Нуштаева Тамара Константиновна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Солнечная СОШ».
«Наставничество-требование времени или возрождение традиции?»
Современный мир находится в постоянном процессе трансформации, одним из ключевых моментов которой и стала потребность в наставничестве. Часто значение слова «наставничество» сопоставляют с понятием «менторинг». Прежде всего, это связано с тем, что наставничество — перевод на русский язык английского слова mentoring. А если заглянуть в этимологию этого слова, то можно заметить, что оно уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени «Ментор». Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием и являющийся в большинстве случаев образцом для подражания. Наставничество же ассоциируется с его способностью научить и направить того, кто обратился к нему за помощью.
Полагаем, что есть смысл несколько разграничить эти понятия. Так, наставничество может происходить непрерывно, являясь определённой общественной практикой. Именно эта непрерывность сделала его ярким способом воспитания в середине XX века и позволила стать массовым движением, охватившим все сферы развития страны. В свою очередь менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определённого вызова. Это процесс развития, который в некоторых формах заключается в передаче навыков и знаний от более опытного к менее опытному человеку. В других же формах менторинг может представлять собой партнёрство для взаимного обучения между сверстниками или людьми, имеющими разный жизненный опыт в связи с возрастом, расой, профессиональным статусом и т.д. Как в современных реалиях возродить систему наставничества, почему в XXI веке в ней возникла необходимость, и каким должен быть наставник сегодня? Как изменится его роль в связи с активным внедрением в образовательный процесс технологий дистанционного обучения? Быть или не быть профессиональному стандарту «Настав ник»? Эти и многие другие вопросы интересуют сегодня всех участников образовательного процесса.
В последнее время все мы, работающие в школе, ощущаем так называемый кадровый голод - нехватку педагогов в школе. По этой причине Правительство страны принимает некоторые меры. Не только молодые учителя после окончания учебных заведений, но и специалисты из других сфер деятельности, которые прошли переподготовку. Разумеется, у любого из них возникают трудности при вхождении в педагогический коллектив.
Вхождение в любую новую деятельность – это высокое эмоциональное напряжение , мобилизация внутренних ресурсов. Справиться с этой задачей призвана гибкая и мобильная система наставничества, которая как раз-таки должна улучшить, поднять на другой уровень путь становления молодого учителя в профессии, сформировать у него мотивацию к совершенствованию, развитию, самореализации. Именно в наставничестве и есть жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога - наставника, готового оказать ему помощь и теоретическую, и практическую.
То, что наставничество, как форма работы с молодыми педагогами, как метод их профессиональной адаптации возвращается в современную школу, говорит о том, что сегодня недостаточны используемые современные управленческие и образовательные технологии подготовки специалистов и возможности применить этот тип отношений как резерв правильного и довольно успешного управления становления личности в профессии.
Наставник – образец для подражания, обладающий способностью научить и направить.
Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Вместе с наставником молодому учителю нужно обозначить «траекторию», по которой он будет двигаться в профессии. Возможно, это будет составление «Индивидуального образовательного маршрута».
Целью составления ИОМ молодого специалиста является выработка действий, направленных на знакомство с новой должностью.
Задачи проекта:
адаптация к новой трудовой деятельности;
знакомство с новой должностью и обязанностями;
знакомство с коллективом и вхождение в педагогический коллектив;
реализация ролей «учитель», «классный руководитель»;
поиск подхода к классу, а также персонального подхода к каждому обучающемуся;
понимание необходимости самообразования;
изучение опыта старших коллег вв соей школе;
формирование своей концепции работы;
включение в свою работу новых образовательных технологий;
развитие умений работы с родителями;
осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;
осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).
Результаты деятельности будут представлены в конце учебного года.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогический процесс, усиление уверенности в собственных силах и развитие потенциала (личного, творческого, педагогического).
- повышение чувства удовлетворенности работой,
- рост успеваемости и повышение качества обученности в своих классах,
- умение избегать конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, с обучающимися, с родителями обучающихся.
- рост числа специалистов, желающих продолжить работу в школе.
Таким образом, наставничество в школе это возможность и резерв успешного управления профессиональным ростом молодого учителя.
Поэтому сегодня мы говорим, что тема наставничества является одной из главных тем в современной педагогике.
№ п/п | Направления организационно- методической работы | Содержание |
1 | Информационная деятельность | Проведение инструктажей по охране труда, по заполнению классного электронного журнала, журналов внеурочной деятельности Ознакомление с основными локальными актами школы, инструкциями, документами: -Правила внутреннего трудового распорядка; -положение о рабочей программе; -положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; -устав школы; -ООП ООО, ООП СОО, ; -положение о ведении классного журнала, о домашнем задании, о ведении обучающимися рабочих тетрадей; -календарный учебный график, учебный план школы, перечень учебников, используемых в школе по предмету, план работы школы. |
2 | Диагностическая деятельность | Выявление педагогических затруднений молодого или вновь прибывшего специалиста (беседа, анкетирование). 2.Персональный контроль учителя в плане ВШК: посещение уроков, занятий внеурочной деятельности; посещение внеклассных мероприятий учителя; изучение документации учителя (наблюдение, анализ). |
3 | Развивающая деятельность: дидактический аспект | 1.Оказание методической помощи : -в составлении рабочих программ и календарно-тематического планирования, - в разработке технологической карты или конспекта урока , - в проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися, в системе оценивания предметных, метапредметных результатов, особенностей оценки личностных достижений обучающихся. использования банка готовых оценочных материалов и самостоятельной разработки КИМ-ов для проведения мониторинга уровня учебных достижений учащихся. 2. Рассмотрение вопроса об организации работы с детьми разных категорий: детей с ОВЗ, одаренных и высокомотивированных обучающихся, обучающихся группы риска, слабоуспевающих обучающихся . |
4 | Развивающая деятельность: воспитательный аспект | Планирование воспитательной работы с классом на год. Консультирование по вопросам проведения внеклассных мероприятий, классных часов. Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями |
5 | Развивающая деятельность: саморазвитие | Самообразование как индивидуальный рост педагога: помощь в выборе темы по самообразованию и организации работы по самообразованию. Создание условий для прохождения курсовой подготовки Посещение уроков опытных педагогов Привлечение педагога к активному участию в работе школы, района (участие в семинарах, вебинарах,мастер-классах и др.) Помощь в разработке методических материалов |
6 | Коррекционная деятельность | 1. Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений учителя. |
Примерный план работы наставника с молодым специалистом
Литература
1.Национальная федерация профессиональных менторов и коучей [Электронный ресурс], режим доступа: https:// coachmentor.ru/kompetencii-mentora/, дата обращения 24.10.2020 г.
2.В России возрождают традицию наставничества. [Электронный ресурс], режим доступа: https://rg.ru/2018/02/13/ v-rossii- vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html, дата обращения 24.10.2020 г.
3.Наставники выходят из тени. [Электронный ресурс], режим доступа: https://nark.r u/news/-nastavniki- vykhodyat-iz-teni.php, дата обращения 24.10.2020 г.
4. Костюченко Г.Ф. Путь к успеху (из опыта наставничества)//Сб.статей по итогам Региональной научно-практической конференции. – 2021.- 70с.