Минина Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества», г. Тула
Музей расширяет пространство
(Роль музейной педагогики в образовательном процессе дошкольников)
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д.С. Лихачев.
Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. Работая в предшкольном образовании мной, совместно с коллегами, была создана программа интегрированного курса «Эврика», объединяющего программы «Окружающий мир», «АБВГдейка», «Считалочка», «Умелые ручки», «Веселые нотки».
Основным принципом реализации содержания дополнительных образовательных общеразвивающих программ курса является интеграция, позволяющая целостно и объемно раскрыть содержание изучаемой темы.
При расширении образовательного пространства реализации данной программы достойное место заняли музеи нашего города, выступая как средство развития познавательной сферы.
Выражение, приписываемое Конфуцию: «Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю и постигаю» стало основным принципом данного направления образовательно - воспитательной деятельности.
Тула - город музеев. Однако как часто наши дети посещают их? На основании проведённого анкетирования выяснилось, что большая часть воспитанников Центра детского творчества ни разу не была в музее.
Причины различные: многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, а также многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, либо занятость родителей.
Музей — это интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.
Знакомство с музейными экспозициями, прослушивание сообщений экскурсоводов во время тематических экскурсий, участие в интерактивных программах, мастер-классах на площадках музеев города невольно приглашают ребенка самому манипулировать с предметами, извлекая из них полезную информацию, при этом и самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс - процесс получения «информации через глаз», «знаний через руки». Таким образом полученные знания становятся личным приобретением и жизненным опытом каждого ребенка.
Целью такого вида деятельности является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Любая экспозиция должна основываться на следующей логической цепочке: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации. В ходе знакомства с экспозициями музеев - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Началу знакомства дошкольников с музеями города предшествует весьма необходимая серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений о музеях, формирование навыков музейного поведения.
К предварительной работе можно смело отнести посещение детьми на базе нашего Центра детского творчества и созданного непосредственно нашими коллегами мини-музея, где представлены экспонаты, связанные
Экскурсия по мини-музею обогащает образовательный процесс, служит дополнительным средством передачи информации. Происходит внедрение в образовательно - воспитательный процесс методов музейной педагогики, которая перекликается с изучаемыми темами на занятиях программ «АБВГдейка», «Считалочка», календарными праздниками и событиями.
Изучение письменной и устной речи, знакомство с разными литературными жанрами конечно не обходится без погружения детей в творчество нашего знаменитого земляка – Льва Николаевича Толстого, и, конечно, это погружение лучшим образом происходит на территории музея – усадьбы «Ясная поляна».
При посещении этого мемориального комплекса и подробно знакомясь с творчеством великого земляка дети узнают понятия «экспонат, экскурсия», на практике изучают правила посещения.
Познакомиться с природой родного края, обитателями тульских лесов, полей и водоёмов, археологическими находками дети могут при посещении Областного краеведческого музея. Сотрудники этого музея специально для наших дошколят регулярно проводят занимательную интерактивную экскурсию «Узнай след и голос». Практические знания, полученные в результате такой экскурсии, органично дополняют темы программы, касающиеся «Окружающего мира».
Не менее гостеприимным для дошкольников стал и музей «Тульские древности». Сотрудники этого музея широко распахивают свои двери для маленьких посетителей и в будние дни, и во время праздников.
Интерактивные программы этого музея помогают глубже познакомиться с особенностями Тульского края, погрузиться в историю родного города. В дальнейшем новые понятия и приобретённые знания закрепляются на занятиях программ «АБВГдейка», «Считалочка», «Весёлые нотки».
Музей «Тульские древности» активно проводит для дошколят и тематические познавательные мероприятия - экскурсии и мастер-классы: «Что игрушки рассказали», «Один день в русской избе», «Сказки из сундучка».
В дни праздников и памятных дат сотрудники этого музея раскрывают маленьким посетителям многие интересные подробности событий нашей истории (интерактивная экскурсия «Мамаево побоище», приуроченная ко дню празднования Дня России, интерактивная программа «Учился человек писать» - ко дню Славянской письменности). А в «Избе» этого музея в Новогодние и рождественские праздники детей ждёт Дед Мороз. В уютных стенах «Избы» и на территории Ремесленного двора «Добродей» дошкольники провожают зиму и встречают весну, отмечают Пасху.
В дни обороны Тулы и в преддверии празднования Дня защитника Отечества дети посещают музей в Центре «Патриот».
Всемирный День Театра, как правило, дошколята отмечают в стенах Тульского академического Театра Драмы во время экскурсии «В Закулисье».
Музей – это пространство, которое объединяет взрослых и детей, позволяя вместе ощутить удивительный мир познания и открытий. И благодаря включению музейной педагогики в процесс освоения интегрированного курса «Эврика», является увлекательным, познавательным, эмоционально насыщенным.