СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для выступления на педсовете по теме" Формирование образовательной компитенции учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла».»

«Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках

естественно-математического цикла».

Выступление на педагогическом совете

Руководитель МО Петрашова В. Н.



Выступление (1-2 слайд)

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении предметов естественно математического цикла.



Важным на сегодняшний день является не то, как можно использовать компетентностный подход на уроках, а как это уже применяется и работает. Рассказать о результатах и проблемах, которые, мы можем легко решать.



(3 слайд).

Задачи перед учителями кафедры:

  • Учить обучающихся

- ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

- добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

-совершенствовать навыки работы в команде,

-учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

-вносить посильный вклад в достижение общего результата.

- брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

  • прививать навыки самостоятельной творческой работы.

- грамотно использовать в речи математические термины.

- применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

-прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


(4 слайд)

Результат:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках естественно- математического цикла, в практической деятельности.

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

  • Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности на уроках математики, физики, информатики, географии, технологии.

  • Учащиеся овладевают компетенциями и что применяют в жизни после школы

  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов, при взаимопроверке, слушая доклады, работая в группах), появляются коммуникативные, успешная социализация, сосуществование в коллективе. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

(5 слайд)

Формирование образовательных компетенций рассмотрим на примере математики, информатики, физики, географии и технологии.

(6 -7слайд)

математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.



Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

(8-11 слайд)

Математическую компетентность разделили на три уровня: «воспроизведение», «связи», «размышления».

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.


(12-18 слайд)



Рассмотрим, как формируются ключевые образовательные компетенций на уроках математики (классификация по Андр.Виктор.Хуторскому)

Ценностно-смысловая компетенция.. Учащиеся овладевают данной компетенцией, например, при работе над проектом, обосновывая выбор темы, её актуальность, определяя цели и задачи, намечая план работы. Работая в группах, дети берут ответственность на себя (становятся лидером в группе), принимают решение. Практическую значимость предмета учащиеся видят, решая, например, такие задачи: Для оклейки стен ванной комнаты (см. рисунок) нужно приобрести керамическую плитку, причём плитка покупается с запасом в 10 % от оклеиваемой площади. Ширина двери равна 0,75 м, высота – 2 м. цена плитки 300 руб. за 1 м2. определите стоимость плитки, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка. (ЕГЭ 2009).



Общекультурная компетенция. Формирование данной компетенции происходит на уроках математики, факультативах и во внеурочной деятельности. Средствами математики происходит воспитание отношения учеников к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. В нашей школе проводится декада математики, где учащиеся получают представление не только о русских старинных задачах, но и о задачах других стран.

Учебно-познавательная компетенция..

Реализация данной компетенции перекликается с такими технологиями как развивающее обучение, проблемное обучение. Момент совместного целеполагания присутствует практически на каждом уроке. При изучении новой темы учащиеся под руководством учителя сами формулируют тему, ставят цели и задачи изучения темы, составляют план, определяют её практическую значимость. В процессе решения учебной задачи или проблемы выдвигают гипотезы, оценивают начальные данные и предполагаемый результат, учатся давать самооценку своей деятельности

Информационная компетенция. В ходе изучения математики, у учащихся возникает потребность в получении новой информации. С этой целью привлекаются различные источники информации: Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, словари. Использование компьютера на уроках вызывает интерес и оживление учащихся. Поэтому учителями математики используются компьютерные презентации, диски уроков алгебры и геометрии. Также на уроках используется информация, полученная из других учебных предметов (физика, химия, черчение и др.).

Коммуникативная компетенция. На уроках математики школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, уверенно владеют монологической и диалогической речью, приводят примеры, подбирают аргументы, перефразируют мысль, формулируют выводы. Учащиеся учатся развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть видами публичных выступлений (например, участвуя в защите проекта).

Социально-трудовая компетенция. В процессе обучения математике ученик приобретает знания, которые помогут ему осознанно подойти к выбору профессии, связанной с математикой. Использование на уроках систематически  различных вариантов моделей устного счёта, в результате  получаем обратную связь с хорошими результатами.
Таким образом, развивается у обучающихся способность применения умения вычислять  в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у обучающихся, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

Компетенция личностного самосовершенствования. Для развития этой компетенции эффективны не только уроки математики, но и предоставление учащимся возможности проявить себя во внеурочной сфере. На уроках это отстаивание своей точки зрения, своего способа решения задачи, отличного от общего. Во внеурочной деятельности – наличие способности действовать в собственных интересах (участие в олимпиадах и конкурсах.).



(19-20 слайд)



Рассмотрим примеры формирования компетенций на разных этапах урока:

  1. Проверка домашнего задания.
    Рецензирование ответов – формирование учебно-познавательной компетенции
    Математический диктант – формирование компетенции личного самосовершенствования
    Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря – формирование общекультурной компетенции

  1. Объяснение нового материала: 
    Лекция с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции
    Коллективная экспериментальная работа, исследование – формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной

  1. Творческая работа:
    Создание проектов – формирование общекультурной компетенции

(21 слайд)

Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики учителями применяются

применять различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности

Технология (22-23 слайд)



Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.

В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Достаточно посмотреть на результаты, представленные учителем технологии Ореховой Н.Н.

География (24-27слайд)

Качество организации учебной деятельности на уроках географии является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока.

Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

На уроках географии учитель старается осуществлять нетрадиционную подачу материала, реализовывать деятельностный подход в обучении, базирующийся на концепции развивающего обучения. Это, во-первых, учебники, которые имеют большую практическую направленность, содержащие разнообразные многоуровневые задачи, богатые обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов. Во- вторых, это экскурсионный опыт учителя и детей, подтверждающий многочисленными презентациями, С описанием географических и географо-исторических мест. В-третьих, использование компьютерных технологий как одного из средств обучения нового поколения. Она позволяет разнообразить формы учебной работы, использовать собственные материалы детей, включать учеников в активный познавательный процесс. В течение всего урока поддерживается высокая мотивация учащихся, которые чувствуют себя полноправными творцами познавательного процесса.

Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада. Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов.



У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ и ГИА, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии; большое внимание уделяется опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в работе учителя применяются разнообразные карточки-задания.

(28-29 слайд)



Перечислю выявленные проблемы при реализации предметных образовательных компетенций на уроках естественно-математического цикла .



Проблемы при решении текстовых задач с помощью систем уравнений на уроках физики и химии дети испытывают трудности. Причины – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов, непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях.

В ряде случаев новые математические понятия вводятся на уроках физики раньше, чем математики.
Имеют место случаи, когда чисто математические понятия в математике не рассматриваются, а в физике вводятся и используются. 
Одним из ключевых связующих звеньев между математикой и физикой является понятие векторной величины.
Например, в курсе геометрии подробно рассматриваются операции сложения вычитания векторов, умножение вектора на число, и совершенно отсутствует понятие проекции вектора на ось.

То же самое касается и других предметов Информатики (понятие координатной плоскости) и географии(определение широты и долготы), использование степеней в записях чисел на уроке физики проходят раньше, чем на уроках алгебры ит.д

Вывод: Нет согласованности в образовательных программах по предметам

(30-34 слайд)



Но несмотря на эти проблемы, у нас есть положительные результаты. 90% наших выпускников ежегодно поступают в высшие учебные заведения. Наши ученики участвуют и занимают призовые места на городских олимпиадах по предметам: Математика, География, Биологии, Информатика.

(35 слайд)

Таким образом, можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется возможной.

Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей, от их готовности его принять и реализовывать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!