СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие памяти у детей ОВЗ на уроках и во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие памяти у детей ОВЗ на уроках и во внеурочное время"»

Костюк Илья Юрьевич, педагог – психолог, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 112, г. Екатеринбург, высшая квалификационная категория.

Развитие памяти у детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.

Аннотация: в данной статье рассматриваются упражнения, формы работы, направленные на развитие памяти детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.

В нашей школе обучаются разные категории детей с ОВЗ: задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи. Для успешного обучения детей важно развитие познавательных способностей, в особенности памяти.

Цель: создание условий для развития памяти детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.

Задачи: подобрать наиболее эффективные упражнения для развития памяти детей с ОВЗ; выявить наиболее эффективные упражнения; разработать рекомендации педагогам и родителям.

Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения. Развитие памяти обучающихся является необходимым не только для успешного обучения, но и будущей профессиональной деятельности.

Существуют определенные приёмы работы с запоминаемым материалом, такие как: группировка, классификация, опорный пункт, аналогии, схематизации, достраивание материала.

Какие условия нужно учитывать при развитии памяти детей с ОВЗ? Это, прежде всего, уровень развития учебной деятельности и произвольности познавательных процессов. Затем использование наглядности; обучение рациональным приёмам осмысленного заучивания; повышение продуктивности запоминания; обучение решению и решение различного рода логических заданий (ребусы, кроссворды, шарады, загадки и др.); формирование опосредованного запоминания через использование знаков-символов [6].

Существуют различные методы развития памяти детей с ОВЗ на уроке и во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Работа с текстом. Прочитать текст вслух, быстро и точно ответить на вопросы. Упражнение «Пересказ по кругу». Дети внимательно читают текст, пересказывают по очереди по одному предложению, дополняя друг друга.

Развитие долговременной памяти. Активизация словарного запаса. За 1 минуту написать по 7 слов по темам.

«Художник». Развитие образной памяти. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то нестандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге  то, что Вы описали.

Запоминание слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик. Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке. Затем прочитайте и запомните слова второго столбика.

Игры на развитие памяти

«Кто больше услышит и запомнит? Учащиеся распределяются на команды. Одной команде даётся задание запомнить все слова, в названии которых есть определённый звук. Задание для второй команды – аналогичное, но запоминать надо слова с другим звуком. После этого педагог называет 20 – 25 слов. Затем по команде педагога один из членов команды перечисляет всё, что запомнил, остальные члены команды дополняют.

«Повтори и продолжи». Ребёнок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. [2;5;7].

Запомнить большой объём информации интересно и быстро позволяет такой эффективный метод запоминания, как интеллект-карта («ментальная карта», «карта ума»).

Интеллект – карта - это инструмент, позволяющий:

- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику; удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам; позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.

Требования: в центре должно быть ключевое понятие, не более 7 элементов, использовать разные цвета, рисунки, символы, должна быть логична.

Очень важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим во внеурочное время я часто использую викторины, ребусы, кроссворды, как средство развития познавательного интереса младших школьников [1;3;4].

Развитие памяти и опора при этом на уровень развития учебной деятельности (его повышение при необходимости), позволяет говорить об успешном обучении в младшем школьном возрасте с учетом следующих действий: организация запоминания при помощи осмысления; организация занятий в игровой форме; целенаправленная и периодическая работа по развитию памяти также и на других уроках в других условиях. Таким образом, уделяя внимание развитию памяти, мы тем самым помогаем ребенку с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать различные мнемические приемы в своей деятельности. [4;6].

Наиболее эффективными в нашей работе являются такие упражнения (приёмы): интеллект-карта, викторина, кроссворд, анаграмма, ребус, запоминание слов. У детей повышается мотивация к предметам, улучшается усвоение материала. Данные упражнения применялись как во внеурочной деятельности, так и на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Таблица 1. Организация инклюзивного взаимодействия детей.


Дети с ОВЗ

Дети без ОВЗ

Урок

Интеллект карта, кроссворд

Работа с текстом, запоминание слов

Внеурочная деятельность

Викторина, пиктограмма, анаграмма, «Художник», «Зоопарк», лэпбук.

Запоминание слов, пересказ по кругу, проект

Методы

Познавательный, систематизирующий, преобразующий, контрольный, коммуникативный

Познавательный, контрольный, коммуникативный



Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти ребенка

Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

  • При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. 

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал.

Придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. 


Список литературы:

  1. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогика, 2001. – ISBN 5-931341-29-3.

  2. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Издательство: СПб: Питер; Издание 2-е, перераб. и доп., 2005 - ISBN: 5-8046-0100-8

  3. Лахман Н.И., Влас А.А. Тайны памяти//Психолог в школе. – 2017.- №2.

  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- М. : Просвещение, 1983, 96 с.

  5. Общие основы психологии : Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах / Р.С. Немов – 5-е издание. – Москва : Владос, 2004. – 687 с. – 43 усл. печ. л. – ISBN 5-691-01346-7.

  6. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – №5

  7. Проект о головном мозге и нервной системе - URL: - https://vsepromozg.ru/razvitie/uprazhneniia-na-razvitie-pamiati-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 25.10.22) – Текст: электронный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!