Рефлексивный анализ текста на уроках литературы
В современном литературном образовании остро обозначена проблема утраты интереса и мотивации современных школьников к чтению классической литературы. Для современной молодежи чтение стало немодным, неактуальным, а потому и неинтересным занятием.
Обучающиеся тратят свое время на реальное и виртуальное общение с ровесниками, потому что, на их взгляд, только современная жизнь с ее проблемами входит в их круг интересов. Авторов и героев художественных произведений XIX-XX веков читатели не могут понять и вступить с ними в диалог по причине того, что их проблемы и ценности кажутся современным обучающимся далекими от реальности.
Преподаватели литературы, чтобы каким-то образом повлиять на решение данной проблемы, часто выдают упрощенную интерпретацию программных произведений на уроке, чтобы каким-то образом сделать чтение актуальным, а художественное произведение понятным, но и данная тенденция не всегда эффективна. Лишая художественное произведение его многогранности и сложности, отпечатка эпохи и стиля своего творца, не открывая читателям глубины текста, способного проникать в душу и менять ее, мы умаляем богатство художественной литературы и пресекаем возможности ее влияния на разум и сердце обучающихся.
В связи с вышесказанным особенно важными для нас остаются следующие вопросы. Как в современном литературном образовании создать условия для возрождения интереса обучающихся к чтению? Каким образом преподавателю выстроить урок, чтобы проблемы художественного произведения, написанного несколько столетий назад, стали актуальными для современных обучающихся? Какие приемы применить, чтобы чтение стало рефлексивным, то есть воспринималось бы обучающимися как акт самопознания и саморазвития?
Литература обладает возможностями для активизации рефлексивных механизмов психики читателей, поэтому рефлексивные приемы при анализе и интерпретации художественных текстов являются оправданными и эффективными средствами для развития интереса к чтению и пробуждению художественной рефлексии обучающихся.
Филологическая рефлексия - методологический принцип самостоятельного действования с текстом, способного привести к собственному открытию.
Перед тем как читатель совершит данное открытие, он должен выйти в рефлексивную позицию, которая позволит ему взглянуть на себя со стороны и ответить на вопросы: «Я понял, но что я понял?», «Как повлияло на меня то, о чем я сейчас прочитал?», «В ком из героев произведения я узнал себя?», «Что теперь изменится в моей жизни, поступках, мироощущении после прочитанного?».
Рефлексивная позиция - это создаваемое в хронотопе рефлексии смысловое по своей природе образование, относительно которого осуществляется поворот сознания на восприятие рефлексивной реальности.
В литературном образовании рефлексивной позицией можно назвать мыслительную деятельность читателя, направленную на себя, на внутренний диалог с Я - реальным, Я - идеальным, Я - в прошлом, «Другим», объектом культуры и др.
Укажем на две основные рефлексивные позиции, выделенные учеными-методистами. Первая позиция - рефлексия «на себя». Данная позиция напрямую связана с личностной рефлексией, в процессе которой читатель имеет возможность сравнить себя с героями художественного произведения, их ценности и убеждения со своими. Читатель начинает сопереживать героям, ставить себя на их место, испытывать чувство презрения к низменным человеческим качествам и поступкам.
Вызванные художественным текстом и организованной работой преподавателя эмоции не только актуализируют художественные проблемы, делают их понятными, но и служат отправной точкой для желания учащихся овладеть более сложными умениями анализировать и интерпретировать художественный текст. Следующая рефлексивная позиция - «на текст».
Данная рефлексивная позиция обусловлена тем, что художественность текста, по словам Г.И. Богина, «оптимум пробуждения рефлексии». Степень и глубина проникновения в смысл художественного произведения во многом зависят от того, будут ли активизированы мыслительные усилия читателя в процессе рецепции текста в акте рефлексирования. Естественно, для этого преподавателю необходимо знать, какие авторские намерения в тексте способствуют построению его смысла. Выбор «точек рефлексии» будет определяться разнонаправленностью рефлексии в процессе анализа художественного текста.
Приведем примеры их направлений:
- на строение художественного произведения;
- на соотнесение смысловых единиц художественного произведения с понятиями общекультурными, общечеловеческими;
- на индивидуальный мир читателя;
- на представления о мировосприятии и мироощущения автора текста;
- на проблематизацию и конструирование образов культуры в соотнесении с художественным текстом.
Чем больше направлений рефлексии мы выберем в процессе анализа, тем полнее будет осваиваться художественный текст.
Таким образом, на наш взгляд, постановка обучающихся в рефлексивные позиции и использование рефлексивных приемов в процессе анализа и интерпретации текста на уроке способно углубить понимание литературного произведения и делать проблемы классической литературы более близкими, а также поддерживать интерес современных читателей к чтению художественного текста, написанного много лет тому назад.