Аспекты сравнения | Сходство | Различие |
Жанр | Лирическое стихотворение: в центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств. | М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди: внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет монолога лирического героя. |
Стихотворный размер | четырехстопный ямб | |
Композиция | В текстах присутствует явная отсылка к Божьей воле. Линейная композиция способствует простоте восприятия. | А. С. Пушкин: появляются яркие черты кольцевой композиции. |
Образы и символы | Дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину. пророк стал духовно богаче, познав ее. | Пушкин: цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей». Образ толпы нарисован весьма схематично. Возможно, сердца людей могут «зажечься» от слова гения. Лермонтов: гений пророка остается покинутым и непризнанным. Всеведение жестоко отвергается невежественным обществом. Но лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму. |
Тема | Пророк – это поэт, миссия которого просветить общество. Поэзия – основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с толпой. | |
Проблематика | Поэт и поэзия. Пророк избран богом. Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой. Предназначение поэта в том, чтобы донести истину до общества. Проблема взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко отвергнуть его. Оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными. | Об участи пушкинского героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не понят, изгнан, унижен. А. С. Пушкин не раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю. Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция общества на просвещение и на гений героя. Пушкинский герой готов просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя. |
Основная идея | В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми | Представители разных поколений!! Отсюда различия «Пророков»: Пушкин еще верит в успех просвещения, Лермонтов уже нет. Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего, видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением, предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять истинную цель искусства. Смысл М. Ю. Лермонтова заключается в парадоксальном одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк находится значительно выше общества в духовном развитии, но любому таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию. |
Средства художественной выразительнос- ти | В обоих стихотворениях отведено значительное место. эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые); метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье); олицетворение (глас воззвал; звезды слушают); сравнение (как труп; как птицы). инверсия («правды чистые ученья», «отверзлись вещие зеницы»); анафора (единоначатие); гипербола (Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта); антитеза (Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина) |