СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на конференцию "Педагог - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на конференцию "Педагог - исследователь"»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ И КРАЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ АЗБУКИ

А. Е. Марюшко

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель: Е. А. Андреева, преподаватель


В настоящее время одной из актуальных проблем образования является проблема формирования ценностного отношения к истории, традициям, культуре своего народа. Немаловажной задачей современной школы является воспитание личности, осознающей себя частью своей страны и родного края.

Согласно ФГОС НОО, личностные результаты «должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания» [1, с. 24]. Кроме того, необходимость формирования краеведческих знаний обуславливается и включением краеведческого компонента во Всероссийскую проверочную работу по окружающему миру. Актуальность изучения краеведческого компонента подтверждается содержанием Всероссийской проверочной работы по окружающему миру в 4 классе. Десятое задание содержит 3 вопроса, проверяющих знания обучающихся о достопримечательностях, природных памятниках, флоре и фауне, народах, промышленности родного края.

На этапе начального образования формирование знаний о родном городе и крае осуществляется на уроках окружающего мира, в рамках курса «Краеведение», во время экскурсий и воспитательных мероприятий, посвященных малой родине. Одной из возможностей повышения уровня краеведческих знаний у обучающихся 1 класса является межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала в период обучения грамоте. Краеведческий компонент в данном случае включается на уроках изучения азбуки, когда во время знакомства с определенными буквами обучающиеся узнают о достопримечательностях, известных людях, флоре и фауне родного края. Включение краеведческого компонента в урок чтения может осуществляться посредством изучения краеведческой азбуки. Главной задачей такой азбуки является формирование знаний о родном городе и крае у обучающихся 1 класса. Работая с краеведческой азбукой, обучающиеся будут не только знакомиться с новыми звуками и буквами и вырабатывать читательский навык, но и узнавать новое и интересное о своей малой родине.

Нами была разработана краеведческая азбука, в которую были включены тексты о достопримечательностях, животных, рыбах, птицах и растениях Красноярского края, известных земляках. К каждому тексту даются посильные для первоклассников задания, предполагающие формирование знаний о родном городе и крае. Приведем примеры текстов и заданий к ним.

Так, при изучении буквы Е, предлагается прочитать текст о главной реке Красноярского края – реке Енисей:

«Река Енисей – великая река России. Она быстрая, длинная и мощная. Енисей протекает в городе Красноярске и разделяет его на два берега – правый и левый. Эти берега соединяют четыре моста. О Енисее ходит очень много легенд. Местные жители с уважением зовут его «батюшкой».

К этому тексту предлагается несколько вопросов и заданий:

  1. Знаешь ли ты, на каком берегу Енисея ты живешь? Данный вопрос направлен на то, чтобы обучающийся, узнав о делении города на две части, соответствующие берегам Енисея, смогсориентироваться в городском пространстве.

  2. Представь, что Енисей стал человеком. Как бы он выглядел? Опиши его. Данный вопрос направлен, с одной стороны, на развитие воображения обучающегося, а с другой – на закрепление знаний о реке Енисей. Информация о Енисее как о быстрой, длинной и мощной реке дана в тексте, и, опираясь на данный текст, обучающиеся должны дать свое представление о нем в метафорической форме.

  3. Посмотри на картинку. На ней изображен Енисей. Таким ли ты его представляешь? Для ответа на этот вопрос обучающимся предлагается рассмотреть фотографию фонтана «Реки Сибири», расположенного около театральной площади. В центре данной композиции – скульптура, воплощающая реку Енисей. Обучающиеся сравнивают свое представление о Енисее как о человеке и представление скульпторов, создавших данную композицию. Кроме того, первоклассники узнают об одной из главных достопримечательностей Красноярска – фонтане «Реки Сибири».

Рисунок 1 – фонтан «Реки Сибири»


  1. Какие рыбы обитают в реке Енисей? Разгадай ребусы. Данное задание направлено на формирование знаний о фауне Красноярского края. Кроме того, он имеет игровой характер: для ответа на вопрос обучающимся необходимо разгадать ребус, в которых зашифровано три представителя подводного мира: осётр, таймень щука.

Приведем еще один пример текста и заданий к нему. Так, при изучении буквы Ы обучающимся предлагается познакомиться с памятником природы – заповедником «Столбы». Предлагается следующий текст:

«Заповедник «Столбы» – любимое место отдыха красноярцев. В этом заповеднике можно увидеть красивые скалы и погулять по лесу. Там можно встретить белку, лису, зайца и даже медведя. Это место очень любят туристы».

К данному тексту предлагаются следующие задания:

  1. Бывал ли ты на Столбах? Расскажи о своем походе на Столбы. Данное задание направлено на актуализацию жизненного опыта обучающихся.

  2. Соотнести картинку и названия скал (даны фотографии скал «Дед», «Близнецы» и «Перья»). Данное задание направлено на расширение знаний о заповеднике.

  3. Каких птиц ты можешь встретить на Столбах? Разгадай загадки.

Угадай, какой же птице

Ночью темною не спится?

Не укроет мышь трава,

Ведь за ней летит … (сова)

Лес очистить от жучков —

Проще пары пустячков!

Леса друг — приятель.

Пёстрый, острый… (дятел)

У этой птицы нет гнезда.

Но только это не беда.

И на деревьях у опушки

Нам кто «ку-ку» поет? (кукушка)

Данные загадки познавательны: благодаря ним первоклассники узнают об особенностях птиц, живущих на Столбах.

Отличительной чертой краеведческой азбуки является то, что обучающиеся узнают о родном городе и крае не только из текстов, но и из заданий. Приведем пример еще одного текста, посвященного фауне Красноярского края:

«Козерог – крупное животное с большими рогами. У него грозный и опасный вид. Козероги живут в горах. Увидеть козерога вы можете в зоопарке «Роев ручей».

К данному тексту предлагается задание:

Собери слова из букв и слогов. Составь с этими словами предложения. Какие интересные факты ты узнал козероге из предложений которые ты оставил?

  1. живёт, козерог, севере, на.

  2. козерог, мхом, питается, травой, и.

  3. как, козерог, скалам, по, альпинист, лазает.

Таким образом, обучающиеся не только овладевают навыком работы с предложением, но и узнают интересные факты о козероге.

Разработанную нами краеведческую азбуку можно как включать в урок азбуки, так и применять в обучении как дополнительное пособие. Ее тексты и задания направлены на формирование знаний о родном городе и крае, что немаловажно для первоклассника.


Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.

2. Энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/ (дата обращения: 26.02.2024)

3. «Мой Красноярск». Народная энциклопедия. — URL: http://region.krasu.ru/culture (дата обращения: 25.02.2024).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!