План урока с хронометражем 1.Организвционный этап (5 мин.); 2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, фиксация индивидуального затруднения, Актуализация знаний (10 мин.); 3. Физкультминутка (2 мин);
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (11 мин.);
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) и в измененной ситуации (конструктивные) (5 мин.); 6. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (8 мин.); 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.); 8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов) (2 мин.)
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |
| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1. Организационный этап. Этот этап предполагает настрой учащихся на плодотворную работу, вовлечение их в образовательный процесс. | Приемы: эмоциональный настрой на урок, увертюра (прием «музыка в подарок»), ситуация предположения. Учитель включает музыкальное сопровождение, как средство соединения грамматического и тематического наполнения урока. - Прозвенел звонок, нужно начинать урок. Проверьте свою готовность к труду. У вас на парте аккуратно лежат тетрадь, ручка, учебник т дневник. У кого все это есть, садитесь. Примите учебную позу, начинаем урок. (слайд 2) - Ребята, вам знакома эта картинка? - Как называется произведение, которое она иллюстрирует, и кто его автор? (слайд 3) - Правильно, молодцы! Это сказка Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». (слайд 4) - Как вы думаете, чем эта сказка поможет нам на сегодняшнем уроке русского языка? - Интересные предположения, а верны ли они, мы узнаем в конце урока. Сейчас давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. (слайд 5) | Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку, правильность осанки при посадке, строят предположения, соединяя свой учебный опыт с поставленной задачей. Эмоциональное вхождение в урок. | 1. Регулятивные: волевая саморегуляция; 2. Личностные: смыслообразование; 3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
| 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, фиксация индивидуального затруднения, Актуализация знаний. | - Главная мысль сказки «Городок в табакерке» заключается в том, что в мире все взаимосвязано. - Проверим, так ли это на материале прошлых уроков. - С чем связаны слова: «есть, нет, вижу, дать, доволен, думаю о»? - Правильно, они помогают нам определить падеж. Слово «Нет» - связано с каким падежом? Слово «Доволен» » - помогает нам определить какой падеж? - А теперь вопрос сложнее. Как связан мужской род существительных и окончание «а»? Что можно определить по окончанию «а» у существительных мужского рода? - Следующий вопрос. Какие признаки связывают слова рожь и дочь? Приведите свои примеры существительных 3 склонения. -А теперь вспомните, как связаны род и окончания существительных? Что можно определить, зная род и окончание существительного? - Молодцы, ребята. Подведем мини-итог. Те, кто уверенно определяет падеж и склонение существительного, поднимите правую руку, а кто сомневается - левую. ... Рада, что вы усвоили такую важную тему. Тем же, кто неуверен пока в своих знаниях, я советую потренироваться дома и прийти на консультацию. - Продолжаем работу (слайд 6, 7). По сюжету сказки папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные детали, создающие музыку. Итак, сказка учит быть наблюдательным, внимательным к мелочам. Проверим вашу наблюдательность. - Внимательно посмотрите на иллюстрацию к сказке, найдите и запишите слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. - Проверяем. Молодцы, ребята, отлично потрудились. - Давайте оценим свою работу. Те, кто записал все слова без ошибок, поставьте себе на полях – «3», кто допустил ошибку в написании слов, или написал слова не на все три спряжения – «2», а кто совсем не справился с работой, кому было сложно – «1». - Где нам пригодится знание падежей и склонений существительных? Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных. (слайд 8) | Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради | 1. Познавательные: структурирование знаний; 2. Регулятивные: контроль и коррекция; 3. Личностные: самоопределение: 4. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
| 3.Физкультминутка | Сказка продолжается. «Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой». (слайд 9, 10) | Выполняют упражнения под музыку | |
