Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.
В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:
· "Консультант Плюс" (компания "Консультант Плюс");
· "Гарант" (Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис");
· "Кодекс" ("Центр компьютерных разработок");
· "Референт" (фирма "Референт-Сервис").
В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:
· "Эталон" при Министерстве юстиции РФ;
· "Система" при ФАПСИ.
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
· "ЮСИС" (фирма "Интралекс");
· "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");
· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");
· системы "1С: Кодекс", "1С: Гарант", "1С: Эталон" (фирма "1С");
· система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий).
Консультант Плюс.
СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.
Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.
7.3. Справочно-правовые системы
7.3.1. Краткая характеристика российских СПС
Справочно-правовые системы (СПС) – разновидность документальных информационно-поисковых систем, предназначенная для правового обеспечения деятельности специалистов. Необходимость создания и использования таких систем обусловливается наличием огромного количества нормативных и иных правовых документов, регламентирующих политическую, экономическую и социальную сферы. Например, на пополнение СПС “КонсультантПлюс” ежемесячно поступает до 8000 документов [2]. При этом нормативно-правовое пространство Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему документов. Так, первый, верхний, уровень этой системы образуют международные акты. Второй составляют законы, обладающие высшей юридической силой. К числу таких можно отнести Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы. Третий уровень этой системы формируют подзаконные акты федерального уровня (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств), а четвертый – правовые акты субъектов Российской Федерации.
Эти обстоятельства породили рынок СПС, где работает достаточно много компаний – разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Так, можно назвать следующие продукты и разработавшие их компании:
– КонсультантПлюс (АО “Консультант Плюс”);
– ГАРАНТ (НПП “Гарант-Сервис”);
– “Кодекс” (Центр компьютерных разработок);
– ЮСИС (фирма “Интралекс”);
– “Референт” (ЗАО “Референт-Сервис”);
– “Юридический Мир” (издательство “Дело и право”);
– “Ваше право” и “Юрисконсульт” (фирма “Информационные системы и технологии”);
– “1С:Кодекс”, “1С:Гарант”, “1С:Эталон” (компания “1С”);
– “Законодательство России” (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Кроме того, для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств несколько систем аналогичного назначения было создано государственными предприятиями. К их числу относятся следующие СПС:
– “Эталон” (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
– “Система” (НТЦ “Система” при ФАПСИ).
Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке колеблется в широком диапазоне, однако с большой степенью достоверности среди лидеров можно назвать системы КонсультантПлюс и ГАРАНТ. Эти справочные правовые системы используют современные информационные технологии создания и ведения баз данных и обладают существенными достоинствами, к числу которых можно отнести:
– возможность компактно хранить большие объемы информации;
– возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных;
– возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.
Сравнительный анализ СПС и, в первую очередь, наиболее распространенных из них, позволяет утверждать, что они отличаются:
– графическими интерфейсами, более или менее удобными для профессионального пользователя;
– глубиной и точностью классификации документов;
– способом обновления баз данных;
– возможностью формирования частных баз данных профессиональным пользователем;
– стоимостью обслуживания.
7.3.2. Методы поиска в СПС
Несмотря на большое количество СПС и их различия, общим для всех них является то, что основной информационной единицей баз данных, входящих в их состав, является документ. Любой нормативный акт представлен текстом этого документа и вспомогательной, дополнительной, служебной информацией, часто называемой реквизитами документа: номер, дата принятия, вид документа и пр. Как правило, различают две группы реквизитов:
– поисковые, используемые при организации доступа к документам;
– справочные, содержащие сведения, необходимые для работы с документом.
– по реквизитам документа;
– по специализированным классификаторам;
– полнотекстовый.
Каждый метод поиска имеет свои достоинства и недостатки, которые обусловливают преимущества и ограничения при их использовании. Поэтому наилучший результат обеспечивается сочетанием различных методов поиска. Рассмотрим подробнее основные методы доступа к документам, составляющим информационно-поисковое пространство справочно-правовых систем.
