СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Цитаты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  может быть использована в коррекционной работе: изложение материала ведётся пошагово, с фиксацией каждого умозаключения. Учащийся, делая промежуточные выводы на пути решения учебной задачи, способен не только под руководством учителя, но и самостоятельно, активно усваивать знания. 

Просмотр содержимого документа
«Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Цитаты»

Способы передачи чужой речи Прямая речь  Косвенная речь Цитаты Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1» Гажала Валентина Алексеевна
  • Способы передачи чужой речи
  • Прямая речь
  • Косвенная речь
  • Цитаты

Выполнила учитель русского языка и литературы

ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1»

Гажала Валентина Алексеевна

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2 Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2 Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 4 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

4

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива. .., Вв.сл ,.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

.., Вв.сл ,.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 4 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива. .., Вв.сл ,.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

4

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

.., Вв.сл ,.

Способы передачи чужой речи 1 Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива». 2  А: «П». Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива. 3 Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива. 4 .., Вв.сл ,.. Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

Способы передачи чужой речи

1

Учитель сообщил: «Завтра состоится собрание коллектива».

2

А: «П».

Учитель сообщил, что завтра состоится собрание коллектива.

3

Завтра, по словам учителя, состоится собрание коллектива.

4

.., Вв.сл ,..

Учитель сообщил о намеченном на завтра собрании коллектива.

 Чьи-либо слова, переданные дословно, буквально, с сохранением синтаксического строения, называются прямой речью .   Вдруг он обратился к матушке: « Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

Чьи-либо слова, переданные дословно, буквально, с сохранением синтаксического строения, называются прямой речью .

Вдруг он обратился к матушке: « Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

Предложения с прямой речью Графическое обозначение 1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)  2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)

Предложения с прямой речью

Графическое обозначение

1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)

2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)

Предложения с прямой речью Графическое обозначение 1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)  2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин) «П», - а.

Предложения с прямой речью

Графическое обозначение

1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)

2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)

«П», - а.

Предложения с прямой речью Графическое обозначение 1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)  2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин) «П», - а.    «П!» - а.

Предложения с прямой речью

Графическое обозначение

1. «Идите сюда... Уля нашла лилию»,-сказала Валя (А.Фадеев)

2. «Весна, весна близко!»- думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.(И.Бунин)

«П», - а.

«П!» - а.

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)   4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин) 5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)   4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин) 5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин) 5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин) 5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)  «П,- а.- П».  5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

«П,- а.- П».

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)  «П,- а.- П».  5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)   6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

«П,- а.- П».

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)  «П,- а.- П».  5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)  «П?- а.- П?» 6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

«П,- а.- П».

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

«П?- а.- П?»

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)  «П,- а.- П».  5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)  «П?- а.- П?» 6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

«П,- а.- П».

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

«П?- а.- П?»

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)  «П,- а,- п». 4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)  «П,- а.- П».  5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)  «П?- а.- П?» 6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)  А: «П?» - а.

3. «0 вашем деле,- обратился князь Андрей к Борису, - мы поговорим после».(Л.Толстой)

«П,- а,- п».

4. «Барышня жива,- отвечала Параша. – Она спрятана у Акулины Панфиловны» (А.Пушкин)

«П,- а.- П».

5. «Узнала меня? - шепотом спросила Любка. - Помнишь отца моего?» (А.Фадеев)

«П?- а.- П?»

6. Но все-таки она спросила тихо и с опаской: «А наши уехали?» - и указала на квартиру учителя. (А.Фадеев)

А: «П?» - а.

Прямая речь кавычки
  • Прямая речь кавычки
Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора, вводящих  прямую речь , и собственно-прямой речи .   Вводят чужую речь глаголы-сказуемые: сказал, ответил, спросил, крикнул, подумал и т. п.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора, вводящих прямую речь , и собственно-прямой речи .

Вводят чужую речь глаголы-сказуемые: сказал, ответил, спросил, крикнул, подумал и т. п.

 Возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, продолжать, промолвить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться, спросить .

Возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, продолжать, промолвить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться, спросить .

 Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное  предложение , в котором  слова автора являются главным предложением,  а содержание чужой речи - придаточным

Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение , в котором

слова автора являются главным предложением,

а содержание чужой речи - придаточным

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью . Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчинённое предложение , где главное предложение содержит  слова автора , а придаточное — чужую речь На привале узнал дедушка от мальчика , что ему три года и зовут его Серёжа, а маму зовут Катя и она любит песню про Катюшу (А. Л.)

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью .

  • Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчинённое предложение , где главное предложение содержит слова автора , а придаточное — чужую речь
  • На привале узнал дедушка от мальчика , что ему три года и зовут его Серёжа, а маму зовут Катя и она любит песню про Катюшу (А. Л.)
 Прямая речь 1  Косвенная речь « Я сегодня же поговорю с Николаем Ивановичем» , - сказала Даша. 2  Даша сказала, что она сегодня же поговорит с Николаем Ивановичем. « Где  мы сделаем привал ? »-спросили туристы начальника похода.  3 Туристы спросили начальника похода, где они сделают привал.  « Ты не ранен ? »- спросил я Дерсу.  (В.Арсеньев) 4  Я спросил Дерсу, не ранен ли  он .  « Иди спать!»- посоветовал я ему. (В.Арсеньев) Я посоветовал, чтобы  он пошел спать.

Прямая речь

1

Косвенная речь

« Я сегодня же поговорю с Николаем Ивановичем» , - сказала Даша.

2

Даша сказала, что она сегодня же поговорит с

Николаем Ивановичем.

« Где мы сделаем привал ? »-спросили туристы начальника похода.

3

Туристы спросили начальника похода, где они сделают привал.

« Ты не ранен ? »- спросил я Дерсу.

(В.Арсеньев)

4

Я спросил Дерсу, не ранен ли он .

« Иди спать!»- посоветовал

я ему. (В.Арсеньев)

Я посоветовал, чтобы он пошел спать.

Косвенная речь присоединяется союзами:  что  будто  если косвенная речь передает сообщение, повествование:  А: «П» = [ ], (что...)   чтобы  Саша сказал: «Я никуда не пойду».  если косвенная речь передаст просьбу, приказ   что, кто, какой, где, когда, куда, откуда, ли  Саша сказал,  что он никуда не пойдёт .  «Не лазь купаться!» — кричит мать Саньке.   если косвенная речь передаёт вопрос (вопросительный знак не ставится):  А: «П?» — [ ], (где...) Мать крикнула Саньке, чтобы он не лазил купаться. Санька спрашивает: «А море где?»   Санька спрашивает, где море .

Косвенная речь присоединяется союзами:

что

будто

если косвенная речь передает сообщение, повествование:

А: «П» = [ ], (что...)

чтобы

Саша сказал: «Я никуда не пойду».

если косвенная речь передаст просьбу, приказ

что, кто, какой, где, когда, куда, откуда, ли

Саша сказал, что он никуда не пойдёт .

«Не лазь купаться!»кричит мать Саньке.

если косвенная речь передаёт вопрос (вопросительный знак не ставится):

А: «П?» — [ ], (где...)

Мать крикнула Саньке, чтобы он не лазил купаться.

Санька спрашивает: «А море где?»

Санька спрашивает, где море .

Внимание! При замене прямой речи  косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь:   Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы . При замене прямой речи  косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь:   Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы . При замене прямой речи  косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь:   Саша сказал: « Я никуда не пойду» — Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?» — спросила Наталья Павловна (А. Рыб.) — Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .

Внимание!

  • При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь: Саша сказал: « Я никуда не пойду»Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?»спросила Наталья Павловна (А. Рыб.)Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
  • При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь: Саша сказал: « Я никуда не пойду»Саша сказал, что он никуда не пойдёт; «А вы справитесь?»спросила Наталья Павловна (А. Рыб.)Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
  • При замене прямой речи косвенной заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь:
  • Саша сказал: « Я никуда не пойду»Саша сказал, что он никуда не пойдёт;
  • «А вы справитесь?»спросила Наталья Павловна (А. Рыб.)Наталья Павловна спросила, справимся ли мы .
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или точно приводимые чьи-либо слова . В.Г. Белинский писал : «Русский язык необыкновенно богат».

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или точно приводимые чьи-либо слова .

В.Г. Белинский писал :

«Русский язык необыкновенно богат».

Способы выделения цитат В письменной речи цитаты заключаются в кавычки  В.Г. Белинский писал: В кавычки не заключаются  стихотворные цитаты, если соблюдена стихотворная строфа или цитаты вынесены в эпиграф. « Русский язык необыкновенно богат » .  У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине:  И в самом обычном наряде  Мила ты, Отчизна, до слез.  К лицу тебе русые пряди  Твоих ненаглядных берёз.

Способы выделения цитат

В письменной речи цитаты заключаются в кавычки

В.Г. Белинский писал:

В кавычки не заключаются стихотворные цитаты, если соблюдена стихотворная строфа или цитаты вынесены в эпиграф.

« Русский язык необыкновенно богат » .

