СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены методы педагогческой диагностики. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС»»

Тема: «Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС»

Педагогическая диагностика и оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия.

Любой педагог хотел бы иметь возможность оценить эффективность тех или иных своих действий, чтобы сразу что-то подкорректировать или изменить. Но специфика педагогической деятельности такова, что ее результаты становятся видны через определенное время. Поэтому проблему измерения эффективности педагогической деятельности решают с помощью педагогической диагностики. Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки). Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят также и от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» не только учащихся, но и учителей.



Для того, чтобы понять сущность педагогической диагностики, можно сравнить работу врача и учителя. Первый начинает с выявления причины болезни, затем прогнозирует её течение и только после этого выписывает лекарство. Педагог также прежде всего «заглядывает» в прошлое своего ученика. После этого он пытается определить его будущее, связывая различные цели воспитания с возможностями их достижения учащимися. И только на основе анализа прошлого и предвидения будущего диагностируется настоящее.

Педагогическая диагностика решает следующие проблемы:

1) Что изучать?

2) Какими методами?

3) Как измерить состояние педагогического процесса?

4) Как измерить степень подготовки учащихся?

5) Как фиксировать и использовать результаты?

Педагогическая диагностика в целом направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка.



Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Она играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ.

Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса.

Исходя из этого, можно определить цели и функции педагогической диагностики.

Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.)

обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);

оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);

воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);

коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);

к онструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);

информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);

прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо учитывать некоторые ее особенности.

Основными принципами педагогической диагностики являются:

  • комплексность;

  • непрерывность;

  • целостность;

  • объективность;

  • динамичность изучения педагогических факторов и явлений;

  • обоснованность конкретных педагогических процедур диагностирования в данных условиях;

  • принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность);

  • принцип анализа и синтеза;

  • принцип главного звена.

Методы педагогической диагностики

Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):

  • По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).

  • По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).

  • По месту проведения (аудиторные, лабораторные).

  • По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются :
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения) : шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.
Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
- Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
- Методика «Какой Я?»
(модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
- Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Регулятивные УУД
1. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

2. Проба на внимание (по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Коммуникативные УУД
1. Методика “Ковёр”
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по
передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).
Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Познавательные УУД.

  1. Методика «Исключение лишнего».

Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.

  1. Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку)

Цель: определить уровень вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.





Диагностика строится по этапам:

  • Стартовый этап диагностики, организуемый в период

поступления ребенка в школу. Целью этапа является определение учебных возможностей ребенка, возможностей в усвоении программных требований, готовности его к обучению в школе.

  • Промежуточные этапы, организуемые в ходе

продвижения ребенка в учебном процессе, по мере прохождения учебного материала. Этап имеет цель отслеживания проблем и трудностей ребенка, оказание ему целенаправленной помощи. Учитель по результатам промежуточной диагностики делает выводы об эффективности организуемого им образовательного процесса.

  • Рубежная диагностика, организуемая при переходе

ребенка из класса в класс. Имеет целью оценку образовательных достижений ребенка по итогам обучения в классе, определения зон его успешности и зон трудностей.

  • Итоговая диагностика, проводимая по результатам обучения ребенка за 4 года. Учителем проводится для подведения итогов собственной работы. Администрация делает выводы об эффективности построения образовательного процесса. Ребенок и его родители на основе результатов выбирают дальнейшую образовательную траекторию.


Проведение  педагогической  диагностики  и  ее  анализ  — дело,  безусловно,  достаточно  трудоемкое, но если учитель  задумывается о действительных  результатах своей педагогической  деятельности,  хочет  достичь  результатов,  опре-деленных  в  новом  стандарте  начального  образования,  педагоги-ческая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.  









Примеры из педагогической диагностики

4 класс

  1. Найди и отметь + правильные утверждения.

□ Безударные окончания имен существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима.

□ Безударные окончания имен существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень.

□ Безударные окончания имен существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол.

□ Безударные окончания имен существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна.

  1. Найди и отметь + правильные рассуждения.

□ о погоде, потому что о столе;

□ к ветке, потому что к стене;

□ о кровате, потому что о земле; □ на карнавале, потому что на столе;

  1. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа.

Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень,

Нежеголь

Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи

м.р. ж.р.

  1. В языке «Крокс», как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

гува кряда магра щгара

опащ жадро кряч рюнь

Из рассказа на языке «Крокс» исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их.

Щгара трымчет о кряч____ и о скич____ . Вищь зукает по магр____, по жадр____ и по тер____ . От клущ___ и от рюн___ рыкует опащ.

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.

Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика,

или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий.

На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий:

Примеры из педагогической диагностики

3 класс

  1. Поставь + рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.

