественных организаций (геронтоволонтеров) для обучения особенностям геронтоволонтерства, обучение добровольцев психологическим методам общения с пожилыми людьми, основам медицинских знаний, реабилитационным методикам, применение полученных знаний и опыта в работе с пожилыми людьми в других регионах России.

Результатами данного проекта является распространение идеи геронтоволонтерства среди жителей России и расширение круга активных пенсионеров-геронволонтеров, социальная и психологическая реабилитация пожилых людей, увеличение числа населения пенсионного возраста, получающего помощь от геронтоволонтеров пожилых людей, выработка рекомендаций для органов власти по взаимодействию с социально-ориентированными некоммерческими организациями в реализации проекта.

Рассмотрим современные приоритеты и тенденции в развитии образования взрослых в Швеции.

Шведская система образования считается специалистами одной из лучших в мире по критериям гуманности, демократичности и толерантности (см., например: Иванов К. Научить всех //URL: http://expert.ru). Это связано с эгалитарностью шведской модели образования, обусловленной традиционной для протестантизма ориентацией на индивидуальное общение человека с Богом (как следствие – самостоятельное изучение людьми церковных книг) и исторически сложившейся активной деятельностью государства по борьбе с неграмотностью среди крестьян. Если в ХIХ веке европейцы называли Швецию «страной образованных голодранцев», то в современном мире ее называют «страной интеллектуального роста». Основные принципы шведского образования можно обозначить так: доступность, обязательность, бесплатность, широкий охват всего населения.

Высшее образование и образование взрослых в Швеции взаимосвязаны. Стратегические вопросы шведского высшего образования решают парламент (риксдаг) и правительство. Они определяют цели разных видов образования, выделяют размеры финансирования, устанавливают директивы. Министерство образования и науки Швеции распоряжается непосредственно этими сферами. Государственное управление высшего образования (Нögskоleverket) занимается вопросами высшего образования и образованием для взрослых. Соответствие и эквивалентность шведскому образованию определяет Национальный центр NARIС (National Academic Recognition and Information Center) при Министерстве образования Швеции, хотя вуз тоже имеет право принимать на учебу. Образование взрослых объявлено в Швеции приоритетным направлением государственной политики, имеет государственную законодательную поддержку. Государство стимулирует разнообразные программы и проекты, направленные на развитие этой образовательной области.

Швеция давно и успешно реализует различные формы образования взрослых (folkbildning, или «народное образование»). В стране сложилась трехуровневая система folkbildning:

1)общее базовое и среднее образование для взрослых (муниципальные учебные центры для людей, по каким-либо причинам не получивших такого образования, учебные курсы Национальной службы образования для эмигрантов, дистанционные учебные курсы Национальной службы образования, высшие школы, народные высшие школы, различные учебные ассоциации);

2)дополнительное профессиональное образование для взрослых (главным образом, повышение квалификации, профессиональное переобучение посредством муниципальных учреждений образования взрослых, университетов, народных высших школ, коммерческих учебных центров, различных других учреждений и организаций дополнительного образования);

3)свободное, негосударственное, неформальное образование для взрослых (направлено на развитие социально-экономических, культурных и др. связей в обществе и заинтересованность граждан в участии в общественной жизни).

Двумя самыми распространенными видами учебных заведений для взрослых в Швеции остаются высшие народные школы и учебные кружки, которые имеют давнюю традицию обучения взрослых. В Швеции насчитывается около 150 высших народных школ, которые организованы профсоюзами, религиозными конфессиями, некоммерческими организациями. В наше время высшие народные школы переживают культурно-педагогические изменения. Становятся популярными программы профессионального обучения, реализуемые в сотрудничестве с университетами и завершающиеся выдачей дипломов, растет число «целевых» групп. Шведские высшие народные школы в основном функционируют как пансионы, т.е. предоставляют обучающимся проживание и питание.