У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине:

И в самом обычном наряде

Мила ты, Отчизна, до слез.

К лицу тебе русые пряди

Твоих ненаглядных берёз.

Знаки препинания при цитатах Цитата, введенная в текст в виде: прямой речи, оформляется в соответствии с правилами постановки знаков препинания при прямой речи:  Н. Некрасов писал : «Важен в поэме стиль, отвечающий теме». включения в авторское предложение, выделяется кавычками, начинается со строчной буквы, а знаки употребляются только те, что диктуются строем предложения:   К.Г. Паустовский говорил , что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Знаки препинания при цитатах

Цитата, введенная в текст в виде:

прямой речи, оформляется в соответствии с правилами постановки знаков препинания при прямой речи:

Н. Некрасов писал : «Важен в поэме стиль, отвечающий теме».

включения в авторское предложение, выделяется кавычками, начинается со строчной буквы, а знаки употребляются только те, что диктуются строем предложения:

К.Г. Паустовский говорил , что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Неполные и неточные цитаты 1. Если цитата приведена не полностью , место пропуска обозначается многоточием : В. Белинский писал, что «поэзия Пушкина — это союз волшебных звуков...» 2. Если вы не уверены в точности цитаты, введите ее в текст в форме пересказа в виде косвенной речи :  Аркадий думал о том, что небогатому этому краю нужны преобразования.

Неполные и неточные цитаты

1. Если цитата приведена не полностью , место пропуска обозначается многоточием :

В. Белинский писал, что «поэзия Пушкинаэто союз волшебных звуков...»

2. Если вы не уверены в точности цитаты, введите ее в текст в форме пересказа в виде косвенной речи :

Аркадий думал о том, что небогатому этому краю нужны преобразования.

И волны гор, и зеркало залива, И тишина небес в безмолвии земли.

И волны гор, и зеркало залива,

И тишина небес в безмолвии земли.

 Карадаг издавна привлекал внимание художников, поэтов, писателей и ученых. «Черную гору» изображали на своих полотнах И. Айвазовский,  К.Богаевский, М. Волошин, О. Остроумова-Лебедева, о нем восторженно писали К. Паустовский, А.Ферсман, А. Грин, П. Паллас, М. Волошин и многие другие.  «Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный. Со стороны Отуз Карадаг предстает как огромная раковина, верхние края которой защищают его от северных и восточных ветров ... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».  С. Я. Елпатьевский

Карадаг издавна привлекал внимание художников, поэтов, писателей и ученых. «Черную гору» изображали на своих полотнах И. Айвазовский,

К.Богаевский, М. Волошин, О. Остроумова-Лебедева, о нем восторженно писали К. Паустовский, А.Ферсман, А. Грин, П. Паллас, М. Волошин и многие другие.

«Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный. Со стороны Отуз Карадаг предстает как огромная раковина, верхние края которой защищают его от северных и восточных ветров ... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».

С. Я. Елпатьевский

«Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».   С. Я. Елпатьевский

«Карадаг красивый, он весь, как сказка. С моря он мрачный, угрюмый, фантастичный и почти недоступный... По дикой красоте Карадага — равного нет в Крыму».

С. Я. Елпатьевский

М. Л. ВОЛОШИН.  Пейзаж с розовым песком.  Холст, масло. 1928

М. Л. ВОЛОШИН. Пейзаж с розовым песком. Холст, масло. 1928

И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. Черноморский флот в Феодосии.  Холст, масло. 1890

И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. Черноморский флот в Феодосии. Холст, масло. 1890

Феодосия. Памятники архитектуры — мечеть Муфти Джами и развалины генуэзской крепости. Уголок старого города

Феодосия. Памятники архитектуры — мечеть Муфти Джами и развалины генуэзской крепости. Уголок старого города

В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками... Маленький дом был прибран и безмолвен... Мы не разгова-ривали, несмотря на множе-ство мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, об-ладавшего даром могучего и чистого воображения. КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ

В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками... Маленький дом был прибран и безмолвен... Мы не разгова-ривали, несмотря на множе-ство мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, об-ладавшего даром могучего и чистого воображения.

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ

Звук прекрасный —имя Грина, мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый, колыбелька и некрополь — тихий домик, Старый Крым...  НИКОЛАЙ ТАРАСЕНКО

Звук прекрасный —имя Грина, мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый, колыбелька и некрополь — тихий домик, Старый Крым...

НИКОЛАЙ ТАРАСЕНКО

Способы передачи чужой речи Прямая речь  Косвенная речь Цитаты
  • Способы передачи чужой речи
  • Прямая речь
  • Косвенная речь
  • Цитаты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!