7.3.2.1. Поиск по реквизитам документа
Это наиболее простой и удобный метод поиска. Данный метод доступа используется, если известен больший или меньший набор реквизитов, таких, как: тип документа; орган, его издавший; дата принятия; номер документа и т.п. Очевидно, что он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. С целью облегчения процесса создания запроса для поиска по реквизитам в СПС имеется шаблон с полями, значения которых заполняются пользователем (рис. 7.7).
Часто невозможно точное указание реквизитов, например из-за незнания их. При этом не исключается возможность доступа к документу. В этом случае неоднозначное указание реквизитов или пропуск при создании запроса одного или нескольких из них приведет к увеличению списка документов в выдаче.
Важно понимать, что чем полнее и точнее заданы реквизиты, тем короче полученный список документов, из которых пользователю приходится делать выбор.
7.3.2.2. Поиск с использованием тематического классификатора
Как правило, основная проблема при поиске заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется найти документы, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.
Для организации такого поиска при создании баз данных в состав реквизитов документа включаются данные, позволяющие отнести документ к той или иной рубрике тематического классификатора. Это означает, что при обработке документа перед его включением в состав базы данных эксперт должен поставить в соответствие элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, т.е. таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом.
Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, “тема” документа. При этом классификатор представляет систему юридических понятий (рубрик и ключевых слов), отражающих содержание документов, составляющих информационный массив.
Как правило, классификаторы имеют иерархическую структуру от общего к частному. Число уровней тематического классификатора может быть различным. От глубины иерархии зависит точность выбора списка искомых документов (рис. 7.8).
Основная проблема при использовании специализированных классификаторов для поиска документов состоит в том, что предварительная обработка документов осуществляется “вручную”, т.е. документы рубрицируются специалистами компаний – разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок или субъективного подхода при рубрикации.
7.3.2.3. Поиск по содержанию документа (контекстный поиск)
Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста и используется, когда затруднено отнесение документа к тому или иному тематическому разделу и неизвестны его реквизиты. При таком поиске осуществляется автоматический перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается.
На основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса является запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И. то будут отобраны только те документы, в которых есть одновременно оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, в которых есть хотя бы одно из этих слов. Логические выражения могут быть еще более сложными.
Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено.
Естественно, что у данного метода поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать “шум”, т.е. документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, в которых встречаются синонимы данного термина.
Как правило, в СПС представлены два способа такого поиска:
– доступ по ключевым понятиям с использованием словаря терминов;
– поиск документов, содержащих произвольно заданные понятия.
Первый способ основывается на выборе ключевого для поиска термина из представленного в системе словаря. Обычно используются многоуровневые, иерархические словари, в которых ключевое понятие каждого уровня раскрывается с помощью уточняющих понятий. Использование словаря не только убыстряет доступ к документам, избавляя от набора с клавиатуры ключевых слов, но и повышает надежность доступа, так как зачастую обычная грамматическая ошибка при наборе ключевых слов делает невозможным доступ к документам.
Второй способ контекстного поиска обычно используется, если ключевые слова не удалось подобрать в словаре терминов. В качестве ключевых понятий в этом случае могут быть заданы слово, словосочетание (слова разделяются пробелом), основа слова.
7.3.2.4. Дополнительные сервисные возможности современных СПС
В современных СПС реализован еще один метод поиска документов – поиск по ситуации (в СПС “КонсультантПлюс” – этот инструмент получил название “Правовой навигатор”). Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо найти основные документы по какой-либо правовой проблеме. В этом случае для создания запроса СПС предоставляет пользователю алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Этот указатель размещается в правой части диалогового окна. Близкие по своей сущности ключевые понятия объединены в группы. Перечень групп отображается в левой части окна (рис. 7.9, 7.10). Такая двухуровневая структура облегчает процесс создания запроса.
Программные технологии высокого уровня, которые использованы в СПС, включают некоторые очень полезные сервисные инструменты, кроме непосредственного поиска документов. К их числу можно отнести:
– возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой;
– возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;
– наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;
– экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.
Наличие всех этих возможностей делает современные СПС весьма полезным инструментом, необходимым для квалифицированного решения профессиональных задач практически во всех сферах деятельности.
Источники:
mosadvokat.org, studopedia.net, www.irbis.vegu.ru