Создание медиатеки в школьной библиотеке
Создание медиатеки стало в наше время одним из магистральных направлений информационной отрасли и одним из важных показателей информационного общества. Во всем мире переводятся в цифровую форму и организуются в виде публичных электронных ресурсов миллионы документов, музейных предметов, и других результатов интеллектуальной деятельности. По некоторым прогнозам уже к 2025 году будут оцифрованы все накопленные в мире библиотечные, архивные, музейные фонды.
Современные библиотеки начинают учитывать изменившиеся интересы пользователей, способствуют получению ими информации любого рода, в том числе, на основе средств новых информационных технологий. Они все чаще стали комплектовать свои фонды не только книгами, но и другими видами информации; использовать компьютер в своей деятельности, частично снимая проблему рутинной работы. Тем самым, библиотека начинает постепенно преобразовываться в медиатеку - предметно-информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией, на любом носителе - в виде книги, аудио, видео, компьютерной и др.
— фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
Возможности наличия доступа к Интернет в библиотеках для предоставления информации по запросам пользователей - безграничны. Здесь пользователи могут найти данные из области статистики, бизнеса, образования, медицины, гуманитарных наук, культуры, искусства, музыки и пр. На Веб-сайтах размещена информация об отдыхе, возможных путешествиях, о политических деятелях и "звездах" шоу-бизнеса.
В Интернете представлено большое количество сайтов, именующих себя электронными библиотеками. Значительно большее количество электронных коллекций создано и используется в корпоративных сетях различных учреждений, прежде всего в области науки, культуры и образования.
Медиатека - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. В медиатеке школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая).
Технология комплектования медиатеки
Комплектование медиатеки может осуществляться несколькими способами несколькими способами:
Оцифровка документов, имеющихся в распоряжении;
Получение электронных версий документа от автора;
Заимствование документов, имеющихся в свободном доступе в Интернет;
Закупка законно распространяемых электронных изданий на переносимых носителях;
Комплектование на основе технологии электронной доставки документов (ЭДД).
Создатели медиатеки могут выбрать один из названных способов, однако на практике происходит сочетание большинства из них. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, критичность которых проявляется только с учетом специфики каждой конкретной библиотеки.
Медиатека может включать в себя художественные произведения, которых нет в библиотеке, детские проекты, презентации, работы МАН, разработки уроков, воспитательных мероприятий, статьи из журналов и газет, инструкции и т.д. Но, книга - базисная опора школьной медиатеки...
Медиатека нужна для того, чтобы:
Сократить время поиска документов и соответствующей информации.
Доступ к литературе. Покупать сейчас книги дорогое удовольствие, а в библиотеках может и не быть нужной книги или имеется малое количество. На помощь придёт электронная книга.
Медиатека не будет загромождать библиотеку кипами устаревших журналов, которые жалко выбросить из-за ценной информации.
Повысить эффективность образовательного процесса
Повысить информационную грамотность учащихся и преподавателей
Повысить эффективность работы школьных библиотек.
Библиотека-медиатека выполняет следующие функции: Образовательная – обеспечение непрерывного образования через создание соответствующих условий и атмосферы для учебы, помощь в нахождении, отборе и использовании материалов. Информационная – обеспечение оперативного доступа, поиска и передачи информации. Культурная – предоставление возможностей для получения эстетического опыта, доступа к произведениям искусства, поощрение творчества. Развлекательная – привлечение внимания к различной литературе, предоставление развлекательной информации, материалов и программ развлекательного характера.
Дистанционное образование гармонично встраивается в применяемые здоровьесберегающие образовательные педагогические подходы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществляется подача учебных материалов, контроль уровня усвоения через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучаемых.
Пример макета медиатеки.