Костюк Илья Юрьевич, педагог – психолог, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 112, г. Екатеринбург, высшая квалификационная категория.
Развитие памяти у детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.
Аннотация: в данной статье рассматриваются упражнения, формы работы, направленные на развитие памяти детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.
В нашей школе обучаются разные категории детей с ОВЗ: задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи. Для успешного обучения детей важно развитие познавательных способностей, в особенности памяти.
Цель: создание условий для развития памяти детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.
Задачи: подобрать наиболее эффективные упражнения для развития памяти детей с ОВЗ; выявить наиболее эффективные упражнения; разработать рекомендации педагогам и родителям.
Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения. Развитие памяти обучающихся является необходимым не только для успешного обучения, но и будущей профессиональной деятельности.
Существуют определенные приёмы работы с запоминаемым материалом, такие как: группировка, классификация, опорный пункт, аналогии, схематизации, достраивание материала.
Какие условия нужно учитывать при развитии памяти детей с ОВЗ? Это, прежде всего, уровень развития учебной деятельности и произвольности познавательных процессов. Затем использование наглядности; обучение рациональным приёмам осмысленного заучивания; повышение продуктивности запоминания; обучение решению и решение различного рода логических заданий (ребусы, кроссворды, шарады, загадки и др.); формирование опосредованного запоминания через использование знаков-символов [6].
Существуют различные методы развития памяти детей с ОВЗ на уроке и во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Работа с текстом. Прочитать текст вслух, быстро и точно ответить на вопросы. Упражнение «Пересказ по кругу». Дети внимательно читают текст, пересказывают по очереди по одному предложению, дополняя друг друга.
Развитие долговременной памяти. Активизация словарного запаса. За 1 минуту написать по 7 слов по темам.
«Художник». Развитие образной памяти. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то нестандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге то, что Вы описали.
Запоминание слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик. Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке. Затем прочитайте и запомните слова второго столбика.
Игры на развитие памяти
«Кто больше услышит и запомнит? Учащиеся распределяются на команды. Одной команде даётся задание запомнить все слова, в названии которых есть определённый звук. Задание для второй команды – аналогичное, но запоминать надо слова с другим звуком. После этого педагог называет 20 – 25 слов. Затем по команде педагога один из членов команды перечисляет всё, что запомнил, остальные члены команды дополняют.
«Повтори и продолжи». Ребёнок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. [2;5;7].
Запомнить большой объём информации интересно и быстро позволяет такой эффективный метод запоминания, как интеллект-карта («ментальная карта», «карта ума»).
Интеллект – карта - это инструмент, позволяющий:
- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику; удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам; позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
Требования: в центре должно быть ключевое понятие, не более 7 элементов, использовать разные цвета, рисунки, символы, должна быть логична.
Очень важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим во внеурочное время я часто использую викторины, ребусы, кроссворды, как средство развития познавательного интереса младших школьников [1;3;4].
Развитие памяти и опора при этом на уровень развития учебной деятельности (его повышение при необходимости), позволяет говорить об успешном обучении в младшем школьном возрасте с учетом следующих действий: организация запоминания при помощи осмысления; организация занятий в игровой форме; целенаправленная и периодическая работа по развитию памяти также и на других уроках в других условиях. Таким образом, уделяя внимание развитию памяти, мы тем самым помогаем ребенку с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать различные мнемические приемы в своей деятельности. [4;6].
Наиболее эффективными в нашей работе являются такие упражнения (приёмы): интеллект-карта, викторина, кроссворд, анаграмма, ребус, запоминание слов. У детей повышается мотивация к предметам, улучшается усвоение материала. Данные упражнения применялись как во внеурочной деятельности, так и на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Таблица 1. Организация инклюзивного взаимодействия детей.
| Дети с ОВЗ | Дети без ОВЗ |
Урок | Интеллект карта, кроссворд | Работа с текстом, запоминание слов |
Внеурочная деятельность | Викторина, пиктограмма, анаграмма, «Художник», «Зоопарк», лэпбук. | Запоминание слов, пересказ по кругу, проект |
Методы | Познавательный, систематизирующий, преобразующий, контрольный, коммуникативный | Познавательный, контрольный, коммуникативный |
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти ребенка
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.
Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух.
Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал.
Придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком.
Список литературы:
Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогика, 2001. – ISBN 5-931341-29-3.
Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Издательство: СПб: Питер; Издание 2-е, перераб. и доп., 2005 - ISBN: 5-8046-0100-8
Лахман Н.И., Влас А.А. Тайны памяти//Психолог в школе. – 2017.- №2.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- М. : Просвещение, 1983, 96 с.
Общие основы психологии : Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах / Р.С. Немов – 5-е издание. – Москва : Владос, 2004. – 687 с. – 43 усл. печ. л. – ISBN 5-691-01346-7.
Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – №5
Проект о головном мозге и нервной системе - URL: - https://vsepromozg.ru/razvitie/uprazhneniia-na-razvitie-pamiati-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 25.10.22) – Текст: электронный.