□ зелень □ дорога □ жить

□ чаща □ цель □ гений

  1. П одчеркни слова, которые соответствуют схеме: ¬ пригорок поход подруга

мальчик кафе поляна

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.

Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.

Сформированная учебная деятельность проявляется:

- в использовании наиболее эффективных учебных действий,

-в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания,

-проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, -выбирать данные, необходимые для выполнения действия,

-объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.

Пример из педагогической диагностики

  1. класс

1. Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.

ток - ____________________

лён - ____________________

  1. 2 1 1 2 3

(ток - [ т о к ] → [ к о т ] → кот)

3 2 1 1 2 3

(лён - [л’ о н ] → [н о л’] → ноль)

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.

Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.

Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения.

Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии.

Примеры из педагогической диагностики

3 класс

1. Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.

1) белый – чёрный, длинный -_________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку,____________________________

2. Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________

Особенности диагностики в 1 классе

1 этап – сентябрь месяц

Стартовая диагностика организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».

Задачи учителя:

а) определить сформированность предпосылок к овладению грамотой

и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса, моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.)

б) проанализировать характер каждого нарушения в сопоставлении с

нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.

в) использовать полученные данные для осуществления

индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Диагностика предусматривает:

1) групповое обследование, при проведении которого необходимо придерживаться следующих правил:

  • на парте для каждого ребенка должны быть подготовлены рабочие листы, набор карандашей;

  • учитель должен дать инструкцию по выполнению работы;

  • задания читать четко, достаточно громко (можно повторить задание);

  • на выполнение каждого задания отводится не более 3-х минут;

  • общая продолжительность группового обследования не должна превышать

30-35 минут (с учетом 3-5 минутной паузы). полученные результаты фиксируются в сводной таблице и анализируются учителем.

2) Индивидуальное обследование, которое проводится на следующий день после группового.

На данном этапе учитель выполняет такие правила:

  • одно из заданий должно быть обязательным для всех

(связано с определением уровня речевого развития); - дополнительные задания предлагаются только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования; - ответы ребенка не должны слышать другие дети; - общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20-25 минут;

  • данные индивидуальной педагогической диагностики (результаты выполнения заданий и уровень оказанной помощи) заносятся в таблицу.

Оценивание

После выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а потом выводится средний балл.

3 балла - высокий уровень развития данного параметра;

2 балла - средний уровень развития;

1 балл - низкий уровень готовности к обучению в школе.

Полученные данные педагогической диагностики помогут учителю использовать те коррекционно-педагогические средства, которые необходимы для ликвидации пробелов в обучении.

Дети, получившие низкие баллы, это - дети «группы риска», требующие особого внимания со стороны педагога и родителей.

2 этап - промежуточная диагностика

Цель: систематически анализировать процесс формирования компонентов учебной деятельности, стимулировать учебный труд ребенка, своевременно устранять проблемы в усвоении материала.

Для текущего диагностирования можно использовать тесты, задания, данные в рабочих тетрадях на печатной основе.

Результаты выполненных работ фиксируются в «Карте индивидуальных достижений».

Регулярность заполнения карты - ежемесячная.

Задача учителя - использовать полученную информацию при разработке технологий обучения, при решении конкретных методических задач.

3 этап - (конец апреля - май)

Рубежная диагностика

Цель: выявление степени сформированности компонентов учебной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся.

Форма проведения: диагностические контрольные работы по математике, русскому языку (контрольное списывание, диктант), проверка сформированности навыка чтения, тесты (окружающий мир).

Результаты также фиксируются в «Карте индивидуальных достижений обучающегося».

Особенности проведения педагогической диагностики во 2-4 классах.

1 этап – (сентябрь) Стартовая диагностика

Цель: сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года; выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению. 2 этап – (конец каждой четверти) Промежуточная диагностика.

Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.

Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты.

3 этап – (конец апреля – май) Рубежная (итоговая) диагностика

Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.

Формы проведения: контрольные работы, тесты.

Сбор информации: сводные таблицы, диаграммы, графики. Оценивание

Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений» и оцениваются на основе уровневой оценки.

Результаты индивидуальной проверки (литературное чтение) фиксируются сначала в индивидуальной таблице, а потом в сводной. Таблица учета результатов проверки навыков чтения.

Ф. имя обучающегося -

Школа -

Класс -

Читает вслух со скоростью

90 и более слов в мин.

80-90 слов в мин.

70-80 слов в мин.

Менее 70 слов в мин.

