СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Созвучие просветительских идеей Магжана Жумабаева в современной образовательной системе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной рабооте расссматривается труд М. Жумабаева "Педагогика". Как в современном мире работа просветителя влияет на обучение в обновленном содержании обучения.

Просмотр содержимого документа
«Созвучие просветительских идеей Магжана Жумабаева в современной образовательной системе»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ

МАГЖАН ЖУМАБАЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ


Жумабаева Ментай Алпысбайкызы

учитель русского языка и литературы

с. Аулиеколь

e-mail: [email protected]


Аннотация

Өзектілігі. Мақсаты.

Жұмыс М. Жұмабаевтың педагогикалық еңбектерін зерттеумен таныстырады. 1992 жылы жазылған "Педагогика" кітабына ерекше назар аударылады. Оның ғылыми және педагогикалық зерттеулерінің ерекшеліктері ерекшеленеді және сипатталады. Бұл жұмыстың өзектілігі М. Жұмабаевтың педагогикалық ізденістері өскелең ұрпақты оқыту, тәрбиелеу, халықтық білім беру жүйесін демократияландыру мәселелерімен өзекті. М. Жұмабаевтың жұмысы мұқият зерделеуге және тәжірибеде қазіргі таңда білім беру жүйесінде қолдануға болатыны сөзсіз..


Аннотация

Актуальность. Цель.

Работа знакомит с исследованием педагогических трудов М. Жумабаева. Особое внимание акцентируется на его книге «Педагогика», написанная в 1992 году. Выделяются и описываются характерные особенности его научных и педагогических исследований. Актуальность данной работы в том, что педагогические поиски М. Жумабаева актуальны своими проблемами обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. Работы М. Жумабаева заслуживают пристального изучения и применения в практике в современной системе образования, а именно в обновленном содержании образования в школах.


Abstract

Relevance. Goal.

The paper deals with of pedagogical works M. Zhumabaev. Particular attention is focused on his book "Pedagogy", written in 1992. Characteristic features of his scientific and pedagogical research are identified and described. The relevance of this work is that the pedagogical searches of M.Zhumabaev are relevant to their problems of training, upbringing of the younger generation, democratization of the public education system. The works of the M.Zhumabaev deserve study and application in practice in the modern education system, namely in the updated content of education in schools.


Түйінді сөздер: педагогика, адамгершілік, тәрбие, әдіс, дербестік.

Ключевые слова: педагогика, нравственость, воспитание, метод, самостоятельность.

Keywords: pedagogy, morality, education, method, independence.




Мировое сообщество пришло к пониманию, что от качества и

уровня образования зависят перспективы развития любого государства.

Образование есть потребность всякого человека.

М. Жумабаев


Психолого–педагогические идеи, труды выдающихся ученых, многих интеллигентных деятелей казахского народа в первой половине ХХ века без всяких сомнений оказали большое влияние развитию современной педагогической, психологической науки. Особо пристального внимания заслуживают глубокие научные и педагогические исследования М. Жумабаева. Он пользуется особым вниманием в последние годы не только как выдающийся поэт, но и как педагог. Педагогическая деятельность нашего великого соотечественника, все чаще и чаще становится востребованной в современной системе образования.

25 июня 2018 года казахская общественность, педагогическая интеллигенция и «созвездие» литературного и поэтического круга Казахстана отметила 125-ю годовщину со дня рождения Магжана Жумабаева - поэта, прозаика, переводчика. В педагогическом содержании творчества М. Жумабаева характерны особенности черт его характера, его мировоззрения, его восприимчивости глубин жизни народа и в этом кроется нравственное начало писательского наследия М. Жумабаева, обусловливающего его педагогическое значение.

