СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартизированные методики обследования на ПМПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стандартизированные методики обследования на ПМПК»

 Стандартизированные методики обследования на ПМПК.  Технологические особенности моментов, методология, фиксирование результатов.

Стандартизированные методики обследования на ПМПК. Технологические особенности моментов, методология, фиксирование результатов.

Что такое стандартизированные методики?  Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах:  как выработка единых требований к процедуре эксперимента  как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.  Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

Что такое стандартизированные методики? Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня.  Для выполнения статистической нормы применяются приемы математической статистики х   (х – среднее арифметическое,  - станд. отклонения).  Х  5

Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. Для выполнения статистической нормы применяются приемы математической статистики х   (х – среднее арифметическое,  - станд. отклонения). Х  5

Требования к проведению эксперимента:    инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;  ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;  в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;  эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;  временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.

Требования к проведению эксперимента:

  • инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
  • ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
  • в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
  • эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
  • временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.
Технологические особенности построения диагностического процесса Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства. Диагностические технологии- совокупность содержательных (стандартизированных методик) и процессуальных процедур, обеспечивающих получение достоверных данных, об уровне развития, характере нарушений, трудностей и ограничений развития .

Технологические особенности построения диагностического процесса

  • Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.
  • Диагностические технологии- совокупность содержательных (стандартизированных методик) и процессуальных процедур, обеспечивающих получение достоверных данных, об уровне развития, характере нарушений, трудностей и ограничений развития .
Этапы работы ПМПК с запросом I этап: Получение первичного запроса . Цель: запись ребенка на обследование. Задачи: Получить данные ребенка (ФИО, дата рождения, ОУ, класс (группа), причина обращения, кто обратился. Определить срок в соответствии с графиком и возможностью родителей. Информировать о перечне необходимых документов. Способы (средства):  беседа по телефону / личная беседа;  заполнение журнала предварительной записи;  определение времени приема.

Этапы работы ПМПК с запросом

I этап: Получение первичного запроса .

  • Цель: запись ребенка на обследование.
  • Задачи:
  • Получить данные ребенка (ФИО, дата рождения, ОУ, класс (группа), причина обращения, кто обратился.
  • Определить срок в соответствии с графиком и возможностью родителей.
  • Информировать о перечне необходимых документов.
  • Способы (средства):
  • беседа по телефону / личная беседа;
  • заполнение журнала предварительной записи;
  • определение времени приема.
Этапы работы ПМПК с запросом II этап: Прояснение ситуации. Цель: выдвижение рабочей гипотезы, выбор стратегии диагностического обследования. Задачи: Разграничить проблему и проблемную ситуацию. Сформулировать проблему. Определить стратегию подтверждения или опровержения гипотезы. Способы: - изучение документации; - изучение детских работ; - первичная беседа с родителями; - подбор диагностического инструментария.

Этапы работы ПМПК с запросом

  • II этап: Прояснение ситуации.
  • Цель: выдвижение рабочей гипотезы, выбор стратегии диагностического обследования.
  • Задачи:
  • Разграничить проблему и проблемную ситуацию.
  • Сформулировать проблему.
  • Определить стратегию подтверждения или опровержения гипотезы.
  • Способы:
  • - изучение документации;
  • - изучение детских работ;
  • - первичная беседа с родителями;
  • - подбор диагностического инструментария.
Этапы работы ПМПК с запросом III этап: Процесс обследования.  Цель: выявление проблемы и проблемной ситуации, получение информации для определения уровня актуального развития. Задачи: Выявить уровень физического и психологического (психического, эмоционально-волевого и социального) развития. Способы:- обследование с использованием валидных методик в соответствии с диагностическими принципами.

Этапы работы ПМПК с запросом

III этап: Процесс обследования.

  • Цель: выявление проблемы и проблемной ситуации, получение информации для определения уровня актуального развития.
  • Задачи: Выявить уровень физического и психологического (психического, эмоционально-волевого и социального) развития.
  • Способы:- обследование с использованием валидных методик в соответствии с диагностическими принципами.
Этапы работы ПМПК с запросом IV этап: Коллегиальное обсуждение результатов обследования. Цель: выработать единый согласованный и разделяемый подход к результатам обследования (заключение и рекомендации). Задачи: Накопление и обработка полной диагностической информации. Определение заключения об уровне развития и выработка рекомендаций. Выбор стратегии последующей консультации с родителями. Способы:  ведение записей в процессе обследования; - коллегиальное обсуждение (включает в себя обеспечение возможности выражения каждым специалистом своего мнения); - доработка протокола (с внесением уточнений всех специалистов) .

Этапы работы ПМПК с запросом

IV этап: Коллегиальное обсуждение результатов обследования.

Цель: выработать единый согласованный и разделяемый подход к результатам обследования (заключение и рекомендации).

Задачи:

  • Накопление и обработка полной диагностической информации.
  • Определение заключения об уровне развития и выработка рекомендаций.
  • Выбор стратегии последующей консультации с родителями.

Способы:

  • ведение записей в процессе обследования;
  • - коллегиальное обсуждение (включает в себя обеспечение возможности выражения каждым специалистом своего мнения);
  • - доработка протокола (с внесением уточнений всех специалистов) .
Этапы работы ПМПК с запросом V этап: Консультация родителей. Цель: познакомить с заключением психиатра и рекомендациями комиссии. Задачи: Создать условия для принятия родителями диагноза ребенка. Объяснение психофизиологических особенностей ребёнка с сообщением диагноза. Даём рекомендации по оказанию наиболее эффективной помощи ребёнку. Совместная выработка специалистами и родителями дальнейших действий. Дать родителям понять, что они свободны в своём выборе. Способы:  ознакомление родителей с протоколом;  беседа с родителями;  заполнение журнала

Этапы работы ПМПК с запросом

V этап: Консультация родителей.

Цель: познакомить с заключением психиатра и рекомендациями комиссии.

Задачи:

  • Создать условия для принятия родителями диагноза ребенка.
  • Объяснение психофизиологических особенностей ребёнка с сообщением диагноза.
  • Даём рекомендации по оказанию наиболее эффективной помощи ребёнку.
  • Совместная выработка специалистами и родителями дальнейших действий.
  • Дать родителям понять, что они свободны в своём выборе.

Способы:

  • ознакомление родителей с протоколом;
  • беседа с родителями;
  • заполнение журнала
Этапы работы ПМПК с запросом VI этап: Консультация с педагогом. Цель: оказание помощи педагогу в создании условий, обеспечивающих развитие ребенка. Задачи: 1.  Разъяснить особенности данного ребёнка. 2.  Сформулировать рекомендации по организации работы с ребёнком и с родителями, помочь в выборе подходов, методов, приёмов и т.п. 3.  Сделать из педагога союзника (переориентировать). Способы: - консультация.

Этапы работы ПМПК с запросом

VI этап: Консультация с педагогом.

Цель: оказание помощи педагогу в создании условий, обеспечивающих развитие ребенка.

Задачи:

1. Разъяснить особенности данного ребёнка.

2. Сформулировать рекомендации по организации работы с ребёнком и с родителями, помочь в выборе подходов, методов, приёмов и т.п.

3. Сделать из педагога союзника (переориентировать).

Способы:

- консультация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!