1. Читает осознанно, не делает неоправданных пауз

Делает неоправданные паузы (1-2)

Допускает неоправданные паузы (3-4)

Допускает неоправданные паузы (5 и более)

2. Правильно отвечает на поставленные вопросы

Допускает неточности в ответах

Затрудняется ответить на некоторые вопросы

Не может отвечать на поставленные вопросы

3. Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить

Понимает главную мысль, но выражает ее неточно

Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов

Не может выделить главную мысль текста

4. Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок

Допускает в пересказе 1-2 ошибки

Затрудняется передать содержание связно

Не может передать содержание текста

5. Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг

Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений

Приводит ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях

Приводит названия 1-2 произведений, затрудняется в названиях

6. Различает, называет элементы книги

Допускает неточности в названиях (1-2)

Допускает неточности в названиях (2-3)

Допускает более 3 ошибок

7. Из 5

предложенных произведений правильно определяет все виды жанров

Допускает 1 ошибку

Допускает 2-3 ошибки

Допускает более 3 ошибок

Пояснение.

  1. По вертикали обозначены основные требования к чтению, а по горизонтали уровни их выполнения.

  2. Скорость чтения обозначена отдельной строкой и не является доминирующим требованием, т.к. зависит от личностных особенностей ребенка.

  3. Результат данной проверки учитель фиксирует знаком (+).

  4. Пометки (+) в 1 и 3 графах позволяют сделать вывод: соответствует уровню требований по чтению.

  5. Пометка (+) в 4 графе должно быть не более 3.

Путем фиксации ошибок при чтении учитель делает выводы:

  • о сформированности навыка чтения,

  • осознанности, выразительности,

  • о сформированности читательских умений

Методика оценивания учебных достижений на основе «Карты индивидуальных достижений ученика».

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков, на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта индивидуальных достижений».

В карту заносятся основные программные требования по каждому учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения, а также те показатели его развития, которые составляют цель деятельности учителя в 1- 4 классах.

Регулярному отслеживанию подлежат успехи в обучении и развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. По результатам выполнения работы успехи ребенка относятся к одному из 4-х уровней: высокому, выше среднего, среднему или низкому.

В качестве диагностических работ могут быть использованы: диктант, контрольная работа, проверочная работа (с учетом специфики предмета) тесты. Диагностические работы содержат различные типы проверочных (диагностических) заданий:

  • задания с выбором ответа (проверяются знания учащихся и понимание изученного материала);

  • задания на поиск ошибки (позволяют проверить прочность усвоения детьми тех или иных знаний, умения применять знания, уровень развития контроля и самоконтроля);

  • задания на завершение (продолжение) работы (проверяются умения выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.);

  • задания со свободным ответом (используются для проверки умения воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).

Одним из видов диагностических работ является тест.

Тесты комплектуются из заданий, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • относительно краткосрочными, т.е. не нуждаются в больших затратах во времени;

  • однозначными, т.е. не допускается произвольного толкования тестового задания;

  • правильными, где исключается возможность формирования многозначных ответов;

  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;

  • стандартными, т.е. предназначенными для широкого практического использования - измерения достижений всех школьников.

Выполнение диагностических тестовых заданий может оцениваться:

«выполнил - не выполнил» или «достиг - не достиг».

При определении уровня сформированности компонентов учебной деятельности необходимо пользоваться следующей шкалой: выполнение от 100 - 90% заданий - высокий уровень от 89 - 75% - уровень выше среднего

от 74 - 50% - средний уровень менее 50% низкий уровень


Продвижение детей в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков по конкретным предметам, учитель фиксирует в «Карту индивидуальных достижений».

Регулярность заполнения карты ежемесячная. Перечень формируемых навыков по теме, разделу программы составляет сам учитель.

Карта индивидуальных достижений обучающегося

(1 класс, лингвистическое развитие)

Формируемые умения и навыки

1. Развитие фонематического слуха

2.Развитие внимания, памяти, слуха. зрительной памяти, творческого

воображения

3. Умение классифицировать предметы

4. Ориентировка в

направлениях

5. Речевое развитие: словарный запас; отвечает на поставленный вопрос; пересказывает прочитанное; составляет предложение по


иллюстрации











Чтение

1. Знает все буквы

2. Читает по буквам

3. Читает по

слогам

4. Слог и целое слово

5. Читает целыми словами

6. Читает предложения 7. Читает текст

8. Читает без

ошибок

9. Постановка

ударения

10.

Выразительность чтения: четкое проговаривание, соблюдение

интонации

11. Понимание прочитанного: ответ на прямой вопрос учителя по прочитанному; словесное рисование картин; построение плана текста с помощью иллюстраций;


восстановление

пропущенного слова, предложения в тексте;

пересказ с опорой на помощь учителя.











12. Чтение наизусть.

