Великая Отечественная война 11 класс
Ф.И. ____________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Ялтинская конференция
2) Прорыв блокады Ленинграда
3) Берлинская операция
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) крещение Руси Б) соляной бунт В) начало Великой Отечественной войны Г) начало книгопечатания | 1) 2013 г. 2) 1564 г. 3) 1648 г. 4) 1054 г. 5) 988 г. 6) 1941 г. |
3 . Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.
1) ГКО 2) НКВД 3) СНК 4) РККА 5) СЭВ 6) КПСС
Ответ: _________________
4. Напишите пропущенное слово.
Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистическим _______________________.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса. Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26 с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».
Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными. Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 20 млн. жизней наших сограждан.
2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».
6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.
6. Какие три из перечисленных территорий вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны?
1) Кёнигсбергская (Калининградская) область 2) Уссурийский край
3) Нахичиваньская обл 4) Южный Сахалин
5) Курильские острова 6) Приднестровье
Ответ: ___________
7. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов.
А) Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен____________.
Б) Легендарный разведчик Н. Кузнецов действовал в районе г. ____________.
В) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________.
1) 1944
2) Н. Капица
3) 1943
4) Краснодон
5) Д. Карбышев
6) Ровно
8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите битву о которой идет речь.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу... При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России... Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Наступательная операция «Оверлорд» | _________ (А) | Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери |
Сталинградская битва | _________ (Б) | ___________ (В) |
______________ (Г) | Август–декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | __________ (Д) | ____________ (Е) |
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И. В. Панфилов
9) май 1942 г.
10. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a71735417d9c/s817519_0_1.png)
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
11. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
12. Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
13. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
14. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти.
Ответ: _________________
1) Данный почтовый блок выпущен в период «перестройки» в СССР.
2) Одной из армий, подписанных на карте, помещённой на почтовом блоке, командовал В. И. Чуйков.
3) Автором монумента, изображённого на почтовом блоке, является Е. В. Вучетич.
4) Участником битвы, которой посвящён почтовый блок, был В. Г. Клочков.
5) В битве, которой посвящён почтовый блок, принимала участие З. А. Космодемьянская.
15. Укажите 2 плаката созданные в период войны, событиям которой посвящён почтовый блок.
Ответ: _______________
16. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы.
«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.
С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...
В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».
О каких событиях периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана? В каком году они происходили? ___________________________________________________
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. "Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР».
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Великая Отечественная война 11 класс
Ф.И. ______________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Брусиловский прорыв
2) Тегеранская конференция
3) «Мюнхенский сговор»
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Куликовская битва Б) Курская битва В) «битва народов» Г) битва на Калке | 1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1813 г. 4) 1943 г. 5) 1917 г. 6) 1380 г. |
3. Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.
1) ГКО 2) НКВД 3) СНК 4) РККА 5) СЭВ 6) КПСС
Ответ: _________________
4. Напишите пропущенное понятие (термин). Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется ______.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса. Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26 с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».
Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными. Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 20 млн. жизней наших сограждан.
2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».
6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.
6. Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции?
1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР
2) об отказе использовать атомное оружие в войне
3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином
4) о денацификации Германии
5) о разделе Германии на два государства
6) о принятии СССР «плана Маршала»
Ответ: _____________
7. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов.
А) ____________ сержант Красной армии, прославившийся при обороне дома во время боев за Сталинград, впоследствии дом был назван его фамилией.
Б) Висло-Одерская операция проводилась в ____________ г.
В) 6 ноября 1943г ценой больших потерь был освобожден г. ____________.
1) 1944 г.
2) А. Матросов
3) Я. Павлов
4) 1945 г.
5) Минск
6) Киев
8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите о какой военной операции идет речь.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Сталинградская битва | __________(А) | В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | январь—февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
штурм Берлина | __________(Д) | __________(Е) |
1) ноябрь—декабрь 1943 г.
2) Висло-Одерская операция
3) июль 1942 г.—2 февраля 1943 г.
4) апрель;—май 1945 г.
5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль
6) июнь—август 1944 г.
7) 9 августа—2 сентября 1945 г.
8) И. С. Конев
9) Ясско-Кишинёвская операция
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a71735417d9c/s817519_0_4.png)
10. Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ______________ году».
11. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
12. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2».
13. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран».
4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
14. Рассмотрите изображение. Какие 2 суждения из 5 о данной картине являются верными?
Ответ: ________________
1) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г. К. Жуков.
2) На картине показана оборона Москвы.
3) Картина написана в рамках социалистического реализма.
4) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.
5) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.
15. Какие скульптуры символизируют эпоху той же войны, что и данная картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a71735417d9c/s817519_0_6.png)
16. Прочтите отрывок из статьи западного историка Б.Л. Гарта и кратко ответьте на вопросы.
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление. На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».
Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?
________________________________________________________________
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР».
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …