Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Значение потешек в развитии речи детей"»
Статья по теме « Значение потешек в развитии речи детей»
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Использование взрослым в общении с малышом песенок, потешек и приговоров доставляет огромную радость обоим. Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начнется знакомство малыша с фольклором, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Сопровождение действий взрослого и ребенка словами (особенно рифмованным стихотворным текстом) способствует непроизвольному обучению умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, выразительность, образность. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками, словосочетаниями.
Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит и в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым, ведь родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками (Сорока-сорока кашку варила», «ладушки-ладушки»), подбрасывая на руках или коленях, а большинство детей любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Фольклорные произведения как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Так же с помощью потешек развивается мелкая моторика ручек, а это все взаимосвязано с развитием речи детей. Потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям, помогают ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Поэтому для интересного время провождения и развития речи своего маленького малыша используйте как можно больше потешек и прибауток.
Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!