СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Работа над полифонией в ДМШ».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Развитие навыков исполнения полифонических произведений – одна из важнейших задач обучения учащихся игре на фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Работа над полифонией в ДМШ».»

Статья «Работа над полифонией в ДМШ».


Развитие навыков исполнения полифонических произведений – одна из важнейших задач обучения учащихся игре на фортепиано. Полифония – вид музыкального мышления, когда все голоса в произведении имеют равноправное, самостоятельное значение. Полифоническая многоплановость – одна из типичных особенностей фортепианной литературы. Перед пианистом полифоническая музыка ставит ряд трудных задач, он должен уметь играть один за многих и сочетать голоса в единое целое. Исполнение полифонических произведений требует развития внутреннего слуха учащихся и полифонического мышления. Полифония делится на следующие виды: подголосная, свойственная русским народным песням, контрастная – где происходит развитие самостоятельных линий, поочерёдно вступающих на первый план (тетрадь Анны Магдалины Бах) и имитационная полифония, для которой характерно последовательное проведение в различных голосах одной мелодической линии (канон) или же мелодического отрезка. Задачей подлинного исполнения полифонического произведения является создание звуковой многоплановости, а это очень трудно для учащихся, так как они должны научиться слышать партию каждого голоса, сочетание голосов, тему, её развитие и противосложение. Педагог должен уделять много внимания умению учащихся разбираться в нотной записи полифонической музыки. Главное в том, чтобы всё увиденное в нотах стало достоянием его внутреннего слуха.

Работать над полифонией надо начинать на первом году обучения. В начале используются простейшие полифонические пьесы из «Школы игры» Николаева и других, например «Пьесы» Левидовой, Аглинцовой. В самом начале работы над полифоническими пьесами важно, чтобы ученик видел двухголосие, мог сыграть и даже спеть каждый голос ритмически точно и только после этого объединять два голоса вместе. Полезно поиграть так – один голос играет ученик, второй – педагог и наоборот. Другой полифонический сборник, используемый на первых годах обучения «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах». Программой школьной полифонии являются полифонические произведения Баха. Всё богатство полифонических приёмов Баха, Генделя было подчинено творческим художественным задачам, и в этом успех неувядаемой свежести их произведений. В их музыке бесконечное разнообразие чувств и переживаний – от глубокой скорби до ликования и радости, философские раздумья, любование природой, песнями, танцами своей страны. Из наиболее изучаемых полифонических произведений Баха в музыкальных школах следующие:

1. «Маленькие прелюдия и фуги» (2 тетради)

Первая тетрадь – 12 прелюдий,

Вторая тетрадь – 6 прелюдий.

2. Дваухголосные инвенции (15)

3. «Симфонии» (15)

При работе над «Маленькими прелюдиями и фугами» надо объяснить учащимся, что во времена Баха прелюдиями назывались произведения, которые исполнялись органистами перед певческими номерами церковной службы. И таким образом они как бы настраивали слушателя на определённое настроение.

Научить ученика правильно, грамотно исполнять произведения Баха очень сложная задача, поэтому надо руководствоваться основными традициями работы над полифонией:

1. Надо дать особую окраску каждому голосу.

2. Ученик должен уметь играть разные пары голосов.

3. Уметь сольфеджировать один голос с одновременной игрой других.

4. Выделять один голос, затушёвывая остальные.

5. Уметь играть одной рукой 2 голоса с различной степенью силы.

6. Желательно знать наизусть каждый голос.

7. Знать наизусть переходы в среднем голосе от одной руки в другую.

8. Разделить произведение на части и уметь наизусть cыграть с любого места.

Трудность исполнения полифонических произведений в следующем:

1. Голоса тесно расположены и плохо отделяются один от другого.

2. Каждый голоc обладает значительной самостоятельностью.

3. Средние голоса часто передаются из одной руки в другую.

Соединение всех голосов в единое целое – новый этап, который требует и новой работы. Бах мыслил голоса, как тесный круг лиц, беседующих друг с другом. Характерной особенностью полифонической музыки являются выдержанные звуки, некоторые из них длятся продолжительное время при медленном темпе. Держать такие звуки до конца, сочетая с движением мелодии в других голосах очень трудно, так как фортепианный звук угасает.

Для музыки Баха характерно контрастное сопоставление звучности, внезапная смена F и p.

Говоря о динамике музыки Баха надо говорить об умении учащегося вести длинную мелодию, ощущать её кульминацию и спад, чувствовать самостоятельность каждого голоса и вследствие этого уметь передавать несовпадение кульминаций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!