СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Марюшко А.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья Марюшко А.»

«РАБОТА СО СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


Автор: Марюшко Анна Евгеньевна – студент 3 курса, специальность – преподавание в начальных классах,

Красноярский педагогический колледж им. М. Горького №1,

Красноярск, Россия

email:[email protected]


Аннотация: В статье идет речь о сути работы со сказками на уроках литературного чтения, как со средством нравственного воспитания младших школьников и также предоставляется перечень приемов, с помощью которых можно осуществлять работу со сказками.

Ключевые слова: сказка, нравственное воспитание.


Данная тема является актуальной, так как во все времена существования общества каждый человек имел и имеет какие-либо свои различные нравственные и моральные ценности. Ведь это один из главных факторов формирования личности человека.

Нравственная воспитанность человека ценилась с Древних времен, и каждому передавалась из поколения в поколение. Именно поэтому обязательно необходимо с раннего возраста воспитывать в ребенке нравственность, что является главной педагогической и социальной задачей. Кроме того, этот важный вопрос раскрывает Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В нем сказано, что духовно-нравственное воспитание предусматривает признание индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, а также неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям [1, с. 31].

Необходимость проведения воспитательной работы, согласно обновленному федеральному государственному стандарту начального общего образования, обуславливает актуальность данной работы. Так как сказка обладает воспитательным потенциалом, и таким образом изучение литературного чтения становится средством воспитания. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основе Стандарта лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Именно опираясь на нее, каждый учитель помогает всесторонне развиваться каждому ученику и воспитывает его нравственные качества. Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [3, с. 377].

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм. Одним из тех традиционных и старейших источников, который может поспособствовать и стать средством для формирования у ребенка нравственного воспитания, является сказка.

Жанр сказки всегда привлекал внимание многих исследователей. Изучению жанровых и стилистических особенностей, истории становления жанра посвящено множество работ (Т.Г. Леоновой, М.Н. Липовецкого, Э.В. Померанцевой и др.), однако определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается актуальной проблемой, которая так и не закрыта.

Существует множество определений понятия «сказка», данных в различные исторические периоды разными научными школами, приведу некоторое из них:

«Сказка, – писал В. А. Сухомлинский, – это духовное богатство народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ» [9, с. 49]. История научного понимания термина изложена Проппом В.Я. Также данное понятие раскрыто Сухомлинским В. А.: «Сказка – один из жанров литературы, написанный в прозе, иногда в стихах, в котором повествуется о вымышленных событиях, возможно с фантастической направленностью» [Цит. по: 10, с. 363].

Приемы работы со сказкой как со средством нравственного воспитания

Инсценирование

Одной из форм работы со сказкой является ее инсценирование. По определению Т.В. Рыжковой, инсценирование предполагает «воплощение текста художественного произведения в действии» [4, с. 291].

Конечно, в дошкольном учреждении невозможно осуществить полноценную художественную постановку (в силу возраста актеров). Однако инсценирование – такой вид творческой деятельности, в ходе которого учащиеся начинают осмыслять услышанные или прочитанные художественные произведения, оно обладает мощным развивающим и воспитывающим потенциалом для учащихся.

Перевод слова в действие лежит в основе театральной деятельности. Современная психология констатирует тот факт, что у большинства дошкольников ведущим каналом восприятия оказывается вовсе не слуховой (аудио-) и даже не зрительный (видео-) каналы, а кинестетический. Активизировать все каналы восприятия, а значит, предоставить детям возможность получать информацию и эмоциональный заряд самыми удобными для них способами, поможет инсценирование [там же, с. 291]: оформи правильно все ссылки

Т.В. Рыжкова рассматривает на конкретном примере, как осуществляется подготовка фольклорного текста для инсценирования. В качестве примера исследовательница предлагает сказку с небольшим количеством действующих лиц и событий - «Журавль и цапля» [там же, с. 298].

Автор отмечает, что речь повествователя должна быть выразительна, украшена фразеологизмами. Ироничные, различные лукавые интонации дают возможность слушателю понять отношение повествователя к персонажам и событиям.

Также мы делаем вывод о том, что, создавая сценический образ повествователя, мы оставляем те, которые передают итоги внесюжетных событий, передают авторское отношение к героям и их поступкам, это даёт характеристику героев.

Выразительное чтение

Выразительное (художественное) чтение, согласно Т.В. Рыжковой, является видом художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои потребности, цели, мотивы, средства, свой предмет, свои поступки (действия и также операции), свой результат [4, с. 146].