13. Составление собственного рассказа:

по иллюстрации; по наблюдению;

14. Прочитывает количество слов в минуту (в конце

учебного года)

Навыки письма 1. Развитие мелкой моторики

2. Владеет звуковым анализом слога, слова с опорой на схему

  1. Пишет элементы букв

  2. Пишет

(печатает)

отдельные буквы

5. При письме соблюдает:

высоту расстояние между элементами букв, словами;

наклон; форму буквы;











6. Умеет списывать: с печатного; с рукописного; списывает без

ошибок слова

7. Допускает ошибки:

искажение букв; пропуск букв; большая буква в начале предложения; большая буква в имени людей и кличках животных; точка в конце предложения и др. знаки препинания; сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; парные согласные в конце и середине слова; безударные гласные в корне слова

(проверяемые, непроверяемые).



Карта индивидуальных достижений обучающегося

(1 класс, математическое развитие)

Формируемые умения и навыки


1. Ориентация в пространстве (вверх, вниз,

влево, вправо)

2.

Классификация предметов

3. Сравнение групп предметов,

чисел

4.Воспроизведе

-

ние последователь- ности чисел: от 1 до 10 от 10 до 1 от 1 до 20

5. Состав чисел (2 - 10)

6. Написание цифр

7. Оформление работ

Вычислительн ые навыки 1. Таблица сложения и вычитания:

  • в пределах 10

  • в пределах 20

2. Решение выражений:

  • на

нахождение

суммы;

  • на

нахождение разности; - в два действия Решение задачи

1. Структурные компоненты задачи (условие, вопрос, решение,

ответ)











2. Составление задачи

3. Выбор действия при решении

задачи

4.

Формулировка ответа задачи

Геометрически й материал

1.

Распознавание геометрически х фигур

2. Измерение и черчение отрезков.

Диагностика уровня образовательных достижений обучающихся по русскому языку выявляет их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающую успешность, объем и глубину знаний.

Каждая диагностическая контрольная работа по русскому языку для 2-4 классов включает в себя: текст заданий, рекомендации по времени и способу выполнения, оценке работы.

Материал может быть использован на уроках русского языка по любым учебно-методическим комплектам.

Диагностическая контрольная работа включает 6 заданий трех уровней:

№ задания

Вид задания

Уровень познавательной деятельности

1

На узнавание

Репродуктивный (Воспроизведение и запоминание содержания изученного материала различной сложности)

2

На запоминание

3

На понимание

Частично-поисковый

(Применение знаний на основе алгоритма)

4

Обобщение внутри темы

5

Межтемное обобщение

Творческий

( Применение знаний в незнакомой ситуации)

6

Межпредметное обобщение

В плане проведения диагностической контрольной работы указаны критерии оценки планируемых результатов. Предусмотрен перевод результата работы в баллах в традиционную пятибалльную систему (19-21 балл – «5», 16-18 баллов – «4», 11-15 баллов – «3», менее 11 баллов – «2»).

Работы в зависимости от объема и уровня сложности заданий проводятся на одном уроке или на двух (по 15-25 минут на каждом).

По итогам выполнения работы учитель составляет таблицу результатов ДКР и краткую аналитическую справку. Для наглядного представления результатов возможно выполнение графиков по уровням усвоения и по заданиям.

Приведу пример диагностической контрольной работы по русскому языку во 2 классе. Тема: «Звуки и буквы»

Разделы: «Звуки гласные и согласные», «Слог. Перенос слов»,

«Согласные звонкие и глухие», «Ударение», «Алфавит»

1 вариант 2 вариант

На узнавание (0-1)

  1. Выбери из двух групп букв ту, которая является частью

алфавита. Поставь знак ˅.

в, г, д, е, ё, ж, з а, б, г, д, е, з, и,

а, б, в, ж, к, л, м д, е, ё, ж, з, и, й

На запоминание (0-2)

  1. Закончи правило, отметив нужный вариант ответа знаком ˅.

Разделительный мягкий знак пишется …

после гласных е, ё, и, ю, я после согласных букв перед

гласными е, ё, и, ю, я

после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я после согласных перед гласными

На понимание (0-3)

  1. Найди и исправь ошибки в словах (если они есть).

Лисник, трова, окно, лецо, стена, Граза, поля, зимля, нара, столы, вода, звезда, гара, зема, моряк. грачи, чесы, цвиты.

На обобщение внутри темы (0-4)

  1. Выпиши слова, в которых надо проверить написание парных согласных. Объясни правописание этих слов.

Оля нарисовала круг.

Терпенье и труд всё перетрут.

Я живу на первом этаже.

В саду цветёт душистый ландыш.

  1. Межтемное обобщение (0-5) Диктант.

Друзья птиц.

Ночью был сильный дождь.

Мороз сковал реки и озёра.

Тетради лежат в шкафу.

Доктор удалил больной зуб.

Уже пришла зима. Ночью был сильный мороз. У крыльца большой сугроб. Олег и Глеб бегут в сад кормить птиц. Они принесли птичкам ягод.

