СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Формирование условий для творческой реализации обучающихся"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Формирование условий для творческой реализации обучающихся"»

Учитель истории Иваничкина О.А.

Формирование условий для творческой реализации обучающихся.

В каждом ребёнке дремлет птица,

которую нужно разбудить для полёта.

Творчество – вот имя этой волшебной птицы!

В.А Сухомлинский.

Современная система образования должна способствовать реализации основных задач экономического, социального и культурного развития общества. Именно образовательное учреждение готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни. Роль школы в данном направлении очень важна, она должна гибко и быстро реагировать на запросы общества, сохраняя накопленный опыт.

Исходя из этого, перед школой стоит задача, подготовить выпускников, которые способны:

- мыслить творчески, нестандартно и самостоятельно критически;

- в реальной действительности находить проблемы и пути их решения, грамотно работая с полученной информацией;

- выдвигать гипотезы, анализировать факты, делать аргументированные выводы;

- адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях, приобретать самостоятельно нужные знания, а также уметь их применять на практике, используя современные технологии;

- быть контактным, коммуникабельным, уметь сообща работать в группе, избегая или умело находя выход из любых конфликтных ситуаций;

В наше время, когда перестраивается мышление, как никогда осознаётся необходимость привлечь внимание к процессу разностороннего развития личности; обеспечить детям возможность творческого развития. Поэтому цель школьного образования – раскрывать творческие способности личности, способствуя её умственному развитию, обеспечить разнообразные условия для выявления индивидуальности обучающихся с учётом его возрастных особенностей.

А основная задача современной системы образования – создание необходимых условий для выявления творческого потенциала, активности у обучающихся, для формирования личностных качеств, определяющих способности преобразовывать окружающий мир.

В традиционном преподавании учитель часто ставил ученика в положение объекта передаваемой ему информации, таким образом, задерживая его развитие познавательной активности. "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает", - так оценил эту методику В.А.Сухомлинский. Как же тогда быть? Как избежать скуки и ничегонеделания на уроках? Как мотивировать обучающихся, пробудить стремление постоянно работать над собой, приобщить к творческому процессу?

Каждый ученик сможет проявить себя при благоприятных обстоятельствах, раскрыть свои способности в интересной, доступной для него деятельности. Для этого на уроках истории и обществознания необходимо создать следующие педагогические условия, которые будут способствовать развитию творческого потенциала обучающихся:

- создание комфортной, эмоционально-положительной психологической обстановки доверия на уроке;

- изменение роли обучающихся в познавательном процессе, их активизация;

- предоставление самостоятельности в работе, возможности выбора вида деятельности и использование разнообразных форм обучения;

- использование игровых, ИКТ-технологий, проблемного обучения для повышения интереса и мотивации у детей;

- доброжелательность, доверие, уважение, чуткость, гибкость, чувство юмора (без склонности к сарказму) со стороны учителя.

От эффективности используемых учителем приёмов и методов зависит развитие необходимых для успешной самореализации личности качеств (логическое мышление, творческий склад ума, любознательность, инициативность, организованность). Применение различных видов и форм креативных заданий позволит достичь определённого уровня в развитии творческих способностей обучающихся, но задания должны быть посильны для каждого ученика, чтобы сформировать уверенность в своих силах и возможностях.

Одним из важнейших методов развития воображения, творческого потенциала и познавательной деятельности у детей является игра. Она станет отличным стимулом и мотивацией к обучению. Ученики быстрее и активнее включаются в эту деятельность, открываются навстречу новым знаниям, легко активизируя психические процессы: интерес, внимание, воображение, запоминание, восприятие и мышление. Игра предоставляет возможность общаться на равных, воодушевляет, позволяет раскрепоститься внутренне, создаёт атмосферу дружелюбия, вызывает положительные эмоции, обогащает впечатлениями.

Изучение истории требует знание дат и терминов. Для лучшего запоминания и усвоения можно применить следующие игры:

1. «Кот в мешке». Для этой игры понадобится мешочек с номерными бочонками (количество бочонков должно быть равно количеству изучаемых терминов) и пронумерованные карточки с названием термина. Обучающийся вытаскивает из мешка бочонок с номером и выбирает соответствующую карточку. Через 10 секунд дает определение термина. Можно сыграть наоборот: на карточке написано определение термина, а ребенок должен назвать сам термин.

2. «Историческая азбука». Данная игра предполагает словарно-терминологическую работу. Она развивает гибкость мышление, обобщает полученные знания. Учителем задаётся любая буква алфавита. Ребята за установленное время составляют список слов, терминов по данной теме. При этом надо объяснить, как выбранный термин связан с темой урока. Затем результаты сравниваются, и победу одерживает тот, кто составил больше слов. При помощи этой игры можно проверить не только знание терминов, но и умение привязывать слова к историческим событиям.