Поступки, действия, операции чтения включают в себя стадии подготовки к выразительному чтению и реализации деятельности в конкретном исполнении - выразительном произнесении текста, сопровождаемом при надобности мимикой, движениями и жестами.

Результатом деятельности будет являться восприятие произведения слушателями, их эстетические реакции на произведение, а также на исполнение; повышение уровня культуры и эстетического, а также духовного развития слушателей.

Литературные произведения вводят детей в круг общечеловеческих ценностей, раскрывая перед ними понятия красоты, любви и добра. При чтении произведений ребенок постигает нравственные и художественные ценности. Выразительное чтение является инструментом развития чувств ребенка.

Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребенка заблестят глаза, приоткроется рот от изумления. Такое прочтение действует глубже и вернее, чем любые рассуждения о литературном произведении и его героях. Ведь процесс обучения чтению в начальных классах строится на воспроизведении, анализе и восприятии детьми литературы [6, с. 3].

Выразительное чтение при нравственном воспитании также играет большую роль, ведь во время выразительного чтения мы как правило стараемся передать чувства и эмоции героя, а в связи с этим у нас также формируются определенные выводы.

Анализ сказки

Главным отличительным признаком сказки является наличие в ней фантастического вымысла. В народных сказках всегда заключен глубокий нравственный и социальный смысл, поучение; для них характерны динамичность сюжета, однозначность персонажей (добрые или злые); композиционные особенности. В содержание литературного образования младших школьников входит формирование представления о жанре сказки, ее признаках, разновидностях. Поэтому и при анализе сказки можно находить приметы жанра и доказывать отнесение произведения к этому жанру, его разновидности, сравнивать сказки авторские и народные с целью установления сходств и различий [7, с. 74].

Отличительные черты методики анализа сказок обусловлены необходимостью выявления фантастического в содержании сказки и наблюдения над композиционными и языковыми особенностями народной сказки. Это требует специальной работы над пониманием детьми даже предметного содержания сказки, так как у них может не быть соответствующих представлений [там же, с. 74].

Как правило изучение сказки происходит по определенной методической формуле, которая звучит следующим образом: первичный синтез – анализ – вторичный синтез [8, с. 24].

Разница между первичным и вторичным синтезом заключается в том, что первичный синтез всегда готовит нас к восприятию текста самой сказки, а также к работе с её названием, беседе по ее теме. Вторичный синтез имеет свою особенность в том, что за ним стоит эмоционально-оценочная беседа, это значит, что обучающиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном тексте.

В нашей современности люди идут к созданию общества с высокой культурой отношений между людьми. Такому обществу необходима нравственная воспитанность каждого находящегося в нём человека. Немаловажно то, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного влечения и понимания их огромной необходимости во все времена нашего существования.







СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ - (Дата обращения: 25. 11. 2022).

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.- (Дата обращения: 25. 11. 2022). (Не переизд).

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. [Электронный ресурс] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002.-576 с. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-377.shtml - (Дата обращения: 25. 11. 2023). (Не переизд.)

4. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. /О. В. Астафьева, [и др.];. под ред. Т. В. Рыжковой.2-е изд., испр. и доп. - M. Издательский центр «Академия», 2014.-320 с.: ил. – (Дата обращения: 25. 11. 2023).

5. Михайлина Е.В. Педагогический потенциал русской народной сказки в воспитании младших школьников. / Михайлина Е.В. - 2014. – 270 с.- (Дата обращения: 28. 11. 2022).

6. Соловьева Е.А. Методическая разработка «Сочинение сказок с детьми младшего школьного возраста». [Электронный ресурс]/ Соловьева Е.А. //-2016. Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/9070.pdf - (Дата обращения: 27. 11. 2023).

7. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. –161 с.- (Дата обращения: 25.11. 2023).

8. Грахова С.И., Мухутдинова А.Д. Особенности изучения народных сказок в начальной школе. https://elibrary.ru/item.asp?id=46463276 (Дата обращения: 27. 11. 2023).

9. Санникова Н.И., Социально-педагогические функции сказки. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-funktsii-skazki - (Дата обращения: 26. 11. 2023).

10. Яяева Н.М., Серебрянская Ю.В. Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств учащихся начальной школы. https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-skazki-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennyh-kachestv-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly/viewer - (Дата обращения: 10. 11. 2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!