СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность как средство повышения эффективности в самостоятельной работе студентов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  "Проектная деятельность как средство повышения эффективности в самостоятельной работе студентов"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность как средство повышения эффективности в самостоятельной работе студентов"»

Чудакова Л.И., Давидюк О.И., преподаватели информатики и ИКТ

Плещеево, БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»

e-mail: [email protected], тел.: 8(4862) 41-62-08

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

«… знания можно предложить, но овладеть ими может

и должен каждый самостоятельно».

А. Дистервег

В условиях реализации ФГОС третьего поколения возрастает роль самостоятельной работы студентов (СРС). На нее сделан акцент и в учебных планах, помимо аудиторных часов предусматривается 50% учебного времени на самостоятельную работу. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, как в контакте с преподавателем, так и в его отсутствие.

В этой связи, всё большее значение приобретает СРС, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Самостоятельная работа реализуется:

  1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, семинарских занятиях, при выполнении практических и лабораторных работ.

  2. В контакте с преподавателем в рамках расписания и вне рамок расписания - на консультациях, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

  3. В библиотеке, дома, в общежитии, при выполнении студентами творческих проектов, при подготовке к выступлениям на семинарских занятиях, рамках внеучебной работы обучающихся.

При изучении дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» организация СРС представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) и аудиторная самостоятельная работа студента.














Внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного профессионала. Значение ВСРС возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.

Использование самостоятельной работы в образовательном процессе влечет за собой не только иные формы организации учебной деятельности, но и новые формы контроля за ее осуществлением. Результативность самостоятельной работы во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Это дает очень хорошие результаты: повышается степень самостоятельности и ответственности студентов. Они не пропускают занятий и готовятся к каждому из них.

Эффективным способом организации СРС стало создание презентаций и сайтов, творческих работ по графике, проектная деятельность.

Метод проектов очень перспективен для организации СРС.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую. Результатом выполненных проектов является материал, готовый к использованию. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути.

Проектная деятельность позволяет изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Internet. При этом студенты обучаются работе в Сети, рациональному поиску информации, использованию различных поисковых систем. Студентам нашего колледжа предлагались такие проекты как: «Безопасный интернет детям!», «Русский лес – наше здоровье», «Компьютер и здоровье школьника», «Компьютеры 5-го поколения», « Наш город – вчера и сегодня», «Красота в гармонии, гармония в целостности», «МПК будущего» (рис.1), «Электронная газета».








Рис. 1

При работе над проектами всегда царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, происходит изучение нового материала, когда идет самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности студента и раскрытия его интеллектуального потенциала. 

Публичное обсуждение и защита своего проекта повышают роль самостоятельной работы  и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудио- документами по различным учебным дисциплинам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением практических умений, навыков и профессиональных компетенций.

Проекты студенты могут выполнять как во внеурочное время, так и на  практических занятиях. При этом студенты могут объединяться в группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Выполненный проект затем рецензируется другой группой  по круговой системе.

В заключение хочется подчеркнуть, что применение проектного метода при самостоятельной работе студентов повышает эффективность обучения, требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, позволяет освоить новые информационные технологии и получить практические ИКТ – компетенции.

Список используемых источников

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ, 2003

  2. Сальникова, Т.Г. Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов СПО.-2011. – URL: http://metod._rekomend._po_samostoyat._rabote.doc.-12.12.12.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!