СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проект и конкурс - дорога в будущее".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особую роль проектов и конкурсов в подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Она описывает эффективность применения данной деятельности в адаптации личности в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни и основывается на многолетнем опыте работы с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проект и конкурс - дорога в будущее".»

Проект и конкурс — дорога в будущее.

Перминова Ирина Валерьевна, учитель трудового обучения, дефектолог,

руководитель «Текстильной мастерской».

За плечами успешного востребованного профессионала всегда стоит большая работа над собой, достаточный объём полученных знаний и умение их применять в постоянно меняющихся условиях. Важной составляющей профессионализма являются опыт и уверенность в себе. А в условиях современного общества гибкость и универсальность выходят на первый план. Быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности не так просто выпускникам с ограниченными возможностями здоровья.

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходима положительная мотивация к знаниям и труду у обучающихся. Активно организованный учебный процесс позволяет моделировать учебно-воспитательную деятельность, получать обратную связь, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Наряду с традиционными и устоявшимися методами обучения, повышение мотивации к знаниям и труду необходимо осуществлять через применение следующих методов:

1. Метод проблемного обучения (создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез и версий, активизация умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

2. Метод исследовательского обучения (организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих частично самостоятельного творческого решения)

3. Метод дискуссии (организация коммуникации участников: размышление, высказывание своего мнения, умение слушать мнение других).

4. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами разного вида (управляемое получение необходимых сведений из различных источников: учебная и научно-познавательная литература (учебники, словари, энциклопедии и т.д.), интернет, презентации по теме, видеосюжеты, виртуальные экскурсии, викторины).

Особая роль в подготовке выпускников к самостоятельной жизни отводится проектам и конкурсам. Именно они считаются мощным средством развития творческой активности детей и их будущего профессионализма. Результатом конкурса определяются не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации, а прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора.

Посредством проектной деятельности стремлюсь поддерживать и развивать интерес к учебным предметам, что и без того самоценно, но и стимулирую инициативность обучающихся при поиске необходимых сведений и работе с дополнительными источниками информации.

Большая часть конкурсов и проектов, предлагаемых мною обучающимся, предполагает участие наравне с учениками общеобразовательных школ. Это позволяет создать эффективную коррекционно-развивающую среду, школьники с особыми образовательными потребностями приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развивается уверенность, желание заниматься общественной деятельностью, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Такое общение способствует разрушению стереотипов, созданных обществом, и максимально способствует развитию толерантности, оказывает огромное влияние на эмоциональное и социальное развитие обучающихся.

Во многих конкурса и проектах, таких как «Вифлеемская звезда», «Удивительные ремёсла Костромской земли», «Палитра ремёсел», «Мастерская Деда Мороза», «Зимняя сказка», обучающиеся под моим руководством и при всесторонней поддержке участвуют ежегодно. Это позволяет школьникам проследить развитие собственных профессиональных компетенций и способствует их адекватной профессиональной ориентации и самооценке.

Многие из участников «Текстильной мастерской» были моими учениками во время обучения в школе. Они повзрослели и продолжают показывать стабильные результаты трудовой деятельности. За время работы мастерской ребятами продуманы, воплощены в жизнь и имеют финансовый успех множество проектов. Перед началом учебного года участники коллектива активно взялись за разработку и пошив мешков для сменной обуви, несколько разновидностей изделия (с карманами и без, из плащёвой ткани различных цветов) со светоотражающими лентами сразу же нашли своих обладателей. Рис. 1

Всесезонные хозяйственные сумки, так называемые шопперы ( в переводе с английского «покупательская сумка») были изготовлены в большом количестве, большие и маленькие, из льна, хлопка, рогожки и плащёвой ткани, некоторые были с завязками, другие с кнопками. Расцветки подбирали в зависимости от сезона, размеры — от пожеланий заказчиков. Они до сих пор востребованы. Рис. 2

Наволочки на диванные подушки решили сшить неожиданно, увидев оригинальный принт на ткани «Совы». Разработали модель удобную в пошиве, продумали размеры, изучив предложения в специализированных магазинах. Продолжают поступать и выполняться похожие заказы. Рис.3

Пасхальные праздники предложили нам задуматься об эстетичном оформлении неотъемлемых атрибутов торжества — корзинок с куличами и раскрашенными яйцами. Итог — милые, яркие салфетки, которые покорили всех. Рис.4

Лето — время чаепитий и дружеских посиделок. Подарочные полотенца с самоварами, летними цветами и пожеланиями разлетятся по ярмаркам. К ним добавятся мешочки для хранения сушёных трав и грибов.

Участники «Текстильной мастерской» не забывают и о нуждах Школы Лечебной Педагогики, по запросу создают вспомогательные пособия для качественного проведения занятий.

Многолетний опыт работы с детьми, подростками и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья, с использованием современных подходов в обучении и воспитании, позволяет сделать вывод о достаточно высокой эффективности применения проектной и конкурсной деятельности в адаптации личности в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим благополучных, работающих, ведущих достойный образ жизни людей будет больше среди выпускников с ограниченными возможностями здоровья.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!