  1. Составь текст новогоднего приглашения для мамы (или по своему выбору для кого-то другого) на праздник. Пригласи так, чтобы гость захотел прийти. Желательно, чтобы в тексте было не менее 4 предложений.

План диагностической контрольной работы по теме «Звуки и буквы» 2 класс

Объект оценивания

(знания, умения)

Критерии оценивания

1

Умение отличать алфавит от любого набора букв

ВО

1

1

1 балл – указан верный ответ

0 баллов – указан неверный ответ или два ответа

2

Знание правила о правописании разделительного мягкого знака

ВО

1

2

2 балла – указан верный ответ

0 баллов – указан неверный ответ или два ответа


3

Умение проверять, находить и исправлять орфографические ошибки

КО

3

3

3 балла – исправлены ошибки во всех 5 словах 2 балла – исправлены ошибки в 4 словах

1 балл – исправлены ошибки в 3 словах

0 баллов – исправлено менее

3 ошибок

4

Умение находить слова с заданной орфограммой; умение доказать правописание

КО

10

4

4 балла – выписано 3 слова с орфограммой, к каждому верно подобрано проверочное слово

3 балла – выписано 2 слова с орфограммой, к каждому верно подобрано проверочное слово; или выписано 3 слова, но при проверке допущена 1 ошибка

1 балл – выписано 1 слово с орфограммой, подобрано верно проверочное слово 0 баллов – не выписано ни одного слова

5

Умение писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами

Д

15

5

5 баллов – ошибок нет

4 балла – 1-2 ошибки

3 балла – 3-4 ошибки

2 балла – 5 ошибок

0 баллов – 6 и более ошибок

6

Умение сочинять приглашения

РО

10

6

6 баллов – текст написан в соответствии с требованиями задания и нормами речевого этикета, письменная речь связная, объем письма от 4 предложений

5 баллов - текст написан в соответствии с требованиями задания и нормами речевого этикета, письменная речь связная, допущено 1-2 речевых ошибки, объем письма от 4 предложений

Работу рекомендуется проводить на двух уроках. На одном – задания №1-4, на другом - № 5,6.

Условные сокращения:

Д – диктант, С – списывание, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ,

ВО – выбор ответа

Диагностическая контрольная работа

по русскому языку в 3 классе (промежуточный этап)

  1. Напиши, какие части слова ты знаешь.

  2. Разбери слова по составу:

Загородная, холодная.

  1. Запиши по три слова с указанной орфограммой:

а) проверяемые безударные гласные в корне;

б) парные согласные в корне.

  1. Прочитай текст, раздели его на предложения и в конце каждого предложения поставь нужный знак.

Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.

  1. Найди в предложении грамматическую основу. Над словами надпиши части речи.

Легкий ветерок пробежал по верхушкам деревьев.

  1. Придумай цепочку слов так, чтобы конец каждого предыдущего слова был началом следующего. Образец: слава – ваза – закон.

Диагностическая контрольная работа

по русскому языку в 4 классе (промежуточный этап)

1.Выпиши среди этих слов:

а) только имена существительные- мороз, морозная, морозильник, заморозки, заморозил, изморозь, примерз.

б) только имена прилагательные – радость, радостный; родной, родня, родненький, родители, близкий.

в) только глаголы – прибежать, бег, бегать, задумал, дума, думаю, домовой. 2. Запиши по три слова с указанной орфограммой: а) проверяемые безударные гласные в корне;

б) непроизносимые согласные в корне. 3. Образуй от данных слов три родственных слова, выдели корень: садовник, желтизна.

4.Вставить окончания существительных.

Подчеркнуть существительные 3-го склонения :

На площадк…, у деревн…, из-под кроват…, на скатерт… , по тропинк…, в тетрад… ,в кроватк…, по дорог…,куст сирен…, в портфел… .

  1. Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Окуни, трусить, стрелки, вилок, чудно. Ответ: _______слов.

  1. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными

Результаты диагностических контрольных работ оформляются в таблице.

Список

Обуч - ся

Количество баллов за каждое задание

Общий балл (макс.21)

1

1

2

3

4

3

19

2

1

2

3

4

5

21

3.

1

2

1

3

4

13

...

...

...

...

...

...

...

...

25

1

2

3

4

4

0

14

Итого:(сумма баллов за каждое задание)

25

48

68

87

4

0

14

Итоговые диагностические контрольные работы в конце каждого класса включают две группы заданий. Для выполнения заданий первой группы необходимо применить отработанные способы действия, при выполнении второй группы заданий ученик должен конструировать новый способ действия на основе имеющихся у него способов.

Первая группабазовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

    1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре?

Расставь цифры от 1 до 5.

 зяблик

 танец

 идея

 золото

 победа

    1. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие.