В высших народных школах предлагается большой выбор разноплановых курсов – от однодневных до длящихся годами. Каждый год на продолжительных курсах (более двух недель) обучаются примерно 39 тысяч человек, на краткосрочных (в пределах двух недель) – около 150 тысяч человек, на «экстра» курсах (дополнительных курсах) - до 19 тыс. человек. Таким образом, общее количество обучающихся на разных курсах составляет более 200 тысяч человек (URL: http://sites.googl.com). Обратим внимание, что обучающиеся взрослые люди называются в Швеции не «обучающимися», а «участниками» (participants).

Созданные ранее образовательные ассоциации продолжают организовывать учебные кружки для взрослых. Самый распространенный тип учебных кружков - когда взрослые в количестве 7-12 человек регулярно встречаются для изучения какой-либо темы (тем) в течение 8-10 занятий по полтора-три часа. Все участники ищут важную для них информацию, обмениваются личным опытом. Лидер учебного кружка организует процесс совместного изучения темы.

Помимо высших народных школ и учебных кружков большое значение в шведской образовательной среде имеет система государственных гимназий для взрослых. Она включает муниципальные учреждения для взрослых, обучение взрослых-инвалидов и шведский язык для эмигрантов. В городах Норчепинге и Хэрнесанде находятся две заочные государственные школы для взрослых, в которых обучаются желающие со всей Швеции.

С середины ХХ века в Швеции существуют так называемые коммунальные школы (гимназии) для взрослых, или комвукс (Komvux) и сэрвукс (Särvux) – школы (гимназии) для взрослых с ограниченными возможностями.

С 1968 года комвуксы (communal vuxenutbildning) – школы (гимназии) для взрослых – учреждены в каждом муниципальном округе. Комвуксы предоставляют людям старше 20 лет возможность получить в Швеции неполное среднее образование (в объеме обязательной школы) и полное (в объеме гимназии). Как правило, в комвукс часто приходят обучаться люди, отчисленные из гимназии из-за неуспеваемости, либо вообще никогда не учившиеся в гимназии или школе для подростков, либо эмигранты (около 90%), причем последние тоже получают бесплатное государственное образование. По окончании курса выдается аттестат.

Окончив комвукс, человек получает среднее образование, необходимое для поступления в вуз. Даже те эмигранты, которые получили у себя в стране высшее образование, без справки о пройденных курсах для взрослых не могут работать или учиться в Швеции дальше.

Шведское правительство выступило с предложением упростить обучение в комвуксах для эмигрантов с высшим образованием, так как складывается парадоксальная ситуация, когда инженеры за школьными партами изучают школьный курс математики. В июле 2012 года шведское правительство потребовало улучшить учет и контроль знаний взрослых, обучающихся в комвуксах и предложило засчитывать предыдущее образование эмигранта, чтобы не тратить времени на изучение уже ранее пройденного (URL: sverigesradio.se). С июля 2012 года стали действовать изменения, которые позволяют обучать в комвуксах по индивидуальному плану работы (URL: http//eurodigest.se).

В начале ХХI века в шведских гимназиях разворачиваются многочисленные курсы по обучению иностранным языкам, в последнее время растет количество желающих изучать русский язык. Большую их часть составляют потомки русских эмигрантов, а также шведы, интересующиеся русским языком и русской литературой. Так, в гимназии «CHAPMAN», находящейся на юге Швеции в г.Карлскруна с населением около 100 000 жителей, отмечается возрастающий с каждым годом интерес к русскому языку (из личной переписки с А.-Ш.Гутшё, заведующей кафедрой русского языка и преподавателем гимназии «CHAPMAN» (г.Карлскруна, Швеция).

В Швеции все курсы изучения иностранных языков разделены по «шагам». Один шаг равен примерно 60 часам учебного времени и составляет один учебный год, но существуют также «интенсивные» курсы по выбору. В начале 2000-х годов в гимназиях существовали только шаг 1 - начальный курс и шаг 2 – первый продолженный курс. Далее был открыт шаг 3 – второй продолженный курс, а потом шаги 4 и 5. Таким образом, открытие новых «шагов» фиксирует стабильно возрастающий в Швеции интерес к изучению русского языка.

