- Способы передачи чужой речи
Выполнила учитель русского языка и литературы
ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1»
Гажала Валентина Алексеевна
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
4
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
.., Вв.сл ,.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
4
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
.., Вв.сл ,.
Способы передачи чужой речи
1
Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».
2
А: «П».
Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.
3
Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.
4
.., Вв.сл ,..
Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.
Чьи-либо слова, переданные дословно, буквально, с сохранением синтаксического строения, называются прямой речью .
Вдруг он обратился к матушке: « Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»
Предложения с прямой речью
Графическое обозначение
1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)
2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)
Предложения с прямой речью
Графическое обозначение
1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)
2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)
«П», - а.
Предложения с прямой речью
Графическое обозначение
1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)
2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)
«П», - а.
«П!» - а.
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
«П,- а.- П».
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
«П,- а.- П».
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
«П,- а.- П».
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
«П?- а.- П?»
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
«П,- а.- П».
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
«П?- а.- П?»
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)
«П,- а,- п».
4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)
«П,- а.- П».
5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)
«П?- а.- П?»
6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)
А: «П?» - а.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора, вводящих прямую речь , и собственно-прямой речи .
Вводят чужую речь глаголы-сказуемые: сказал, ответил, спросил, крикнул, подумал и т. п.
Возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, продолжать, промолвить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться, спросить .
Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение , в котором
слова автора являются главным предложением,
а содержание чужой речи - придаточным
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью .
- Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчинённое предложение , где главное предложение содержит слова автора , а придаточное — чужую речь
- На привале узнал дедушка от мальчика , что ему три года и зовут его Серёжа, а маму зовут Катя и она любит песню про Катюшу (А. Л.)
Прямая речь
1
Косвенная речь
« Я сегодня же поговорю с Николаем Ивановичем» , - сказала Даша.
2
Даша сказала, что она сегодня же поговорит с
Николаем Ивановичем.
« Где мы сделаем привал ? »-спросили туристы начальника похода.
3
Туристы спросили начальника похода, где они сделают привал.
« Ты не ранен ? »- спросил я Дерсу.
(В.Арсеньев)
4
Я спросил Дерсу, не ранен ли он .
« Иди спать!»- посоветовал
я ему. (В.Арсеньев)
Я посоветовал, чтобы он пошел спать.
Косвенная речь присоединяется союзами:
что
будто
если косвенная речь передает сообщение, повествование:
А: «П» = [ ], (что...)
чтобы
Саша сказал: «Я никуда не пойду».
если косвенная речь передаст просьбу, приказ
что, кто, какой, где, когда, куда, откуда, ли
Саша сказал, что он никуда не пойдёт .
«Не лазь купаться!» — кричит мать Саньке.
если косвенная речь передаёт вопрос (вопросительный знак не ставится):
А: «П?» — [ ], (где...)
Мать крикнула Саньке, чтобы он не лазил купаться.
Санька спрашивает: «А море где?»
Санька спрашивает, где море .
Внимание!
- При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь: Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
- При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь: Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
- При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь:
- Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт;
- «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или точно приводимые чьи-либо слова .
В.Г. Белинский писал :
«Русский язык необыкновенно богат».
Способы выделения цитат
В письменной речи цитаты заключаются в кавычки
В.Г. Белинский писал:
В кавычки не заключаются стихотворные цитаты, если соблюдена стихотворная строфа или цитаты вынесены в эпиграф.
« Русский язык необыкновенно богат » .
У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине:
И в самом обычном наряде
Мила ты, Отчизна, до слез.
К лицу тебе русые пряди
Твоих ненаглядных берёз.
Знаки препинания при цитатах
Цитата, введенная в текст в виде:
прямой речи, оформляется в соответствии с правилами постановки знаков препинания при прямой речи:
Н. Некрасов писал : «Важен в поэме стиль, отвечающий теме».
включения в авторское предложение, выделяется кавычками, начинается со строчной буквы, а знаки употребляются только те, что диктуются строем предложения:
К.Г. Паустовский говорил , что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
Неполные и неточные цитаты
1. Если цитата приведена не полностью , место пропуска обозначается многоточием :
В. Белинский писал, что «поэзия Пушкина — это союз волшебных звуков...»
2. Если вы не уверены в точности цитаты, введите ее в текст в форме пересказа в виде косвенной речи :
Аркадий думал о том, что небогатому этому краю нужны преобразования.
И волны гор, и зеркало залива,
И тишина небес в безмолвии земли.
Карадаг издавна привлекал внимание художников, поэтов, писателей и ученых. «Черную гору» изображали на своих полотнах И. Айвазовский,
К.Богаевский, М. Волошин, О. Остроумова-Лебедева, о нем восторженно писали К. Паустовский, А.Ферсман, А. Грин, П. Паллас, М. Волошин и многие другие.
«Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный. Со стороны Отуз Карадаг предстает как огромная раковина, верхние края которой защищают его от северных и восточных ветров ... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».
С. Я. Елпатьевский
«Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».
С. Я. Елпатьевский
М. Л. ВОЛОШИН. Пейзаж с розовым песком. Холст, масло. 1928
И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. Черноморский флот в Феодосии. Холст, масло. 1890
Феодосия. Памятники архитектуры — мечеть Муфти Джами и развалины генуэзской крепости. Уголок старого города
В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками... Маленький дом был прибран и безмолвен... Мы не разгова-ривали, несмотря на множе-ство мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, об-ладавшего даром могучего и чистого воображения.
КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ
Звук прекрасный —имя Грина, мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый, колыбелька и некрополь — тихий домик, Старый Крым...
НИКОЛАЙ ТАРАСЕНКО
- Способы передачи чужой речи