      1. В этом слове два слога.

      2. В этом слове букв больше, чем звуков.

      3. В этом слове нет звонких согласных звуков.

3. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова.

  1. смола, смолистый, смолкнуть, просмолить

  2. сосна, сосновый, сосняк, сосенка

  3. трава, отравить, травка, травянистый

  4. силач, сила, мощь, обессилеть

4. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска? Обведи номер верного ответа.

  1. приставка и суффикс

  2. суффикс и окончание

  3. приставка и окончание

  4. приставка, суффикс и окончание

Вторая группа - задания, позволяющие проверить способность обучающихся решать учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения. Основную сложность здесь представляет выбор способа решения из тех, которыми ученик владеет.

Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова. Запиши каждую группу на отдельной строчке. лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники

_______________________________________

_______________________________________

Запиши слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма

В слове количество звуков и букв совпадает

В слове количество звуков и букв не совпадает

В слове один слог

В слове два слога

маяк

Пример диагностической работы

для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Задания базового уровня

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*.

Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. классифицировать звуки русского языка;

  3. использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.

Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель.

Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*.

Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с другими буквами.

Умения, характеризующие достижение результата:

    1. принимать и сохранять учебную задачу;

    2. писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии;

    3. осуществлять самоконтроль по образцу.

Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания.

Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией).

Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом. Умение, характеризующее достижение результата:

1. устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением.

Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами предметов и числами.

* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом. Примеч. авт.

Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа налево.

Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как обозначение порядка следования предметов.

Умения, характеризующие достижение результата:

1.учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче;

2. устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа.

Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево.

Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно.

Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Умения, характеризующие достижение результата:

1. принимать и сохранять учебную задачу;

2.различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе. Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе.

Задания повышенного уровня

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим образом: 2 балла - приведен полный верный ответ;

1 балл - приведен частично верный ответ;

0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?".

Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов. Умение, характеризующее достижение результата:

1.соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения.

Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания.

Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду.

Дорисуй еще две фигуры.

Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность фигур.

Умения, характеризующие достижение результата:

1. уметь выбирать основания для установления закономерности; 2. анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

3. принимать и сохранять учебную задачу.

Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур).

Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб.

Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче.

Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости;

  3. строить схемы, модели.

Критерий достижения результата: понимание заданных ориентиров

("справа", "слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им.

Характеристика и диагностика универсальных учебных действий

Одним из способов реализации компетентностного подхода в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить цели, находить и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

  • обеспечивают успешное формирование ключевых компетенций.

Алгоритм проведения диагностики УУД:

  • Системный подход. Определение цели и задач изучения

  • Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД

  • Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню

их развития

  • Подготовка диагностического инструментария

  • Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) 

Требования к проведению диагностики УУД:

  • проводится на 1-2 уроке

  • необходима подробная инструкция о процедуре диагностики

  • детям желательно сидеть по одному

  • спокойная, доброжелательная атмосфера

  • обработка и интерпретация результатов исследования

  • закрытость информации

Материалы для диагностики сформированности универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий

Типовые диагностические задачи

Способы оценивания

Личностные универсальные учебные действия


Самопознание и самоопределение.

Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг,

гражданин)

Методика «Кто я?», 3-4 классы.

Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха», 1-4 классы

Наблюдение, портфолио, индивидуальная карта творческих достижений

Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое

«Незавершенная сказка», 1-3 классы.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», 1-4 классы. «Опросник мотивации», 13 классы


значение и какой смысл имеет для меня учение?)



Нравственно-этическое оценивание.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны моих сверстников)

Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы.

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы.

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1-4 классы. Анкета «Оцени поступок»

(по туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А.

карабановой), 1-4 классы

Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования,

прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала

«Выкладывание узора из кубиков» (цель:

выявление развития регулятивных действий), 1 класс.

«Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л.

Кабыльницкая)

(цель:выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы

Наблюдение, портфолио, индивидуальная карта творческих достижений, индивидуальное безотметочное оценивание

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия.

Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий

«Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.

Карпова), 1 класс.

Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка), 1 класс.

Наблюдение, портфолио, индивидуальная карта творческих достижений, тестирование, индивидуальное


действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), 1-3 классы

безотметочное оценивание

Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинноследственных связей, выдвижение гипотез, доказательство

Построение числового эквивалента или взаимоодназначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс

Постановка и решение проблем.

Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), 1-4 классы

Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)

Коммуникация как взаимодействие.

Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Методика «Кто прав»

(Г.А. Цукерман и др.), 2-4 классы

Наблюдение, анкетирование, оформление личных достижений, портфолио

Коммуникация как кооперация.

Действия обеспечивают возможностиэффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман), 1 класс

Коммуникация как условие интериоризации.

Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать

Задание Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы

Государственным стандартом начального общего образования определено содержание общеучебных умений и способов деятельности, которые обучающиеся получают возможность приобрести в ходе освоения учебных предметов в начальной школе.

Организация диагностики сформированности общеучебных умений и способов деятельности на начальной

ступени обучения предполагает измерение сформированности отдельных умений с помощью специальных диагностических заданий. Задания строятся на конкретном предметном материале, что позволяет органически включить их в любой урок.

Диагностика сформированности общеучебных умений и способов деятельности осуществляется систематически на протяжении всего процесса обучения ребенка в начальной школе.

В процессе диагностики выделяются 3 этапа.

1 этап- стартовая диагностика

В начальную школу приходят дети, имеющие различный опыт познавательной деятельности. Учителю важно определить, какие из необходимых общеучебных умений уже начали формироваться у ребенка, на что можно опереться в работе с ним, какая индивидуальная помощь ему нужна. Этот этап должен проводиться в начале обучения (в конце сентября - начале октября 1 класса). Естественно, что критериями диагностики на этом этапе выступают не те общеучебные умения и способы деятельности, которые должны освоить дети за начальную школу, а их предпосылки - действия, составляющие базу их освоения. Опираясь на новообразования дошкольного детства и многочисленные исследования готовности детей к обучению в школе в качестве важнейших предпосылок учебной деятельности, подлежащих диагностике можно выделить:

  • умение принимать инструкцию взрослого;

  • умение планировать свою деятельность на 3-5 шагов; - умение осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму; - самооценка на основе сравнения с эталоном.

Диагностические задания на определение сформированности предпосылок учебной деятельности у первоклассников 1. Умение принимать инструкцию взрослого.

Задание: Ребенку предлагается 6 цветных карандашей, а изображение нитки для бус и дается инструкция: «Сейчас мы будем рисовать бусы. Нарисуй 5 круглых разноцветных бусины в середине синяя». Инструкция предъявляется

  1. раз.

Выполнение задания оценивается следующим образом:

    • высокий уровень (умение сформировано), если выполнены 4-5 инструкций;

    • средний уровень (умение сформировано частично), если выполнено 3 инструкции;

    • низкий уровень (умение не сформировано), если выполнены 2 и менее инструкции.

    1. Умение планировать деятельность.

Задание: Детям предлагается прямоугольник из цветной бумаги размером 6х16 см. и картонный шаблон размером 3х4 см. Дается инструкция: «Сейчас мы будем изготавливать флажки». Ваша задача на бумаге сделать разметку, спланировать расположение флажков так, чтобы на бумаге их уместилось как можно больше. Затем по вашей разметке их будут вырезать, нужно сделать как можно больше флажков.

Выполнение задания оценивается так: высокий уровень (умение сформировано) 6-8 флажков; средний уровень (умение сформировано частично) 4-5 флажков; низкий уровень (умение не сформировано) 1-3 флажка.

    1. Умение элементарного самоконтроля.

Когда дети выполнят задание «Флажки» им предлагается проверить правильность работы и при обнаружении ошибки исправить – нарисовать на другой стороне листа:

Самостоятельное обнаружение и исправление ошибок свидетельствует о высоком уровне сформированности элементарного самоконтроля. Если ошибка найдена с помощью взрослого, то, умение сформировано частично (средний уровень). Если ошибки не обнаружены, то умение не сформировано (низкий уровень). Если ребенок не допустил ошибки, то для контроля ему можно представить другую (заранее заготовленную) ошибочную работу.

    1. Умение самооценки на основе сравнения с эталоном.

Задание: Детям предъявляется рисунок узора двухцветный, состоящий

их двух элементов, разных по цвету и размеру.

Предлагается нарисовать такой же и продолжить, а затем оценить свою работу на основе сравнения с образцом. Для самооценки используются линеечки

Правильность Аккуратность

I I

При абсолютном совпадении с образцом ребенок на линеечке делает отметку вверху, если в узоре ребенка нет ничего похожего на образец, то отметить надо в самом низу. Ребенок сам определяет место на линеечке, где он поставит отметку. Адекватность оценки по обоим критериям свидетельствует о высоком уровне сформированности навыка самооценки, адекватность оценки по одному критерию говорит о частичной сформированности навыка, неадекватная самооценка свидетельствует об отсутствии навыка элементарной самооценки на основе сравнения с образцом.

Карта-схема экспертной оценки сформированности общеучебных умений и способов деятельности у обучающихся 1 класса

Учебные действия

Уровень сформированности общеучебных умений и

способов деятельности

1.

Умение принимать инструкцию взрослого

2.

Умение планировать деятельность

3.

Умение элементарного самоконтроля

4.

