СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В данной работе за основу я взяла материал из учебного методического пособия Юрченко Татьяны Григорьевны, которая преподавала методику музыкального воспитания в КПУ № 2, где я училась. Систематизированный материал в помощь учителю.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства»

Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства



В данной работе за основу я взяла материал из учебного методического пособия Юрченко Татьяны Григорьевны, которая преподавала методику музыкального воспитания в КПУ № 2, где я училась.


Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, на основании которых человек даёт оценку предметам, явлениям, событиям в своей жизни и тому, что происходит в мире.

На фоне прогрессивных изменений, происходящих в системе образования, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако как справедливо указывали Л.С.Выготский и А.В. Запорожец "только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности".

Вот именно формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть одной из приоритетных задач воспитания. Развитие эстетических чувств ребёнка происходит в процессе собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Эстетические чувства связаны с нравственными.

Н.А.Ветлугина писала: "Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях".

Очень важно воспитать в детях привычку прислушиваться к своим внутренним переживаниям, которые обычно у наших детей чётко не осознаются.

Нужно воспитать привычку "осознавать свои эмоциональные переживания", в определённой мере руководить своим поведением и самостоятельно справляться с его нежелательными проявлениями, более чутко относиться к эмоциональным состояниям окружающих.

Как учитель музыки, могу уверенно сказать, что понять музыку можно только эмоциональным путём. "Слышание" музыки, способность эмоционально отзываться на неё составляют две необходимые стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребёнка достаточно успешно, нужно, во-первых, развивать его эмоции, обогащать "палитру" его чувств, но не только средствами музыки, но и посредством поэтического слова, через стихи, в которых отражены различные эмоции, классические образцы культурных норм поведения.

Очень важно научить ребёнка подключать свой эмоциональный личный опыт к восприятию музыки, стихов, то есть, чтобы ребёнок не просто испытывал какие-то эмоции во время звучания музыки, но "эмоционально переживать всё, что звучит в музыке" - цитата Б.М.Теплова. Установление тесной ассоциативной связи между звуковыми образами музыки, стихов и эмоциями должна способствовать активизации такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Наиболее уязвимым моментом в работе с детьми, является характеристика эмоционально - образного содержания музыки. И именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально- эстетический отклик, представлений о художественных образах, близких музыке.

Решать поставленную задачу мне помогает материал, который включает в себя: классификацию основных эмоций, словарь, характеризующий эмоционально - образное содержание музыки, стихи, в которых отражены различные настроения.

1.Эмоции познания и поиска:

-Удивление;

-Озадаченность, задумчивость.

Словарь: задумчиво, уединённо, замысловато, отстранённо, причудливо, мечтательно, прозрачно, призрачно, созерцательно, удивлённо.

Музыкальный ряд: П.Чайковский "Зимнее утро", "Сладкая грёза", "Осенняя песнь"; С.Майкапар "Раздумье", "Облака плывут", "Мимолётное виденье"; С.Прокофьев "Ходит месяц над лугами".

Поэтический ряд: Т.Юрченко "Пенёк"

По осеннему, по лесу

Как-то бурый шёл медведь.

Он под ноги не глядел,

На пенёк вдруг налетел.

Пень сердито засопел,

А медведь с испугу сел.

Что за острый тут пенёк?!

Погляжу ещё разок.

Видит - странная картина:

На иголках у ежа

Шляпка белого гриба.

Так что сразу не поймёшь

Где тут пень? А где тут ёж?!


2.Положительные эмоции различной силы переживания:

-Радость;

-Восторг, эйфория;

Словарь: радостно, празднично, приподнято, звонко, звучно, блестяще, искрясь, искромётно, бодро, игриво, бойко, легко, проворно, живо, полётно, ловко, юрко, жизнерадостно.

Музыкальный ряд: Д.Шостакович "Танцы кукол", П.Чайковский "Игра в лошадки", "Итальянская песенка", Г.Свиридов "Ласковая просьба", Д.Кабалевский "Резвушка", "Клоуны", Л.Бетховен "Весело".

Поэтический ряд: К.Чуковский "Тараканище".

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья,

Поздравляют, поздравляют

Удалого Воробья!

Летучие мыши на крыше

Платочками машут и пляшут.

А слониха- щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.


-Ликование, экстаз.

Словарь: взволнованное, лучезарно, лучисто, ослепительно, искромётно, невесомо, ярко, шутливо, ликующе, восторженно, величаво, победно, грандиозно.

Музыкальный ряд: П.Чайковский "Апрель", "Подснежник", "Весна", "Ноябрь", "На тройке"; Д.Шостакович "Вальс-шутка"; Э.Григ "Утро", "Весной".

Поэтический ряд: А.Пушкин

"...И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь".


Ф.Бобылёв "Весёлая азбука"

Хохотала звонко Мила

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг - бух!

Упала и смешинку потеряла.


3.Отрицательные эмоции различной силы переживания:

-Грусть, сожаление, огорчение, досада;

Словарь: грустно, безрадостно, жалобно, сокрушённо, меланхолично, задумчиво, огорчённо.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы»; Р.Шуман «Первая потеря»; М.Глинка «Разлука»; С.Майкапар «Осенью»; М.Красев «Падают листья»; Т.Попатенко «Листопад»; Д.Кабалевский «Плакса», «Грустный дождик».

Поэтический ряд: Р.Сеф «Бесконечные стихи».

Кто вечно хнычет и скучает-

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.


-Печаль уныние, обида;

-Отчаяние.

Словарь: печально, жалостливо, тоскливо, уныло, горестно, скорбно, рыдающе, страдальчески, безутешно, безысходно, отчаянно, смятенно, надломленно, щемяще, тягостно, траурно.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Октябрь», «Осенняя песнь», «Ноктюрн»; С.Прокофьев «Раскаяние»; М.Мусоргский «Слеза»; Ф.Шопен «Прелюдия № 4 (ми-минор); Ф.Шуберт «Аве Мария».

Поэтический ряд: К.Чуковский

Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге,

В каждой пещере

Злого обжору клянут…

Плачут они, убиваются,

С малышами навеки прощаются.


М.Бородицкая «Разговор с пчёлкой»

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на ужин».


4.Эмоции тревоги:

-Беспокойство, тревога;

-Испуг, страх.

Словарь: тревожно, смятенно, щемящее, лихорадочно, изматывающее, хмуро, пасмурно, угрюмо, мрачно, приглушённо, расплывчато, тоскливо, испуганно, страшно, трагично, грозно, зловеще.

Музыкальный ряд: С.Майкапар «Тревожная минута», В.Моцарт «Симфония № 40, соль минор», П.Чайковский «Нянина сказка», «Баба Яга», Балет «Лебеиное озеро», «Одетта и Зигфрид», «Измена»; С.Прокофьев «Сказочка», Э.Григ «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

Поэтический ряд: Р.Сеф

Плачет грустный заяц над своей судьбой:

Стала тётя зайца шапкой меховой.

Две его сестрички – нынче рукавички.

А сосед, с которым с детства он знаком,

Переехал в город, стал воротником.


В.Суслова «Жирафёнок заболел»

Грустно смотрит с неба солнышко,

Горько плачет крокодил.

Вот беда какая, горлышко

Жирафёнок застудил.

Старый лев по клетке мечется,

Носорог не спит всю ночь:

Чем жирафы эти лечатся?

Как же бедному помочь?

Он лежит с температурою

На соломке, на полу.

Доктор с докторшею хмурою

Приготовили иглу.

Воробей в окошко с улицы

Смотрит, страха не тая.

Все тревожатся, волнуются,

Потому что все друзья.


5. Эмоции агрессии:

-Недовольство, озлобленность;

-Гнев, ярость.

Словарь: злобно, рассерженно, резко, негодующе, грубо, гневно, яростно, бешено, сердито, свирепо, агрессивно, жестоко, раздражённо, беспощадно.

Музыкальный ряд: Д.Кабалевский «Злюка», «Упрямство», М.Мусоргский «Баба Яга», «Ночь на лысой горе», А.Лядов «Кикимора» (2 часть), А.Хачатурян «Выход сеньора Помидора» (из балета «Чипполино»).

Поэтический ряд: К.Чуковский

До болота идти далеко,

До болота идти тяжело.

Вот камень лежит у дороги:

Присядем, вытянем ноги.

Вдруг на ноги камень наскочил

И за ноги их укусил.

И они закричали от боли и страха:

«Это че-чере-па-па-па-паха!»


Надеюсь, что этот материал кому-то очень поможет, как помог и мне. Удачи всем!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!