СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности оказания первой помощи детям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Особенности оказания первой помощи детям"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности оказания первой помощи детям"»

«Особенности оказания первой помощи детям»

Оказание первой помощи детям.

В образовательных организациях, на внеклассных мероприятиях и в детских лагерях отдыха всегда присутствует доля риска у ребёнка получить травму или заболеть. Просчитать ситуацию невозможно и даже при строжайшем соблюдении мер безопасности никто не застрахован от неприятной случайности.

Педагоги всегда находятся рядом с детьми и кому, как не им, предстоит принимать решения? Только грамотные действия могут облегчить страдания ребёнка, а в ряде случаев и способствуют сохранении его жизни и здоровья. Взрослый, находящийся рядом с ребёнком, должен знать азы оказания первой помощи: 

  • в каких случаях следует придать потерпевшему удобную позу, а когда нельзя перемещать пострадавшего;

  • как купировать негативные последствия ожога;

  • какие меры предпринять при рвоте, поносе и других проявлениях отравления;

  • что делать при резком повышении температуры тела;

  • и в ряде других случаев. 

Ребенок получил солнечный удар. 

Такое состояние может быть вызвано долгим пребыванием на открытом солнце без головного защитного убора, нередко в сочетании с общим перегревом.

При солнечном ударе

  • ребенок сначала жалуется на ощущение пульсации в сосудах, головную боль, головокружение и тошноту, шум в ушах, дрожание конечностей; 

  • окружающие предметы окрашиваются для него в красные и зеленые тона. 

  • наблюдается потеря координации, зевота, слюнотечение, носовое кровотечение. 

Если не принять срочных мер, может наступить потеря сознания, лицо побледнеет, зрачки расширятся, резко участится пульс, появится одышка.
Обморок бывает продолжительным или кратковременным.

Первая помощь при солнечном ударе не сложна - надо перенести пострадавшего в прохладное помещение и положить на голову холодный компресс.

Ребенок получил ушиб. 
При этом повреждаются ткани или органы, но без нарушения целостности кожных покровов. Чаще всего у детей страдают голова и конечности. В месте ушиба образуется припухлость и кровоподтек, которые лечат холодом и свинцовой примочкой. Если ушиблен сустав руки или ноги, движение ограничено и вызывает боль. Те же неприятные ощущения сопровождают разрыв мышцы. При сильном ушибе или подозрении на повреждение внутренних органов нужно уложить ребенка.


Ребенок получил ожог. 
Учтем, что ожог можно получить не только от пламени, кипящей жидкости или пара, но и от солнечных лучей, и от небрежного или неумелого использования химических веществ и таких распространенных препаратов, как йодная настойка, ляпис и карболовая кислота, - и будем предельно осторожны. Запомним, что обожженные места нельзя смазывать маслом или жиром, чтобы под слоем жира не образовывалось нагноения, и никогда не будем этого делать. Если ожог легкий, то на обожженное место нужно направить струю холодной воды, а затем наложить стерильную повязку. Если же ребенок пострадал при пожаре, то надо удалить тлеющую одежду, закрыть обожженное место стерильным (!) полотенцем, простыней или повязкой. Больного укутать, если это возможно, согреть и со всеми доступными мерами предосторожности отправить в поликлинику.

Ребенок получил электротравму. 
Первая помощь состоит в немедленном освобождении пострадавшего от действия тока.
При этом спасатель сам должен принять меры предосторожности, используя предметы, не проводящие или плохо проводящие ток: резиновые перчатки, сухие палки и т.п.
Если сознание утрачено, надо провести закрытый массаж сердца с искусственным дыханием «рот в нос». Ожоги, появившиеся в местах воздействия током, лечат как обычные.

Ребенок получил вывих, растяжение или разрыв связок
В поврежденном месте появляется отек, ребенок чувствует боль при движении, иногда сильную.
Первая помощь состоит в обезболивании доступными средствами, обездвижении пострадавшей конечности и осторожной транспортировке в ближайший травмпункт.
Ни в коем случае не пытайтесь вправить вывих собственноручно, это дело специалиста.

Ребенок получил черепно-мозговую травму. 
При легкой травме ребенок жалуется на головную боль, слабость, тошноту.
При более серьезной он может потерять сознание , память. У него начнется рвота, общая слабость, ослабление рефлексов (например, зрачки не реагируют на свет), нарушение пульса. При тяжелой степени наступает коматозное состояние.
При черепно-мозговой травме любой степени тяжести больного надо показать немедленно травматологу.

Черепно-мозговые травмы бывают нескольких типов:

1.  Открытые ЧМТ - повреждения головы, при которых нарушена целостность мягких тканей, костей черепа. Если при этом повреждается еще и твердая мозговая оболочка, то ранение называется проникающим. Иными словами, травмирующий агент проникает не только в полость черепа, но и достигает мозга. Возникает угроза инфицирования, что резко утяжеляет течение заживления травмы.

2.  Закрытые ЧМТ - повреждения головы, при которых не нарушена целостность мягких тканей (или имеются лишь незначительные ссадины, царапины) и костей черепа. Чаще всего при падении с высоты дети первого года жизни получают закрытые ЧМТ. В свою очередь закрытые травмы делятся на:

  • сотрясение головного мозга (без деления на степени тяжести);

  • ушиб головного мозга легкой, средней и тяжелой степеней;

  • сдавление мозга.

Сотрясение (commotio) - легкая форма черепно-мозговой травмы. Поражение мозга происходит на молекулярном уровне (сотрясаются молекулы), при этом нарушаются его функции, но нет явно выраженных изменений в структуре вещества мозга.