Умение самооценки на основе сравнения с

5эталоном

  1. этап промежуточная диагностика

Она проводится по мере освоения учениками общеучебных умений и способов деятельности в ходе обучения в начальной школе. Частоту проведения определяет сам учитель, но не реже 1 раза в учебный год.

Для диагностики применяются задания, отражающие конкретный навык и построенные на предметном материале.

Для анализа используются карты-схемы наблюдений за сформированностью общеучебных умений младших школьников. Картасхема составляется на основе предложенного перечня общеучебных умений и способов деятельности для начальной школы. В него включаются те умения, степень сформированности которых хочет оценить учитель. Отбор общеучебных умений из перечня осуществляется на основе программных требований с учетом возраста учащихся.

В карте-схеме наблюдения в графе каждого ученика делается пометка:

высокий уровень - умение проявляется во всех видах деятельности на

протяжении всего урока; средний уровень - умение проявляется частично; низкий уровень - умение не проявляется.

Результаты обрабатываются по каждому ученику и анализируются:

  • какие умения сформированы достаточно;

  • какие умения требуют внимания и у кого из учащихся.

3 этап - итоговая диагностика

Она реализуется в конце 4-го класса по итогам обучения в начальной школе. Диагностические задания могут предлагаться аналогичные 2-му этапу. Важно диагностировать самые значимые общеучебные умения и способы деятельности.

Карта-схема может содержать следующий перечень общих учебных умений и способов деятельности, подлежащих освоению в начальной школе.

  1. Обнаружение учебной задачи. Проявляется в умении принять учебную задачу, поставленную учителем, выполнить учебную задачу из потока информации и наконец, поставить ее самому.

  2. Способность к выбору. Проявляется в умении видеть варианты поведения выполнения действий, решения задачи.

  3. Планирование. Проявляется в умении действовать по плану, детализируя его по ходу выполнения деятельности; основной формой применения данного действия является алгоритмизация. На творческом уровне действие проявляемое в умении составлять алгоритмы решения учебной задачи, выстраивать последовательность исполнительских шагов.

  4. Классификация и обобщение. Проявляется в умении определять существенное, отделять его от несущественного, определять основание для группировки, самостоятельно делать выводы. На творческом уровне данное действие переходит в способность к свертыванию, т.е. способность к замене нескольких объектов одним, с более широким значением, умение видеть явление как бы «сверху», с позиций обобщения. Ученик со сформированным действием обобщения обосновывает выводы, доказывает точку зрения.

  5. Умение выразить свои мысли словами. Ученики со сформированным действием легко формируют мысль, подбирают слова, проявляют беглость речи, выражающую гибкость мышления.

  6. Рефлексивные действия. На познавательном уровне данные действия проявляются в умении осуществлять контроль Действия, направленные на себя отражают личные возможности человека (что я умею, что не умею). Действия, направленные на деятельность позволяют увидеть человеку путь деятельности, что и зачем я делаю в данный момент времени. Действия, направленные на мыслительный акт, отражают процесс мышления (как я рассуждал, думал, что с чем сравнивал…).

Карта-схема оценки сформированности общеучебных умений и способов деятельности у выпускников начальной школы.

Учебные действия

Уровень сформированности общеучебных умений и

способов деятельности

1.

Обнаружение учебной задачи – зоркость в поиске проблем.

2.

Способность к выбору – выдвижение альтернатив.

3.

Планирование – осуществление последовательных действий.

4.

Обобщение – способность к свертыванию и классификация.

5.

Речевые действия – умение выразить свои мысли словами.

6.

Самоконтроль – рефлексивные действия.

-

направленные на личность

-

направленные на деятельность

-

направленные на мыслительный акт.

Степень сформированности общеучебных умений и способов деятельности может быть оценка в баллах:

    1. – действие не проявляется;

    2. – действие проявляется не регулярно;

    3. – действие устойчиво.

Итак, педагогическая диагностика позволяет определить:

какие комноненты учебной деятельности сформированы,

а какие требуют дополнительной работы;

уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); причины устойчивых ошибок и характер возникающих затруднений; происходят ли изменения в математическом и языковом развитии; способствует ли обучение продвижению в общем развитии

обучающихся.

Список использованной литературы: 1. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман - ПВ, 2004.

  1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.

  2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя - М.: Вита - Прес, 2006

  3. Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школ.технол, 2005, №1.

5.Загвоздкин В. К. Портфолио в учебном процессе// Вопросы образования, 2004, №2.

6.Журнал "Управление начальной школой" №5, 2012 год 7.Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.

8.Лобода Ю. О. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения// Педагогическая диагностика, 2005, №4.

9. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001 10.Николаева Е.И. Тестирование без мифов. // ЭКО, 2002.

11.Новикова Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио// Школьные технологии, 2006, №1.

46


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!