Сэрвуксы, или вспомогательные школы (гимназии) для людей с ограниченными физическими возможностями, с отставанием в развитии, аутизмом являются обязательными специальными гимназиями. Обучение таких людей осуществляется через изучение отдельных курсов.

Согласно шведскому законодательству, любой гражданин Швеции, а также эмигрант или беженец при удовлетворительном владении шведским языком имеет право сдать экстерном экзамен (экзамены) по любым предметам или за весь курс обучения в обязательной средней школе, гимназии, государственной или муниципальной школе для взрослых.

Народные училища (folkhögskola) – тоже своего рода школы для взрослых со студенческими отелями (общежитиями) – предлагают обучающимся различные курсы: учебные программы общего характера, специальные курсы, краткосрочные курсы, шведский язык для иностранцев.

Учебные программы общего характера предполагают изучение различных предметов в объеме гимназического и начального школьного образования. В зависимости от предыдущего образования обучение длится от 1 до 4 лет. В сравнении с комвуксом такое обучение проходит в замедленном темпе. Специальные курсы подразумевают профессиональное обучение. Существуют также краткосрочные и летние курсы.

Крупными образовательными центрами Швеции являются Академия ДПО (Гётеборг), Фолькуниверситет (Упсала), Образовательный центр «Вилан», Северный Бизнес Институт (Векше), Образовательный центр (Йончопинг). Фолькуниверситет в Упсале, который реализует в партнерстве с местными организациями различные образовательные проекты в Центральной и Восточной Европе, наиболее плодотворно сотрудничает с открывающимися в России образовательными учреждениями для взрослых. Фолькуниверситет – некоммерческая организация в сфере постдипломного образования, структурно состоящая из пяти факультетов постдипломного образования при государственных университетах в Стокгольме, Упсале, Гётеборге, Лунде и Умео. Сотрудничество с ними позволяет использовать новейшие достижения в области образования, осуществлять комплексные программы по направлениям высшей школы. Обучение по программам Фолькуниверситета ежегодно проходят около 200 тысяч слушателей в более чем 40 учебных центрах по всей Швеции.

Фолькуниверситет (см. таблицу №4) входит в систему 11 ассоциаций Швеции, занимающихся образованием взрослых, которым оказывают поддержку государство, местные органы власти, местные советы, бизнес-сектор. Они оказывают финансовую и другие виды помощи в организации специализированного обучения: в реализации образовательных курсов для людей с ограниченными возможностями и для эмигрантов, обучая их современным специальностям.

Образовательная деятельность Фолькуниверситета

(по направлениям)

Таблица №4.

Направление

Что предлагается в рамках направления

Языковое направление

-шведский язык для иностранных студентов, эмигрантов;

-изучение 20-ти языков с получением Международной сертификационной комиссии по обучению другим языкам;

-обучение и экзамен по английскому языку на получение сертификата Кембриджского университета;

Эстетическое направление

-художественные курсы и образовательные программы: танцевальное мастерство, изобразительное искусство и дизайн, фотография, музыка, театр, народные промыслы;

Направление «Культура»

-теоретические предметы из цикла культурного наследия Швеции, европейской и мировой культуры: история искусств, литература, музыка, театр, народное творчество, экология, природопользование;

Владение компьютером

-компьютерные курсы для начинающих, для представителей разных профессий;

-комплексное обучение с тестированием на получение Европейской компьютерной лицензии;

-профессиональные компьютерные образовательные программы, выпускающие дипломированных специалистов;

Экономика и юриспруденция

-курсы «Экономика предприятия», «Введение в юриспруденцию» и др.;

Средства массовой информации

-курсы маркетинга, обмена информацией, графического дизайна;

Психология, здоровье, философия

-психотренинги, тренинги личностного роста, психотренинги поведения в стрессовых ситуациях, философские кружки.


