СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства народной педагогики в формировании патриотизма у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо своей Республики. Таким образом, формирование патриотизма - это разноплановый и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина Казахстана, верного своему Отечеству, готового выполнить свой гражданский и конституционный долг.

Просмотр содержимого документа
«Средства народной педагогики в формировании патриотизма у младших школьников»

СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Акишева Асель Кусаиновна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Патриотизм - это уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства [1].

Независимость Республики Казахстан является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. В связи с этим патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина Казахстана, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа; планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, защите их от различных посягательств. В целом патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо своей Республики.

Таким образом, формирование патриотизма - это разноплановый и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина Казахстана, верного своему Отечеству, готового выполнить свой гражданский и конституционный долг [2].

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния. На путях исторического развития народ преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение обязаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа [3].

Изучая научные труды о воспитании, а также основываясь на практических примерах, Бекет Утетлеуов [4] пришел к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек: «Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано! Народ выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека: «Захочешь узнать себя – спроси мнение людей», «Вежливости учись у невежи» и т.д. В этом выражается уверенность, что молодые люди путём самовоспитания могут выработать в себе лучшие человеческие качества: благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость, любовь к Родине.

Важное значение в жизни учащихся великий педагог Ибрай Алтынсарин придавал нравственному воспитанию. Он стремился воспитать у своих учеников гуманность, честное отношение к труду и любовь к Родине. «Стараюсь всеми силами, – писал он, – чтобы подействовать еще и на нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками». Замечательный педагог и просветитель, И. Алтынсарин постоянно подчеркивал великое значение воспитания. В рассказе «Садовые деревья», говоря о том, что прямо растущее дерево является результатом хорошего ухода, а криво растущее – плохого, отец поучает сына: «Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза. Это тебе может служить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой тоже нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то ты будешь похож на это кривое дерево» [5, 153].

В таком же духе И. Алтынсарин мастерски, очень просто и доходчиво излагал свои мысли о воспитании, которые имели исключительно большое значение в нравственном развитии учащихся. И. Алтынсарин по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. У замечательного педагога-просветителя осталось немало талантливых последователей, продолживших впоследствии его дело. Педагогические идеи И. Алтынсарина современны и в наши дни [5, 154].

Выдающийся казахский просветитель и поэт Абай Кунанбаев в своих произведениях воспевал думы и чаяния своего бесправного и угнетенного народа, энергично проповедовал просвещение, развитие науки и культуры в казахской степи. Абай был пламенным наставником молодежи. Почти все его произведения имеют поучительно-воспитательное значение. Хотя поэт и не занимался специальной педагогической работой, но в целом ряде его высказываний можно найти методические и дидактические наставления по воспитанию и обучению молодежи. Как никто иной из числа своих современников-казахов и многих представителей восточной культуры, Абай выступал страстным проповедником и неустанным поборником нравственного воспитания молодежи. При этом он дал глубокое психологическое обоснование своим взглядам на воспитание. Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия» (Слова назидания). Абай Кунанбаев являлся страстным гуманистом. Он жил и творил для своего народа. Человеколюбием пронизаны все его произведения, он всегда говорил о просвещении народа, о нравственном воспитании, улучшении его благосостояния, о честности и правдивости. Мудрые педагогические высказывания Абая актуальны и сегодня, приносят большую пользу в воспитании молодого поколения [5, 170].

Традиции и обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живёт, о чём думает, во что верит. В нашем государстве проживает в мире и согласии более ста национальностей. Тема национального равенства и братства очень актуальна в любом обществе.

Становится ясным, что развитие патриотических качеств младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Цели патриотического воспитания казахстанцев:

– развитие в казахстанском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;

– становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи – привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Казахстан – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

– создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

– формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Сегодня растет осознание необходимости обновления многонациональной школы в соответствии с принципом этнокультурной направленности образования, обеспечивающего развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению и плодотворной деятельности в динамичных условиях современной цивилизации. При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры.

Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики - есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на, формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви, и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она выступает как коллективная память народа, является элементом народного самосознания, содействует возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствует характер личности по отношению к малой Родине, семье, родной природе, формирует чувство национальной гордости. Специфика традиций народной педагогики в том, что они позволяют воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание [6].

Народная традиция выработала свои средства воспитания, которые соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и представляют собой целостную педагогическую систему. Среди народных традиций выделяют патриотически-центрированные традиции: фольклор (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказки, песни, пословицы, загадки и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для данной местности).

Из выше изложенного можно сделать выводы о том, что при воспитании младших школьников необходимо использовать средства народной педагогики, знакомить с традициями народной культуры. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования [7].

Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики [94].

Мы считаем, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность [8, 14].

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с информацией, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей младших школьников, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность развития патриотических качеств.


Список литературы


  1. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. - 2022. - С.23-28.

  2. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика, 2023. – С.17-21.

  3. Минжанов Н.А. Проблема образования в истории пед.мысли Казахстана // Вестник КарГУ. Серия Педагогика, 2021. – №3 С. 161-166.

  4. Казахская литература // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: Казахская энциклопедия, 2021. – 380 с.

  5. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.: К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. - Алматы: Рауан, 2022.- 512 с.

  6. Нурумжанова К.А., Ахметова Г.К. Инновационно-стратегическая модернизация современной сельской школ Казахстана: монография. – Павлодар: Кереку. 2022. - 177с.

  7. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей. – Челябинск: Факел, 2021. – 213 с.

  8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - Том I. /Под ред. В. Г. Панова – М.: Речь, 2021. – 870 с.



Скачать

© 2024, 53 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!