СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Способы сохранения культуры своего народа, собственной речи, русского слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Способы сохранения культуры своего народа, собственной речи, русского слова»»


МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  

«Способы сохранения культуры своего народа, собственной речи, русского слова»





Пояснительная записка


Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.

Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.

Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.

Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".

Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.

Моя привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.

Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.

 Мероприятие направлено на становление следующих личностных характеристик:

                    уважение своего народа, его культуры;

                    креативность и критическое мышление,

                    владение основами научных методов познания окружающего мира;

                    готовность  к сотрудничеству,

                    способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

                    уважение мнения других людей,

                    умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

                    мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 Кроме того оно стимулирует развитие следующих умений:

                    умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

                    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

                    владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

                    готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

                    умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

                    владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

                    владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.






Внеклассное мероприятие

«Способы сохранения культуры своего народа, собственной речи, русского слова.»


Цель: Формирование навыков грамотной речи, исключающей засорение речи чрезмерными заимствованиями.

Задачи:

- Расширить знания студентов о грамотной речи современного человека.

- Воспитывать отрицательное отношение к чрезмерному употреблению заимствованных иностранных слов.

- Побуждать к самосовершенствованию, контролю собственной речи.

- Воспитать любовь и уважение к родному языку, к его чистоте и самобытности.

-  Воспитать уважение к собеседникам, привить навыки работы в команде.

Оснащение: компьютер, проектор, видео, презентации, раздаточный материал.

Ход мероприятия


В.: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались сегодня с вами, для того чтобы поговорить о…

Ну нет, давайте вы сами определите тему нашего разговора, посмотрев видеоролик.

(Просмотр видеоролика «Англицизмы») (с 20 сек.)

В.: Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашей встрече?

Правильно.

Английский язык - самый распространенный язык в мире и с каждым днём в русском языке появляются новые заимствованные слова, чаще всего это – англицизмы. На это влияют разные факторы в нашей жизни: Интернет, телевидение, технические прогрессы, различные культурные события и международные контакты. Заимствование слов из других языков – естественный и закономерный процесс, характерный для любого развитого языка. Народы, страны, государства живут и развиваются не изолированно друг от друга, а вступая во взаимные контакты. Поэтому, мы сегодня поговорим об англицизмах. Российские школьники и студенты очень часто используют их в своей речи, часто не понимая их значения.

Узнать у учеников, какие англицизмы они чаще всего употребляют.

Упражнение на знание значения англицизмов.

Кроме того, популярность исходного фильма побудила снять несколько ремейков.

Ремейк-

Только вместо белого платья она была одета в чёрный лонгслив.

Лонгслив-

Например, инвестор внёс 100 тысяч, брокер может предоставить ещё 100 тысяч.

Брокер-

Сорри, я не смогу сегодня пойти с вами на футбол, надо доделать диплом. Завтра дедлайн его сдачи…

Дедлайн-

Употребление англицизмов не только способствует засорению русского языка, но также может быть полезным – главное знать меру.



А.А.: А теперь давайте потренируемся и выполним упражнение на перевод с «понятного языка» на русский!

  • В Оренбурге есть множество магазинов, где можно купить всевозможные презенты.

  • Участники проекта "Ты - суперстар" начали гастрольный тур по стране.

  • Мой бойфренд учится в 10 А.

  • Она создала себе имидж делового человека.

  • Как известно, большую часть времени по утрам девушка тратит на мейкап.

  • Она развесила постеры с изображениями ее любимых актеров по всей комнате.

  • Дети провели незабываемый уикенд на природе рядом с озером.

  • Кликать мышкой по ссылкам, полученным из интернета, опасно!

  • На работе он полный лузер! Удивительно, что его еще не уволили.

  • В столовой колледжа, к большому сожалению студентов, не делают хотдоги.

  • Моя младшая сестра обожает собирать пазлы. Она просто ас в этом деле!

  • Первый этаж нашего общежития  охраняет секьюрити Мария Ивановна.

  • Мы предлагаем вам окунуться в мир хэндмэйд, полюбоваться на готовые вышивки, авторские куклы и многое другое.

Рефлексия

А.А. Памятка

Давайте составим для себя памятку что положительного и отрицательного имеет употребление англицизмов в разговорной речи (работа в двух командах).

Каждая команда представит результаты своей работы, что есть положительного, а что является вредным в использовании англицизмов.

А.А.: Вот видите как грамотно и красиво можно говорить на чисто русском языке. А где вы научились это делать? Правильно в школе! Школьное образование – это важный элемент образования в современном обществе, формирующий у человека базовые знания и навыки. Школа, прежде всего, учит жизни.

Школа – это как билет. Если у тебя этот билет есть, ты можешь пройти дальше, если нет – для тебя путь закрыт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!