Основываясь на лекциях, прочитанных на курсах в г. Оренбурге Магжан Жумабаев в 1922 году написал первую теоритическую работу по педагогике на казахском языке - "Педагогика». Это книга положила начало формированию национальной педагогической науки и на данный момент является единственным уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней. Обобщив передовой опыт мировой и народной педагогики, М. Жумабаев положил начало разработке наиболее актуальных проблем воспитания и обучения в казахской педагогике. Цель нравственного воспитания педагог видел в выработке способности к нравственно ориентированному мышлению и деятельности. Магжан Жумабаев всем своим творчеством старается выразить сложнейшие стороны духовной жизни человека, связывая их с просветительством. Он был уверен, что задача казахского просвещения равнозначна европейскому и перед ней стоят те же цели: воспитание в новых социально-экономических условиях свободных, образованных, деятельных и ответственных граждан своего Отечества. Вместе с тем, он подчеркивал значимость духовно-нравственных традиций казахского народа.

В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, которая предполагает новое содержание, новые подходы, иной педагогический менталитет. Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Социальный заказ, стоящий перед современной школой, состоит в формировании личности, способной к самообразованию, самореализации.

Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Во времена преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски М. Жумабаева актуальны своими проблемами обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования актуальны своими проблемами обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В умозаключениях М. Жумабаева о новой школе и новой педагогической науке его времени наглядно и доступно показаны идеи и разработки, отражающие проблемы современной школы, демонстрирующие новый подход и оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, прививать патриотизм и выявлять талантливых личностей не давая им «потеряться» - все это заставляло Магжана Жумабаева задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в Государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формирование навыков необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования c учётом международного опыта. Новые технологии обучения перекликаются с просветительскими идеями М. Жумабаева. Педагогическая деятельность нашего великого соотечественника, все чаще и чаще становится востребованной в современной системе образования. По мнению М. Жумабаева, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Теперь, столько лет спустя многие мысли поэта можно интерпретировать по-новому понять, оценить.

М. Жумабаев единственным критерием педагогики объявлял свободу, единственным методом - опыт. Он создал оригинальную систему дидактических взглядов обогатившую педагогическую науку новым подходом к решению проблем образования. По мнению М. Жумабаева, преобладающей формой обучения должен стать не урок в обычном понимании, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались бы чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. М. Жумабаев старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Он предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. "Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, но терпеливыми, упорными повсеместными опытами", - говорил М. Жумабаев. Обучение учащихся и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - вот основная задача Жумабаевской школы. Исходя из принципа свободы в педагогике Жумабаев обосновал и всю педагогическую концепцию. Жумабаев-педагог велик и тем, что глубже и всесторонне чем кто-либо из его современников понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, устремлений.

М. Жумабаев в своих трудах писал, что обучение — это многосторонний процесс, а не просто влияние на интеллект ребенка. Большое место при этом он отводит принципу сознательности и активности обучения. Он писал: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком-то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов".

Особое место Жумабаев уделяет между связью обучения с жизнью. Просветитель считает, что чем богаче жизненный опыт учащегося, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В качестве основ успешного обучения он приводит соблюдение двух дидактических принципов:

-чтобы то, чему учат ребенка было понятно и занимательно,

-чтобы душевные его силы были в самых выгодных условиях.

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний просветитель считал наличие у учащегося четкого понимания смысла, идеи знания и каждого из его слагаемых. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его силы на преодоление трудностей обучения и достижение его наивысших результатов. Исходной психолого-педагогической позицией М. Жумабаева в подходе к вышеназванной проблеме была опора на природное стремление ребенка к знанию. "Желание учиться в детях так сильно, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков" - отмечает М. Жумабаев.

В свою очередь М. Жумабаев разработал целую систему методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих благоприятную для обучения атмосферу. Жумабаев особо уделял внимание на изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. И сейчас хоть учитель – ключевая фигура на уроке и весь ход занятия составлен и прочувствован им, по новой программе он остается незаметным. Основным «лицом» урока является ученик. Разный ученик: одаренный, талантливый, тихий, слабоуспевающий, неспокойный, любопытный... Придавая большое значение воспитанию подрастающего поколения, М. Жумабаев первостепенную роль отводит роли гуманного учителя в прогрессивном развитии современного общества. Идея личностно - ориентированного образования принята сегодня массовой школой. Это означает, что учителя отказываются от авторитарного, инструктивно - репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково – творческого. Понятие личностно -ориентированного обучения говорит само за себя. Это обучение на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, раскрытие его природного дара.

М. Жумабаев был глубоко религиозным человеком, поэтому он придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать художественный вкус, развить в ребенке способность и М. Жумабаев выделяет не только метод примера, но и наказание, метод убеждения, беседы. Ученый отрицательно относится к физическим наказаниям.

Придавая большое значение воспитанию подрастающего поколения, Магжан первостепенную роль отводит роли гуманного учителя в прогрессивном развитии современного общества. Эта идея созвучна с современным отечественным образованием, в котором одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

М. Жумабаевым создал целую методику разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для пробуждения интереса к истории и активизации мыслительной деятельности школьников. Магжан был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения. Всякий метод, заявлял он, можно извратить, если подойти к нему формально, не поняв его существа, не почувствовав живую душу. В этом выводы Магжан Жумабаева полностью совпадали с высказываниями английского педагога А. Нилла. Он считал, что не надо давить на ребенка, и он сам будет развит настолько, насколько способен. Основной принцип английского педагога: нет ничего важнее счастья ребенка, а счастье невозможно без личной свободы. Цель: научить ребенка мыслить, а не наполнить его голову знаниями. Результат: раскрепощенный, уверенный в себе, мыслящий человек.

Реализуя задачи духовно-нравственного образования современный учитель должен брать за образец педагогические идеи М. Жумабаева, предлагать изучать детям жизненный путь, произведения поэта, так как те мысли и идеи, которые прослеживаются во всем его творчестве, позволяют утверждать, что М. Жумабаев был не только поэтом, публицистом, теоретиком, преподавателем, но и в высоком смысле слова Учителем, народным педагогом, несущим в себе огромный заряд высокой нравственной чистоты и силы несгибаемого духа, мечтающем о лучшей жизни грядущих своих соплеменников.

Педагог-новатор Жумабаев сыграл большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций, в развитие новых направлений в обучении. В современной образовательной системе происходит гуманизация науки. Делая вывод всему сказанному, педагогическая деятельность Магжана Жумабаева актуально в современной образовательной программе, а именно в системе обновленного содержания образования. Прогрессивные педагогические взгляды М. Жумабаева позволяют заключить, что казахский поэт и педагог, просветитель нашего времени должен занять достойное место в ряду педагогов мирового уровня – В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, Д. Дьюи, А.Нилла.


Список литературы:


  1. Аймауытов Ж. Сочинения в 5 т. Т. 1. – Алматы: Ғылым, 1996. Жарикбаев К.Б.

  2. Развитие психологической мысли в Казахстане. – Алматы, 1988.

  3. Жумабаев М. Свеча в ураганной ночи. – Петропавловск, 1993.

  4. История казахской литературы в 3 томах. – Алма-Ата, 1971.

  5. Кадралинова М.Т. Возвращенные имена. – Костанай, 1998.

  6. Мағжан Жумабаев «Педагогика». Алматы,1992г.2. Руководство для учителя. Педагогические подходы к обучению.

7. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстана http://5s.ucoz.ru/publ/2-1-0-13

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX – начало XX вв. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. - М.: Педагогика, 1991. - с. 448

9. Елеукенов Ш. Магжан. Творческая биография", Алматы, «Санат», 1995. – с. 41

10. «Пророк и падишах национальной поэзии» (библиографический указатель), Алматы, Центр. научная библиотека АН Казахстана, 2001. – с. 12

11. Демократические и просветительские идеи М.Жумабаева. Арсаева С.Б., старший преподаватель, КГПИ, г. Костанай, Казахстан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!