«С»: стан, слобода, сотня, свод, стенобитные машины, Сибирь, словари, справочники, совет, сражение, Сить, Сарай.

Стан – лагерь.

Слобода – поселения, жители которых освобождались от государственных повинностей.

Сотня – Население Монголии было поделено на тумены, каждый из которых состояли из десятков, сотен и тысяч во главе с предводителем.

Свод – Чигисхан создал свод законов «Великая Яса»

Стенобитные машины – монголы использовали китайскую военную технику: стенобитные машины, осадные башни.

Сибирь – В Монгольской империи главным являлся улус великого хана, куда входили Монголия, Китай, юг Восточной Сибири.

Словари и справочники – Монгольская империя была многонациональной, поэтому необходимо было подготовить переводчиков, издать словари и справочники.

Совет – На совете монгольской знати (курултае) в 1206 году был избран великим ханом Темучин.

Сражение, Сить – В марте 1238 года на реке Сить состоялось сражение между монгольским войском и русским войском во главе с князем Юрием Всеволодовичем.

Сарай – Столица Золотой Орды – Сарай.

3. «Блиц-опрос». За одну минуту обучающиеся должны дать ответ на большинство вопросов. Учитель заранее готовит термины. В процессе игры учитель дает определение, а ребята называют термин. Иргу можно применять как в парах (в виде дуэли), так и в группах.

4. «Терминологический диктант». Идет проверка знания терминов, а также их правильного написания. Можно использовать презентацию, где на каждом слайде выводится определение термина, а обучающиеся должны на листочках правильно написать слово. При этом учитываются и орфографические ошибки.

5. «Пойми меня». Эту игру можно применять как соревнование между двумя обучающимися, а также использовать для работы в группах. Один из участников составляет рассказ из 2-4 предложения, объясняя смысл термина, но не называя его напрямую. Другой участник должен узнать термин и назвать его, за что и получает балл.

1. Это одна из форм зависимости русских князей от ордынского хана. Чтобы получить подтверждение своих прав, князья должны были ездить за ним в Орду. После его получения в княжество приезжал ордынский посол, чтобы присутствовать на торжественном возведении князя на престол. (ЯРЛЫК)

2. На нем присутствовала вся монгольская знать. В 1206 там великим ханом был выбран Темучин. (КУРУЛТАЙ)

3. Десятичная система у монголов предполагала деление на эти части. Переход из одной в другую был запрещен под страхом смертной казни. Эти образования монгольского войска состояли из 10000 человек. (ТУМЕН)

4. Участок местности вне населенного пункта, специально оборудованный и приспособленный для размещения и полевой выучки войск. Бывает военный или девичий. (СТАН)

5. Его нехватка была главной причиной отхода войск Батыя обратно в степи после нападения на русские земли. Без него лошади и скот не выживут. (ФУРАЖ)

6. «Историческое лото». Игра подходит для индивидуальной, парной и групповой работы. Для игры понадобятся два набора карточек. Один набор с написанными датами по данной теме, другой – с обозначенным событием. Необходимо правильно подобрать пару к каждой карточке.

7. «Историческое лото с картинками». Этот вариант предполагает наличие изображений событий и сражений. Обучающиеся должны сопоставить картинку с датой. В этом случае лучше использовать ЦОР для наглядности, что повысит интерес обучающихся.

8. «Домино». Хорошо известная игра прекрасно подойдет для развития мотивации к обучению у детей, заинтересует и увлечёт. Для игры понадобится 3 набора карточек. Каждый набор содержит 5 дат, 5 названий событий, 5 участников и 5 каких-нибудь исторических фактов, связанных с выбранными событиями. В каждом наборе карточки перемешаны в свободном порядке. Перед командами ставится задача: составить из карточек логическую цепочку. Побеждает команда, которая правильно и быстрее всех справилась с поставленной задачей.

дата

событие

участник

исторический факт

1237 год

Поход Батыя на Рязань

Евпатий Коловрат

Небольшая дружина догнала врага, нанесла большой урон, но в неравной борьбе все пали.

1240 год

Невская битва

Гаврило Олексич

Дружинник на коне ворвался на корабль и убил воеводу и епископа.

1380 год

Куликовская битва

Монах Пересвет

Бой начался с поединка богатырей.

1327 год

Тверское восстание против баскаков

Иван Калита

Русский князь вернулся из Орды с ордынским отрядом и силой подавил восстание, за что и получил ярлык на великое княжение.

1206 год

Избрание великого хана Монголии

Темучин

Энергичный, коварный, беспощадный полководец был назван Чингисханом.

9. «Восстанови историческую цепочку событий». Игра подходит для индивидуальной, парной и групповой работы. В зависимости от участников, готовится количество наборов карточек. На каждой карточке обозначено событие того или иного периода без указания даты. Задача для участников – в правильной последовательности расположить предложенные события. Здесь проверяется не только знание дат, но как обучающиеся усваивают исторический материал в линейном отношении.

10. Не менее важно научить ребят ориентироваться по карте, находить места сражений и границы государств. Игра «Великий путешественник» поможет освоить эту форму работы. Звание «Великого путешественника» получит тот участник, который быстрее и правильнее разработает маршрутный лист по памятным местам Руси после нашествия войск хана Батыя. Результат необходимо изобразить на контурной карте с написанием дат к каждому событию.

Маршрут: 1. Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Торжок, Козельск.

2. Переяславль, Чернигов, Киев, Галич, Владимиро-Волынский.

11. Личность в истории имеет огромное значение. Но не все имена ребята могут с лёгкостью запомнить. Вот несколько игр, позволяющих быстро запомнить исторических деятелей.

«Ожившая картина». В этом задании используется ЦОР. Команды получают задание просмотреть фрагмент из фильма Н.М. Карамзина «История государства Российского». Задача: обозначить главного героя, дату события или его правления, итоги его деятельности. По ходу просмотра заполняется таблица:

Личность

Период правления, дата события

Деятельность





12. «Узнай героя по портрету». Эта игра развивает зрительную память обучающихся. Командам предлагаются слайды с изображением исторических личностей. Задача участников назвать имя героя. Дополнительный балл команда получает за названный подвиг или деятельность.

13. «Герои былых времён». Для этой игры учитель готовит небольшое сообщение об исторических личностях. Задача участников отгадать, о ком идет речь в повествовании. Другой вариант игры: при групповой форме работы обучающиеся каждой команды готовят свои сообщения и задают команде противника.

Повышению качества усвоения учебного материала, мотивации и развитию творческих способностей способствует применение на уроках ИКТ и постановка проблемных вопросов. Например, изучая тему «Устройство Римской республики», детям демонстрируется небольшой сюжет фильма «Римский легион» из цикла «Военная история» (https://www.youtube.com/watch?v=zxRtUgYZA4c). Перед просмотром ставится задача: сравнить легион с фалангой, какое построение имеет преимущество в бою? Просмотр отрывка исторического фильма должен обязательно сопровождаться целевыми установками, обучающиеся должны точно понимать, для чего необходимо ознакомиться с видеосюжетом. Можно применить приём активизации мыслительной деятельности, подтолкнуть детей к размышлению, дать возможность сопоставить свои уже имеющиеся знания с приобретёнными. Для этого вопросы к фильму должны быть логически связаны с прошлым, уже изученным материалом.

Для развития логического и образного мышления, умения выражать своё собственное мнение можно предложить обучающимся составить синквейн, фишбоун, взять интервью у исторического деятеля, написать письмо от имени героя событий былых времён, придумать стихотворение на заданную тему, нарисовать иллюстрацию к какому-либо событию. Работая с текстом параграфа, уместно дать задание разработать рабочий лист по теме, либо в игровой форме проанализировать материал и восстановить его по памяти (игра «Рестовратор»). Также в некоторых ситуациях полезна будет своеобразная ролевая игра «Ученик в роли учителя». Обучающимся предлагается попробовать себя в роли педагога, проверить исторический текст и исправить в нём ошибки. Игра проводится в двух вариантах.

- Учитель сам готовит текст с ошибками.

- Опрашиваемые на уроке ребята дают письменно ответ на вопрос домашнего задания, а обучающийся в роли учителя проверяет на наличие ошибок. Использование таких заданий настраивает на плодотворную работу, развивает у детей навыки оригинального мышления, способствует повышению интеллектуальной активности, включает в образовательный процесс весь класс.

Таким образом, главное в педагогическом труде – научиться поддерживать интерес и внимание обучающихся на уроках, вовлекать их в активную учебную деятельность, давать возможность самовыражения, создавать эмоционально-насыщенную, творческую атмосферу, системно и последовательно использовать арсенал технических и дидактических средств обучения, предоставлять обучающимся реальную свободу в выборе деятельности. Ведь как писал Ян Амос Коменский: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Многие думают, что способность к творчеству – это природная составляющая человека, которой научить никак нельзя. Но я считаю, что творчество – это такой же объект усвоения, как умения, навыки и знания, и главная задача учителя - целенаправленно, обдуманно, осознанно, последовательно и систематически помогать развивать его, чтобы оно не ослабевало со временем, а разгоралось всё ярче и ярче!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!