Формирование основ безопасного поведения на улице, в быту и в школе у учащихся 1 класса
В.О. Игнатьева
студентка
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Научный руководитель:
Е.В. Комиссарова, преподаватель первой квалификационной категории
Аннотация. В статье будет рассказываться о важности формирования у учеников первого класса основ безопасного поведения. Так как дети являются самой уязвимой группой населения, постоянно подвергаясь риску для своей жизни и здоровья. Однако, необходимость в соблюдении мер безопасности – это не просто часть процесса взросления, а результат социального обучения, которое происходит через механизм социального подражания. Поэтому родителям и педагогам важно знать основные навыки, которые должны быть сформированы у первоклассников.
Ключевые слова: культура безопасности, безопасность, учащиеся 1 класса.
Актуальность темы определяется тем, что с начала 21 века постоянно увеличивается количественный и качественный состав негативных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. В 2010 году в Федеральном государственном образовательном стандарте официально появился термин «культура безопасности». Поэтому одной из важнейших задач образования становится формирование культуры безопасности обучающихся.
Термин «культура безопасности жизнедеятельности» присутствует в документах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) и Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Педагоги обязаны сформировать у обучающихся культуру безопасного поведения и здорового образа жизни» [1].
При становлении у человека культуры безопасного поведения важен возрастной период. Наиболее благоприятным считается школьный возраст, так как в этот период легче формируется мотивация, побуждающая школьников соблюдать правила безопасного поведения и здорового образа жизни. При формировании у обучающихся культуры безопасности в обыденной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, решаются множественные задачи. Так, происходит меньше происшествий в школе, так как отношение к собственной безопасности и по отношению к другим людям у обучающихся становится осознанным. Также формирование культуры безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Роль родителей школьников в формировании культуры безопасного поведения – это воспитание с раннего детства детей придерживаться правил безопасности, предостерегать их от опасных ситуаций и приучать избегать потенциально нежелательных ситуации. К тому же стоит сказать, что с принятием ребенка в школу контроль родителей над его жизнедеятельностью ослабляется. Таким образом, после окончания школьных занятий и до возвращения родителей ребенок оказывается предоставлен самому себе – домой из школы он идет часто без сопровождения взрослых; все элементарные бытовые дела, связанные с самообслуживанием, осуществляет самостоятельно. Соответственно, и соблюдение правил безопасности на улице, в общественных местах, дома становится зоной ответственности самого ребенка. [2,3]
При формировании культуры безопасного поведения, учитель должен обучить планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности. Это дает возможность научить детей четко распределять учебное время, а затем и свободное, заранее продумывать маршруты движения, быстро реагировать и выполнять различные действия, что является хорошей основой для безопасного поведения. Для этого учитель может отводить уроки окружающего мира специально для тем, которые будут формировать и развивать культуру безопасного поведения. Также учитель может самостоятельно разрабатывать формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности, которые помогут ребенку, сориентироваться в трудной и небезопасной ситуации.
Как говорилось выше формирование культуры безопасного поведения – это непрерывный процесс, и формировать его должен не только учитель, но и родители (законные представители). Поэтому важно вести просветительскую работу с ними, чтобы выработать единый подход к формированию культуры безопасного поведения младших школьников. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр и т. п.
Чтобы у родителей была база для формирования семейных правил и «рамок», развития таких качеств личности, как самостоятельность и ответственность, приведены примеры навыков личной безопасности, которые наиболее актуальны в возрасте 6-7 лет. Важно понимать, если какой-то навык не сформирован вовремя, родителям вдвойне важно сконцентрировать внимание на нём и тем самым уменьшить потенциальную опасность чрезвычайных ситуаций.
Старший дошкольный уровень (6-7 лет)
Младший школьный возраст (7-10 лет)
• Научите ребёнка, к кому он может обратиться за помощью (милиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т.д.). Попрактикуйтесь в формировании этого навыка.
• Если ребёнок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он всё время оставался с приятелем.
• Объясните ребёнку, что в нашем мире существуют взрослые, которые совершают противоправные действия (например, воруют детей с целью выкупа), и что такие люди находятся вне закона. Расскажите ребёнку, что злоумышленники могут внушать доверие. Поэтому выучите правила:
– взрослые никогда не обращаются к чужим детям – ни за помощью, ни с какими-то предложениями;
– ребёнок имеет право игнорировать всех посторонних и, конечно же, отказывать им в просьбе «донести сумку до машины», «помочь найти потерявшегося котёнка»;
– ребёнок должен при любых просьбах или видах подкупа со стороны незнакомцев (конфеты, подарки) обязательно оповещать об этом родителей.
• Научите ребёнка специальным словам, например: «Отпусти меня, я тебя не знаю!», «Помогите! Я не знаю этого человека!», – и действиям самопомощи, например убегать.
• Если ребёнок уходит из дома в ваше отсутствие, приучите его оставлять информацию о том, куда и к кому он идёт и когда намеревается вернуться. Вы должны знать адреса и телефоны его друзей, чтобы при необходимости быстро с ними связаться. Хорошо, если у ребёнка есть свой сотовый телефон.
• Объясните ему, что ради спасения жизни можно нарушить все правила приличия и нормы поведения и применить все приёмы самообороны, доступные в конкретной ситуации. Покажите наиболее уязвимые места (глаза, пах, уши, гортань), на которые можно воздействовать при самообороне, и разъясните, как и куда бежать в случае угрозы (по направлению к скоплению людей). [4]
Итак, младший школьный возраст – это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь первоклассника от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту. Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения.
Библиографический список
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/, вход свободный
Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (Уфа, март 2015 г.), 2015. С.63-68.
Жукова А.В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 590-592
Кузьмина А.А. Личная безопасность Ребёнка: проблемы, мифы и практические рекомендации / А.А. Кузьмина – Школа технологий, 2018г. – 76-83 с.