С 1998 года Фолькуниверситет участвует в разработке и реализации проектов по образованию взрослых на северо-западе России (URL: http://www.folkuniversity.ru). Проекты направлены на обучение российских специалистов менеджменту в негосударственных организациях (НГО). В 2000-2002 годах в рамках проекта 48 руководителей негосударственных организаций приняли участие в обучении в сфере организационного развития. В другом проекте, связанном с административной реформой среди некоммерческих организаций (НКО) Санкт-Петербурга, в 1999-2001 годах участвовали сотрудники различных комитетов администрации города. В образовательных программах в области профессионального обучения на северо-западе России приняли участие Архангельск, Москва, Новгород, Псков и Санкт-Петербург (в 2001-2004 годах). Проводятся корпоративные тренинги для менеджеров предприятий высшего и среднего звена на северо-западе России. В 2001-2004 годах реализовывались программы по технике продаж, пиару, управлению командой, иностранным языкам.

В последние годы в Швеции стали появляться так называемые сетевые кружки – наиболее распространенная форма деятельности сетевых сообществ, которые финансируются правительством. Насчитывается порядка 10 сетевых сообществ, которые объединяют более 270 организаций. В сетевом кружке люди изучают различные предметы по выбору. Данная форма работы по образованию взрослых становится в Швеции популярной: ежегодно около 330 тысяч сетевых кружков обучают 1,5-2 миллиона человек (Образование взрослых в Швеции. С.35-44).

Обучение взрослых с помощью современных компьютерных технологий в последние годы начинает появляться в России. К примеру, М.Вайндорф-Сысоева на базе Института дистанционного образования Московского государственного областного университета разработала новую форму сетевого образования для взрослых – дискретную лекцию. Обучение проходит в интерактивном режиме: слушатели готовятся по объявленной теме и участвуют в лекции в режиме реального времени (Вайндорф-Сысоева М. Дискретная лекция как одна из форм обучения взрослых в современных условиях. С.10-12).

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает работа по обучению людей, находящихся не в равном положении по отношению к другим членам общества. Одной из таких категорий являются заключенные. Важно, чтобы, выйдя на свободу, эти люди стали полноценными участниками общественной жизни.

Интерес представляет опыт работы по образованию заключенных в саблинской женской исправительной колонии Ленинградской области, так как проблема социальной адаптации, пожалуй, главная для людей, освободившихся из мест лишения свободы. В колонии существует профессиональное училище, где женщины обучаются профессии оператора швейного оборудования (по окончании выдается свидетельство и присваивается разряд). Ежегодно профессию получают около 180 женщин. На базе всех исправительных учреждений существуют школы, в которых можно получить среднее образование (по окончании выдается аттестат). В саблинской колонии с 2000 года действует Центр женских инициатив, где производится обучение художественной вышивке, плетению гобеленов, переплетному мастерству, росписи по дереву, компьютерной грамотности (Козырева Т.М. Образование в колонии как инструмент социальной адаптации. СПб. 2004. С.190-193).

В Швеции с 1999 года реализуются национальные программы по образованию заключенных. Каждая программа направлена на противодействие определенному виду агрессивного поведения, конечная цель программ - уменьшение количества рецедивов. Национальные программы по образованию заключенных рассчитаны не только на те годы, которые человек проводит в тюрьме, но и после его освобождения реализация программы может продолжаться еще несколько лет (Пер Беркгрен. Образование для заключенных// Новые знания. 2005. №2. С.32-33).

Итак, в настоящее время вопросы образования взрослых признаются актуальными и в России, и в Швеции, но страны находятся на разных уровнях их решения. Приоритетными направлениями в области образования взрослых в обеих странах являются: подготовка и переподготовка преподавателей, работающих в этой системе, организация специальных учреждений (в России – кафедр, лабораторий, школ андрагогики, школ и университетов третьего возраста, народных университетов, университетов для пенсионеров, в Швеции – центров образования взрослых, высших народных школ, учебных кружков для взрослых, комвуксов), разработка специальных курсов. Отличия проявляются в статусе такого образования, разном круге предлагаемых для обучения проблем.

В последние годы растет международное сотрудничество между шведскими учреждениями для взрослых и образовательными заведениями для взрослых северо-запада России. Проводятся совместные лекции, семинары, конференции, организуются стажировки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!