СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкальной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие ритмического чувства основано на восприятии выразительности музыки через движение. Хорошо развитое, оно позволяет ребенку понимать и переживать музыку, дает возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребенка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. В то же время ритм также является основой для правильного формирования речи и ее восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкальной деятельности"»


Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкальной деятельности

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное образование оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания был швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенок сначала должен испытать то, чему он позже должен научиться. Система ритмического воспитания получила широкое распространение в начале двадцатого века. Его метод заключался в использовании специально подобранных тренировочных упражнений для развития музыкального слуха, памяти, ритмичности, пластической выразительности движений у детей (начиная с дошкольного возраста). Система Далькроза основана на концепции ритма как универсального принципа. Ритм формирует тело и дух человека, снимает комплексы, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его преемником стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). К. Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, которое основано на движении, речи и игре на элементарных музыкальных инструментах. Неотъемлемой частью занятий являются гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это бег в ритме, различные круговые движения руками, локтями, кистями; ходьба - медленная, быстрая, на каблуках, носках, восьмерками, зигзагами со сменой направления, остановками, поворотами, прыжками, приседаниями, покачиваниями;

Для развития чувства ритма также используется метод "словесного эквивалента", т. е. усвоение ритмов через звучащее слово: воробей, котенок и т. д. Цвета, имена и другие слова, близкие детям, могут служить материалом. Прежде чем овладеть игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования естественных "инструментов" - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые "звучащие жесты" - хлопки, постукивания, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют под аккомпанемент звучащих песен и стихотворений. К. Орф предлагает составлять ритмические рондо из ритмических текстов, а также исполнять их в виде канонов.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования ученых, изучавших детей с речевыми проблемами (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др., обратили внимание на то, что у дошкольников с нарушениями речи было недостаточно развито чувство ритма, в результате чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмичная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и выразительной речи у ребенка происходит в тесном единстве. Таким образом, под влиянием целенаправленной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развитие ритмического чувства основано на восприятии выразительности музыки через движение. Хорошо развитое, оно позволяет ребенку понимать и переживать музыку, дает возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребенка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. В то же время ритм также является основой для правильного формирования речи и ее восприятия.

"Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания", - отметил В. И. Петрушин. Ученые доказали, что под воздействием музыки у ребенка меняется мышечный тонус, учащаются сердечные сокращения, снижается кровяное давление. Во время прослушивания музыки у детей изменяется электрическая активность клеток головного мозга, улучшается память.

Формирование чувства ритма у детей - одна из важнейших задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из самых сложных. Существует мнение, что чувство ритма трудно воспитать. Действительно, развитие ритма у детей (у которых нет чувства ритма) - сложная, трудоемкая работа. Ритм в теории музыки - это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь разную длительность, в результате чего между ними создаются определенные временные отношения. Сочетаясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, которые образуют общий ритмический рисунок музыкальной композиции. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нем задаются только относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом подпадает под педагогическое воздействие, поддается ему, "откликается" на него. Исполнение музыки способствует музыкальному и ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых образование протекает плодотворно и успешно.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - непростая задача. Но еще сложнее проводить музыкальное обучение с детьми с нарушениями речи и учитывать характерные особенности детей с учетом коррекционных задач.

 Поэтому я основываю свою работу на следующих основных принципах:

1.Принцип личностной ориентации педагога создает оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный подбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребенка.

2.Принцип интеграции определяется в различных областях воспитательной работы и видах музыкальной деятельности детей.

3.Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребенка в музыкальном развитии и исправляет речевые нарушения.

4.Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает их вовлечение в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры : ребенок принимает участие во всем, вовлекается учителем в процесс активных творческих действий.

Действие, умение что-то делать всегда было единственной надежной гарантией овладения любыми знаниями. Эта мудрость была известна древним китайцам: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»".

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем быстро меняющемся мире, а затем вырасти в успешных взрослых.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся найти качественное, эффективное, продуктивное взаимодействие с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкальных и ритмических способностей, которые способствуют общему развитию : умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма дает каждому ребенку возможность и шанс проявить себя, проявить свое отношение к музыке, а воспитание через музыку формирует духовно богатый мир ребенка, помогает ему стать творческой, всесторонне развитой личностью.


Использованная литература:

1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный мир. Санкт-Петербург: Композитор, 25.

2. М. Александровская. Каждый ребенок - музыкант. Дошкольное образование № 13/21

3. Т. Е. Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное образование № 5/2 г.

4. Т. Е. Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное образование № 4/1999.

5. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Учите детей петь. М. : Просвещение, 1988

6. Н. А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М. : Музыка, 198

7. Н. А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1982

8. Журналы "Дошкольное образование" № 14, 15, 17 за 25 г.

9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 24 – 215г. г.

1. Журналы "Музыкальная палитра" за 27-215 г. г.

11. Новиков Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста. Метод. рекомендации. - М., АРКТИ, 22.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!