Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книг; учить различать элементы книги и использовать ее особенности при издании, использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word, создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника»; закрепить навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word; развивать умение работать на компьютере; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист; редактор, технический редактор, корректор, художник |
Наглядно-демонстрационный материал | компьютер |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь; компьютер |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книг; научатся различать элементы книги и использовать ее особенности при издании, создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника»; закрепят навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное речевое высказывание; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство; коммуникативные – научатся оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ об этапах создания книги, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные книги с современными. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны с издательством книг; проявляют интерес к творчеству |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организаци- онный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока - | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня мы приступаем к изучению последнего в этом году раздела «Человек и информация». Вам предстоит попробовать свои силы в издательском деле, то есть выпустить в свет новую книгу | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | организует обсуждение результатов проверки запуска воздушных змеев | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Беседа о способах получения и передачи информации | – Давайте вспомним, откуда мы черпаем нужную нам информацию. Назовите источники информации. Каким способом вы пользуетесь чаще всего? – Прочитайте в учебнике (с. 126), откуда получает информацию Ваня. – Какие книги бывают? Ответьте на вопрос в учебнике (с. 126). – Как можно передать информацию? | Слушают учителя, одноклассников; участвуют в коллективной беседе; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
| Рассказ «Издательское дело». Работа с учебником (с. 127) | – Знаете ли вы, какой путь проделывает книга от писателя до прилавка магазина? Да, о процессе книгопечатания вы уже знаете. Сегодня вы познакомитесь с работой издательства. – Что же такое издательство? Издательское дело – вид деятельности, специализирующейся на подготовке, создании и массовом распространении информации, печатной продукции. Изначально издательское дело было связано с печатанием и распространением книг, журналов, брошюр, газет, буклетов, художественных альбомов, нотных изданий, визиток и открыток. С появлением цифровых информационных систем и Интернета масштабы издательской деятельности расширились и теперь включают электронные ресурсы, такие как, электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, справочные системы на электронных носителях, аудио-, видеодиски, кассеты, компьютерные игры. Классическая издательская деятельность включает: создание произведения и/или поиск авторов, графический дизайн, производство, а также маркетинг и распространение газет, журналов, книг. На практике издательская деятельность может заключаться только в посредничестве между автором и типографией и в допечатной подготовке изданий, их распространении и продаже. – Прочитайте информацию об организации редакционно-издательской обработки книги (с. 127) | Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать ин- формацию, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей представление о титульном листе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы. Выполнение заданий |
| Работа с учебником (с. 127– 128): профессии людей, участвующих в создании книг | – Кто же работает в издательстве? Давайте прочитаем в учебнике о профессиях людей, работающих в издательстве, и узнаем, что делает каждый из них. – Выполните задание, предлагаемое в учебнике (с. 128). – Хотите поработать в издательстве? За год вы, как авторы, собрали материала на целую книгу – книгу ваших достижений. Теперь вам предстоит стать редакторами своих произведений, корректорами, а может быть, даже и художниками | Слушают учителя; работают с учебником; участвуют в беседе; анализируют информацию, выполняют задание | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника | Устные ответы |
Работа с учебником (с. 128– 129): элементы книги | – Итак, разрозненные листы нужно превратить в книгу. Сначала выберем название книги. Какое же название будет у книги? Пусть это будет «Дневник путешественника», ведь мы целый год путешествовали по разным городам, предприятиям. – Итак, что же нужно сделать, чтобы у нас получилась книга? Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит она (учебник, с. 128–129), прочитайте, что означает каждый термин. (Организует работу с учебником.) Чтобы закрепить ваши знания, выполним тест «Элементы книги» в рабочей тетради (с. 73) | Слушают учителя; работают с учебником; участвуют в беседе; анализируют информацию, выполняют задание | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы | Устные ответы |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений |
IV. Твор-ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 131– 133). Демон- страция приемов работы | – Если мы посмотрим на первые листы ваших книг, то увидим, что не хватает титульного листа. – Какая информация содержится на титульном листе? В издательствах работу выполняют на компьютерах. Вот и вы создадите титульный лист с помощью текстового редактора Microsoft Word. – Вспомним правила набора текста на компьютере. Помогает учащимся повторить правила безопасной работы на компьютере и набора текста (учебник, с. 131– 133) | Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; работают с учебником; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации | Устные ответы |
| | | | | |
Практическая работа | – выполните титульный лист для книги «Дневник путешественника. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать и проговаривать этапы работы, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение титульного листа для книги «Дневник путешественника» |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д. | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Из каких элементов состоит книга? – Все ли вам удалось выполнить в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |