СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Технология группового взаимодействия на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Технология группового взаимодействия на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)». Написанна статья для участия в научно-практической конференции учителей.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология группового взаимодействия на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)».»

«Технология группового взаимодействия на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС». (из опыта работы)



Киселева Ольга Николаевна

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ»

с. Сторожевое 2-е., Лискинский район, Воронежская область



Особенность ФГОС нового поколения заключается в деятельностном характере, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поэтому, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Константин Кушнер говорил, что задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. И сделать так, чтобы ученики самостоятельно хотели и могли открывать новые знания, делать выводы, оценивать свою работу и показывать отличные результаты, и есть задача учителя.

При подготовке современного урока учитель имеет возможность выбора подходящей, лично для него, формы работы. Я считаю, что использование на уроках групповых технологий может оказать стимулирующее воздействие на развитие ребенка. Такие авторы, как В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и другие, в своих трудах рекомендуют групповые методы работы с учащимися, как один из факторов повышения мотивации и освоения знаний.

При групповой работе на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому из нуждающемуся в ней ученику. Помощь оказывается учителем и одноклассниками. При этом помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. При организации групповой работы на уроке истории или обществознания я обязательно продумываю, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица или схема, выполненные вместе, или устный ответ, представленный одним из участников группы. Заранее обдумываю варианты деления на группы. Деление может быть по выбору учителя, по выбору самих учащихся или случайным.

Непосредственно на уроке, я следую следующему плану организации работы групп:

  1. Деление класса на группы.

  2. Определенная посадка за партами.

  3. Получение и обсуждение группами полученных заданий.

  4. Распределение ролей в группах.

  5. Проведение инструктажа по выполнению заданий.

  6. Работа групп в рамках заданий.

  7. Заключение: сообщения о результатах работы и оценка своей деятельности.

Так, например, на повторительно-обобщающем уроке по теме «Человек в социальном измерении» по обществознанию в 6 классе, я организую парную групповую работу по заданиям практикума учебника. Ученики, работая в паре, получают задания: первая группа-подбор пословиц и поговорок на тему «Человек-личность» с последующим объяснением, чему учат нас эти пословицы; вторая-готовит наглядное пособие на тему «Человек и его деятельность» (подбор фото, рисунков, в том числе, и своих) с последующим объяснением основных видов деятельности человека.

Или при изучении темы «Индийские касты» по истории в 5 классе, проверку домашнего задания по предыдущей теме «Древняя Индия» я провожу в форме письменного парного опроса, когда ученики должны оценить знания друг друга по нескольким пунктам: природно-климатические условия, растительный мир, животный мир, основные занятия населения. Свои ответы они записывают на листках, а затем, обмениваются ими и проверяют написанное, ставя оценку с последующим ее устным обоснованием.

На уроке изучения темы «Развитие общества» по обществознанию в 8 классе предлагаю учащимся в группах составить синквейн по плану:

- первая строка из одного слова – существительного - тема синквейна;

-вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

-третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

-четвертая строка - целая фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой занятия;

-пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример составленного синквейна:

Общество

Социальное, глобальное

Реформировать, эволюционировать, развивать

Глобальные проблемы человечества

Тенденции

При обобщении материала по теме «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века» по истории в 6 классе провожу групповую работу по подготовке коллективного проекта «Самураи и европейские рыцари» (предложенного авторами учебника). Одна группа получает задание по сбору информации об образе жизни, о месте в обществе, об отношениях с сеньорами, о вооружении рыцарей Европы, другая-о самураях Японии. Затем, группы обобщают собранный материал в совместный проект, делая выводы, что общего и в чем различия между ними. На данном уроке происходит совмещение двух форм работы-групповой и проектной деятельности.

В заключении, хотелось бы сказать о том, что внедрение групповых форм работы на уроке должно быть не редким, единичным, а системным, т.е. периодическим. При этом использоваться тогда, когда метод может дать максимальный эффект.


Список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.

  4. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. «История» №23, 1996.

  5. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. Журнал Завуч № 6, 2004.

  6. Колесниченко Н.Ю. Дидактический материал. Волгоград. Учитель 2005.

  7. Педагогические технологии. Журнал «Директор школы» №8, 2004.

  8. Петренко О.Л. Изменение роли учителя в современных процессах// Отечественная и зарубежная педагогика №4, 2013.

  9. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2004.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт {Электронный ресурс}: официальный сайт/URL:http://standazt.edu.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!