СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание оптимальных условий личностного роста обучающихся на уроках физики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей целью процесса обучения является развитие  и рост личности учащегося. Преподавание физики в средней школе открывает огромные возможности для создания оптимальных условий личностного роста благодаря особенностям физической науки и ее глубокой связи с современным научно-техническим прогрессом.

Просмотр содержимого документа
«Создание оптимальных условий личностного роста обучающихся на уроках физики»

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Петрова М.Н.

Важнейшей целью процесса обучения является развитие и рост личности учащегося. Преподавание физики в средней школе открывает огромные возможности для создания оптимальных условий личностного роста благодаря особенностям физической науки и ее глубокой связи с современным научно-техническим прогрессом. Основным направлением создания оптимальных условий личностного роста обучающихся является научный метод познания.

Развитие личностного роста обучающихся, прежде всего, предполагает развитие его мышления и мировоззрения. Вообще, развитие мышления школьников всегда было одной из задач обучения, решая которую учитель пытался на конкретном учебном материале научить школьников сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и т.п. Все названные умения - это функции формальной логики, поэтому традиционно в школе учителя занимались формированием формально-логического мышления учащихся. В основе этого типа мышления лежит эмпирическое обобщение, фиксирующее внешние признаки, внешние зависимости вещей; сущность же вещи (объекта, явления) может быть раскрыта только при рассмотрении процесса ее развития и взаимодействия с другими вещами, т.е., применяя научное мышление, основанное на теоретическом обобщении.

При правильном преподавании физика больше других предметов учит научному методу познания, который является для ученика одновременно объектом изучения и средством овладения учебным материалом. Благодаря тому, что физика изучает наиболее простые формы движения материи, на учебных занятиях есть возможность показать весь процесс познания сути явления от возникновения проблемы до ее решения и его проверки.

Постоянный поиск истинности знаний (понятий, законов и выводов) достигается исключительно благодаря их неразрывной связи со всей суммой экспериментальных данных. В школе это достигается демонстрационными опытами и самостоятельными исследованиями учащихся в форме лабораторных работ и практикума. Не случайно во всем мире формальное преподавание "книжной физики" без эксперимента называется уничижительной фразой "меловая физика". Еще в 1900 году в докладе подкомиссии по реформе школы О.Д. Хвольсон подчеркивал: "Преподавание физики, в котором эксперимент не составляет основы и краеугольного камня всего изложения, должно быть признано бесполезным и даже вредным".

К сожалению, вследствие ряда причин в последние годы в нашей стране во многих школах преподавание физики ведется именно этим "методом". «Меловой метод» обучения прямо сказывается на качестве подготовки школьников. Самый низкий процент успеваемости оказывается как раз по тем разделам курса физики, которые усвоить без наблюдения явлений и эксперимента невозможно.

Ознакомление школьников с методом научного познания и его применение в обучении не только решает многие проблемы, но и открывает широкие возможности для реализации важнейшего направления современной так называемой личностной педагогики. В обучении эта реализация состоит в максимально возможном предоставлении учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе познания и, что особенно важно, ощущения радости творчества.

Владея методом познания, ученик ощущает себя равным в правах с учителем на научные суждения. Это способствует раскованности и развитию познавательной инициативы ученика, без которой не может идти речи о полноценном процессе формирования личности.

При обучении школьников в классе учитель организует учебный процесс для всех учащихся, но процесс познания и творчества индивидуален. Для каждого ученика в отдельности этот процесс настолько успешен, насколько этот отдельный ученик владеет методом познания. Овладение учащимися методом научного познания делает для них процесс обучения осмысленным и поэтому комфортным, делает ученика уверенным в своих силах, создавая условия для личностного роста обучающихся на уроках физики.

Процесс творческого поиска и озарения сопровождается эмоцией, которая, в соответствии с теорией П.В. Симонова, в зависимости от предчувствия близости решения или дальности его имеет положительную окраску радости или отрицательную окраску разочарования.

В своей работе я, как учитель, всегда стараюсь обеспечивать успех в творческом поиске ученика. Учить радостно - значит учить победно! Это чувство устойчиво сопровождает обучающегося, если его творческие усилия чаще всего бывают не напрасны.

Научный метод познания - это не только ключ к успеху в обучении, но и источник устойчивого интереса к предмету.

Творческие задачи способствуют реализации практической направленности образования, поскольку их решение всегда становится мостом, соединяющим либо опыт с теорией, либо теорию с опытом.

Практическая направленность образования реализуется на основе фундаментальной науки как компетентность в области ее приложений. При изучении физики школьники знакомятся в теории и на практике с важнейшими направлениями научно-технического прогресса: механизация и автоматизация производства, электротехника, радиотехника, гидро-, теплоэнергетика, а также ядерная энергетика и

Научный метод познания - ключ к организации сознательной познавательной деятельности учащихся. Развитие познавательной инициативы учащихся на основе метода научного познания является главным принципом предлагаемой методики обучения.

Построение процесса познания учебного предмета учеником на основе научного метода познания обеспечивает необходимый переход от пассивного метода обучения к активному методу, от репродуктивного метода к творческому методу.

В то время как информационный репродуктивный метод обучения заведомо лишает учащихся творческой инициативы, обучение на основе научного метода позволяет преодолеть этот недостаток.

Таким образом, из выше сказанного следует, что в основе для создания оптимальных условий личностного роста обучающихся на уроках физики

лежит методика организации процесса научного познания при обучении, а также сформулированный В. Г. Разумовским принцип цикличности:

факты - модель (гипотеза) - следствия и условия- эксперимент.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!