Ушиб мозга (contusio) - повреждение головного мозга, характеризующееся возникновением очага/очагов разрушения мозгового вещества различной степени тяжести. Очаги могут быть единичными, множественными, различными по глубине и местоположению. При этом у пациента появляются неврологические нарушения (например, невозможность совершить определенное движение рукой и т.п.) и/или психологические изменения.

Сдавление мозга (commpressio) - тяжелейшее повреждение вещества мозга, которое, как правило, бывает на фоне ушиба мозга и крайне редко без него. Причинами сдавления мозга являются скопление крови внутри черепа в результате разрыва сосуда или мозг могут сдавить отломки черепа при так называемом вдавленном переломе. 

Приложите к месту ушиба лед, обернутый в полотенце. Держите его не более 15 минут, лед нужен для снятия отека и во избежание распространения гематомы. 

Обработайте рану или ссадину перекисью водорода, во избежание попадания инфекции. 


У ребенка инородное тело в дыхательных путях. 

Что происходит, когда человек подавился?
Для того чтобы выбрать верные действия по отношению к пострадавшему и исключить неверные, необходимо понимать что происходит в этот момент с его организмом.

Ротоглотка человека участвует одновременно в акте дыхании и в акте глотания. 
От попадания пищевого комка в дыхательные пути нас предохраняет глотательный рефлекс. 

Когда комок, касается задней стенки глотки и корня языка рефлекторно сокращаются глоточные мышцы, надгортанник закрывает вход в трахею, а мягкое небо перекрывает вход в носовую полость и пищевой комок продвигается в пищевод.

Глотательный рефлекс разобщает дыхание и глотание. Нельзя одновременно вдохнуть и проглотить.

Если пищевой комок или инородный предмет попадает в дыхательные пути возможно 2 варианта развития сценария:

1. Происходит неполное закрытие дыхательных путей

Симптомы: ребенок интенсивно кашляет, может произносить короткие фразы. 

Действия по отношению к нему: дать возможность прокашляться, вызвать службу скорой помощи.

При неполном закрытии дыхательных путей попросите ребенка сделать глубокий медленный вдох и разогнуться, а затем, резкий выдох с наклоном вперед. 

2.  Происходит полное закрытие дыхательных путей

Симптомы: ребенок задыхается, синеет, вместо дыхания слышен свистящий звук, не может говорить, кашель отсутствует или слабый. 

Действия по отношению к нему: нуждается в неотложной помощи.


Неотложная помощь

Есть 2 варианта мер, способных помочь ситуации, когда ребенок подавился. Имеет место осуществление обеих мер по очереди.

1. Специфические удары между лопаток

Алгоритм действий:


1. Наклонить туловище ребенка таким образом, чтобы голова оказалась внизу. Для этого можно положить ребенка себе на колени и слегка наклонить. Можно также поставить ребенка на четвереньки на пол и положить животом на твердую низкую поверхность, голова при этом должна быть опущена. 
 
2. Совершать резкие толчкообразные удары нижней частью ладони между лопаток ребенка по направлению к голове. Повторить 5 раз.

2. Прием Геймлиха

Этот способ удаления инородного тела из дыхательных путей спас сотни тысяч жизней.

Прием Геймлиха эффективен только при полном закрытии дыхательных путей. 

Алгоритм действий:

1. Необходимо зайти ребенку за спину, сесть на колени или немного присесть (в зависимости от роста ребенка), немного наклонить его туловище вперед. 

2. Обхватить ребенка сзади руками, положив сжатый кулак на область эпигастрия - между окончанием грудины и пупком.

Руки должны быть сложены в замок,  т.е. одна поверх другой. 

3. Резкими толчкообразными выталкивающими движениями, сгибая руки в локтях, необходимо надавить на эту область, не сдавливая при этом грудную клетку. 

Направление толчкового движения - к себе и вверх.

Совершить 5 нажатий.

Нажатие на брюшную стенку резко повысит давление в грудной клетке и освободит дыхательные пути. 

4. Если освобождение дыхательных путей не происходит, рекомендуется повторить прием 5 раз по 5 нажатий.


Несколько моментов, которые важно запомнить:

1. Кашель и рвота - эффективнее любого внешнего воздействия. 

Приступать к действиям нужно только тогда, когда ребенок не может дышать вообще.

2. Если ребенок дышит и кашляет - нужно дать ему возможность прокашляться.

Возможное действие: вызов скорой помощи.

3. Бездумно стучать ребенку по спине, переворачивать и трясти его, категорически нельзя.

4. Ситуация, когда нужно оказывать неотложную помощь: если ребенок закашлялся и посинел.

5. Необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью даже при благоприятном исходе маневра для исключения повреждения внутренних органов.

 Если пострадавший находится без сознания

1. Если пострадавший потерял сознание, необходимо положить его на спину на твердую поверхность.

2. Осуществляем прием Геймлиха: повторяем 5 попыток по 5 раз.

3. Если не получилось, проверяем работу сердца.
Если сердце не стучит, делаем сердечно-легочную реанимацию до приезда скорой помощи.

Ребенок пострадал от отравления.
С детьми это случается довольно часто. При легком отравлении - тошнота, рвота, понос.
При тяжелых отравлениях бывает слабость, нарушения пульса, синюшность, иногда потеря
сознания. При тяжелом отравлении самолечение крайне вредно, потому-то разные яды обезвреживают разными способами: в одном случае показано промывание желудка, в других - слабительное. Кроме того, за признаки отравления можно принять проявления другой болезни, при которой промывание желудка крайне опасно. Поэтому первая помощь состоит в немедленной госпитализации ребенка. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!