СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Наставничество-требование времени или возрождение традиции?»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена возрождению института наставничества в школе

Просмотр содержимого документа
«Статья «Наставничество-требование времени или возрождение традиции?»»

Нуштаева Тамара Константиновна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Солнечная СОШ».

«Наставничество-требование времени или возрождение традиции?»


Современный мир находится в постоянном процессе трансформации, одним из ключевых моментов которой и стала потребность в наставничестве. Часто значение слова «наставничество» сопоставляют с понятием «менторинг». Прежде всего, это связано с тем, что наставничество — перевод на русский язык английского слова mentoring. А если заглянуть в этимологию этого слова, то можно заметить, что оно уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени «Ментор». Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием и являющийся в большинстве случаев образцом для подражания. Наставничество же ассоциируется с его способностью научить и направить того, кто обратился к нему за помощью.

Полагаем, что есть смысл несколько разграничить эти понятия. Так, наставничество может происходить непрерывно, являясь определённой общественной практикой. Именно эта непрерывность сделала его ярким способом воспитания в середине XX века и позволила стать массовым движением, охватившим все сферы развития страны. В свою очередь менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определённого вызова. Это процесс развития, который в некоторых формах заключается в передаче навыков и знаний от более опытного к менее опытному человеку. В других же формах менторинг может представлять собой партнёрство для взаимного обучения между сверстниками или людьми, имеющими разный жизненный опыт в связи с возрастом, расой, профессиональным статусом и т.д. Как в современных реалиях возродить систему наставничества, почему в XXI веке в ней возникла необходимость, и каким должен быть наставник сегодня? Как изменится его роль в связи с активным внедрением в образовательный процесс технологий дистанционного обучения? Быть или не быть профессиональному стандарту «Настав ник»? Эти и многие другие вопросы интересуют сегодня всех участников образовательного процесса.

В последнее время все мы, работающие в школе, ощущаем так называемый кадровый голод - нехватку педагогов в школе. По этой причине Правительство страны принимает некоторые меры. Не только молодые учителя после окончания учебных заведений, но и специалисты из других сфер деятельности, которые прошли переподготовку. Разумеется, у любого из них возникают трудности при вхождении в педагогический коллектив.

Вхождение в любую новую деятельность – это высокое эмоциональное напряжение , мобилизация внутренних ресурсов. Справиться с этой задачей призвана гибкая и мобильная система наставничества, которая как раз-таки должна улучшить, поднять на другой уровень путь становления молодого учителя в профессии, сформировать у него мотивацию к совершенствованию, развитию, самореализации. Именно в наставничестве и есть жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога - наставника, готового оказать ему помощь и теоретическую, и практическую.

То, что наставничество, как форма работы с молодыми педагогами, как метод их профессиональной адаптации возвращается в современную школу, говорит о том, что сегодня недостаточны используемые современные управленческие и образовательные технологии подготовки специалистов и возможности применить этот тип отношений как резерв правильного и довольно успешного управления становления личности в профессии.

Наставник – образец для подражания, обладающий способностью научить и направить.

Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Вместе с наставником молодому учителю нужно обозначить «траекторию», по которой он будет двигаться в профессии. Возможно, это будет составление «Индивидуального образовательного маршрута».

Целью составления ИОМ молодого специалиста является выработка действий, направленных на знакомство с новой должностью.

Задачи  проекта:

  • адаптация к новой трудовой деятельности;

  • знакомство с новой должностью и обязанностями;

  • знакомство с коллективом и вхождение в педагогический коллектив;

  • реализация ролей «учитель», «классный руководитель»;

  • поиск подхода к классу, а также персонального подхода к каждому обучающемуся;

  • понимание необходимости самообразования;

  • изучение опыта старших коллег вв соей школе;

  • формирование своей концепции работы;

  • включение в свою работу новых образовательных технологий;

  • развитие умений работы с родителями;

  • осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;

  • осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).

Результаты деятельности будут представлены в конце учебного года. 

Ожидаемые результаты:

- высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогический процесс, усиление уверенности в собственных силах и развитие потенциала (личного, творческого, педагогического).

- повышение чувства удовлетворенности работой,

- рост успеваемости и повышение качества обученности в своих классах,

- умение избегать конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, с обучающимися, с родителями обучающихся.

- рост числа специалистов, желающих продолжить работу в школе.

Таким образом, наставничество в школе это возможность и резерв успешного управления профессиональным ростом молодого учителя.

Поэтому сегодня мы говорим, что тема наставничества является одной из главных тем в современной педагогике.

№ п/п

Направления организационно- методической

работы

Содержание

1

Информационная деятельность

  1. Проведение инструктажей по охране труда, по заполнению классного электронного журнала, журналов внеурочной деятельности

  2. Ознакомление с основными локальными актами школы, инструкциями, документами:

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-положение о рабочей программе;

-положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

-устав школы;

-ООП ООО, ООП СОО, ;

-положение о ведении классного журнала, о домашнем задании, о ведении обучающимися рабочих тетрадей;

-календарный учебный график, учебный план школы, перечень учебников, используемых в школе по предмету, план работы школы.

2

Диагностическая деятельность

  1. Выявление педагогических затруднений молодого или вновь прибывшего специалиста (беседа, анкетирование).

  2. 2.Персональный контроль учителя в плане ВШК: посещение уроков, занятий внеурочной деятельности; посещение внеклассных мероприятий учителя; изучение документации учителя (наблюдение, анализ).

3

Развивающая деятельность: дидактический аспект

1.Оказание методической помощи :

-в составлении рабочих программ и календарно-тематического планирования,

- в разработке технологической карты или конспекта урока ,

- в проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися,

  • в системе оценивания предметных, метапредметных результатов, особенностей оценки личностных достижений обучающихся.

  • использования банка готовых оценочных материалов и самостоятельной разработки КИМ-ов для проведения мониторинга уровня учебных достижений учащихся.

2. Рассмотрение вопроса об организации работы с детьми разных категорий: детей с ОВЗ, одаренных и высокомотивированных

обучающихся, обучающихся группы риска, слабоуспевающих обучающихся .



4

Развивающая деятельность: воспитательный

аспект

  1. Планирование воспитательной работы с классом на год.

  2. Консультирование по вопросам проведения внеклассных мероприятий, классных часов.

  3. Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями





5




Развивающая деятельность: саморазвитие

  1. Самообразование как индивидуальный рост педагога: помощь в выборе темы по самообразованию и организации работы по самообразованию.

  2. Создание условий для прохождения курсовой подготовки

  3. Посещение уроков опытных педагогов

  4. Привлечение педагога к активному участию в работе школы, района (участие в семинарах, вебинарах,мастер-классах и др.)

  5. Помощь в разработке методических материалов

6

Коррекционная

деятельность

1. Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений учителя.

Примерный план работы наставника с молодым специалистом

Литература

1.Национальная федерация профессиональных менторов и коучей [Электронный ресурс], режим доступа: https:// coachmentor.ru/kompetencii-mentora/, дата обращения 24.10.2020 г.

2.В России возрождают традицию наставничества. [Электронный ресурс], режим доступа: https://rg.ru/2018/02/13/ v-rossii- vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html, дата обращения 24.10.2020 г.

3.Наставники выходят из тени. [Электронный ресурс], режим доступа: https://nark.r u/news/-nastavniki- vykhodyat-iz-teni.php, дата обращения 24.10.2020 г.

4. Костюченко Г.Ф. Путь к успеху (из опыта наставничества)//Сб.статей по итогам Региональной научно-практической конференции. – 2021.- 70с.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!