| 4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Мальчик отправился дальше и увидел много звонких мальчиков-колокольчиков. (слайд 11), которые пожаловались Мише, что молоточки их постоянно постукивают. Мальчик решил разобраться и пришел к принцессе Пружинке (слайд 12). А она ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки. Таким образом, сказка учит нас тому, что прежде чем делать выводы, нужно проанализировать ситуацию. Только в этом случае можно понять истинную суть вещей. -Тема нашего урока также позволяет нам заглянуть глубже в языковые явления. Внимание на доску (слайд 13). По узкой дорожк... Миша побежал к рек… . Там, переливаясь в серебр..., мальчики-колокольчики танцевали на солнышк.... До самой полноч… дядька-молоточек таял от любв.... Задание. - Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Пользуйтесь вашими знаниями и таблицей. Объясните, почему вы вставили такую букву (укажите род, падеж, склонение). - Проверяем. Молодцы. Давайте оценим свою работу (слайд 14). - Ребята, а какую особенность вы заметили, когда определяли окончания? - Действительно. Некоторые окончания не требовали проверки, они были ударными. - А что делать, если окончание безударное? - Это и есть тема нашего урока: закрепление способов проверки безударных падежных окончаний существительных. - Откройте учебник на странице 103, внимательно проанализируйте таблицу и прочитайте о способах проверки безударных падежных окончаний существительных. - Расскажите о способах проверки безударных падежных окончаний имен существительных. (слайд 15) | Учащиеся выполняют задание в тетради, а 3 человека (по 1 предложению) комментируют с места. | 1. Познавательные: развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий; 2. Регулятивные: целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке; 3. Личностные: смыслообразование; |
| 5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) и в измененной ситуации (конструктивные). Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. | (Слайд 16) Работа с алгоритмом проверки безударных падежных окончаний существительных. | Учащиеся тренируются в нахождении окончаний существительных. | 1. Познавательные: поиск информации; 2. Регулятивные: прогнозирование; 3. Коммуникативные: планирование; |
| 6. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания.) Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач в нестандартной ситуации с их проговариванием во внешней речи и использованием заданий, требующих интеллектуальной активности. | (слайд 17) Безударные падежные окончания существительных (learningapps.org) - Кто был внимательным, кто запомнил слова с доски, запишите по три слова в тетрадь, укажите ударение. - Попробуем снова оценить свою работу: кто вспомнил три слова, поставьте себе на полях – «3», кто только два – «2», а кто записал только одно, кому было сложно – «1» (слайд 18). Посчитайте свои баллы. …. - 9-8 баллов – ваша отметка за урок «5»; - 7-6 баллов – ваша отметка за урок «4»; - 5 баллов – ваша отметка за урок «3»; Ну а те, кто 4 балла и меньше, нужна срочная консультация (слайд 19). | Учащиеся поочереди выполняют задание игры, с использованием интерактивной доски. | 1. Познавательные: моделирование, структурирование знаний; |
| 7. Информация о домашнем задании. Этап предполагает включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, формирование навыков и умений самостоятельной деятельности. | Тренировку по проверке безударных падежных окончаний существительных вы продолжите дома. Для этого вы повторите правило на стр.103 и выполните упражнение 183 (слайд 20) | Учащиеся записывают задание в дневник. | 1. Познавательные: структурирование знаний; 2. Регулятивные: планирование; |
| 8. Рефлексия. Этап предполагает соотнесение целей и результатов учебной деятельности и фиксацию их соответствия. | - Музыка оборвалась, мальчик и проснулся. Миша рассказал о своем сне отцу. Папа улыбнулся и сказал, что для того чтобы знать как играет музыка в табакерке, нужно много учиться. И нам, ребята, нужно много учиться, чтобы постичь все тайны русского языка. - И сегодняшний урок не исключение: мы закрепили знания о способах проверки безударных падежных окончаний имен существительных. - Ну что, помогла нам сказка закрепить материал? Верны были ваши предположения? Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (слайд 21) - Волшебной шкатулки у нас нет, она осталась в сказке, но мы создадим свою музыку в стиле «Хлоп-топ». - Кто усвоил материал и не сомневается в своих знаниях – хлопнете над головой в ладоши, у кого небольшие сомнения – пошумите ладошками. Ну а кому нужно повторить – топните ногами. - Спасибо за урок. Отдыхайте. | Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке. | 1. Познавательные: структурирование знаний; 2. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание |