СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБУЧЕНИИ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

стья из опыта работы о применение ИКТ на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБУЧЕНИИ"»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБУЧЕНИИ

Ю.В. Приходько, преподаватель математики Брянского филиала МЭСИ

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному студенту. Короткие сроки, большие объёмы информации и жёсткие требования к знаниям и умениям студента – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий ещё на занятиях во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних студентов. Опыт показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит своё продолжение и развитие на уроках и во внеурочной деятельности учителей-предметников.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Использование современных мультимедиа-технологий, в том числе мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

В настоящее время многие преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Обучающиеся не только не желают работать самостоятельно, но и учиться. Среди причин того, что студенты теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков и внеурочных мероприятий. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно современной молодёжи. На мой взгляд, что только творческий подход к построению урока или внеурочного мероприятия, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности студентов и привлечь внимание обучающихся.

Интенсивное проникновение из своей практики работы новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видео метод в качестве отдельного метода обучения. Видео метод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

- допускает возможность постоянного обновления;

- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

- допускает возможность размещения в нём интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

- допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Мультимедийные компьютерные технологии дают преподавателю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех – это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний о ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки и внеучебные мероприятия, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Личный опыт использования мультимедийных технологий показывает:

- резко повышается интерес студентов к работе и их активность;

- развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

- преподаватель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Преподавание мною в БФ МЭСИ предметов математики и естествознания, в силу особенностей и специфики самих предметов, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую студентам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения студентами знаний, полученных на занятиях информатики. В процессе преподавания математики и естествознания, информационные технологии могут использоваться в различных формах:

- мультимедийные сценарии уроков;

- проведение семинарских занятий;

- проверка знаний на уроке;

- внеурочная деятельность.

Важное значение играет внеурочная деятельность. Внеурочная работа по математике является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого учебным заведением и преподавателем. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках математики (естествознания) и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и студентов, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися серьёзных тем по дисциплине, что, в итоге, ведёт к интенсификации процесса обучения. По данным исследований, в памяти человека остаётся:

► 25% услышанного материала,

► 33% увиденного,

► 50% увиденного и услышанного,

► 75% материала, если обучающийся вовлечён в активные действия в процессе обучения.

Использование компьютерных технологий для организации внеурочной деятельности студентов может вестись по нескольким направлениям. Мною на практике используются два из них:

  1. Использование мультимедийных технологий при работе студентов: подготовка докладов, рефератов, компьютерных презентаций по изучаемым темам. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество теоретического и практического материалов, которое необходимо студенту изучить и переработать.

  2. Использование мультимедийных технологий при проведении открытых занятий, внеклассных мероприятий, предметных декад: интерактивные предметные и интегрированные игры, турниры, олимпиады, викторины, и т.д.

По первому направлению студентами 1-2 курсов были разработаны большое количество рефератов и презентаций по математике и естествознанию. Необходимо отметить, что большинство студентов проявило творческий подход в данной работе.

По второму направлению, в рамках проведения открытых мероприятий и предметных декад было разработано большое количество предметных и интегрированных мероприятий: «Сто к одному», «Морской бой», «Турнир смекалистых», «Математический ринг». Также мною подготовлены презентации к урокам: «Математика в профессиях», «Галерея великих математиков», «Великие учёные физики», «Тригонометрические функции» и др.

В заключении хочется отметить, что эмоциональный настрой урока, при использовании современных информационных технологий, совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения учебного материала значительно повышается. На занятиях студенты показывают высокую активность, проявляют творческую инициативность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении студентов.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!