СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Родительское собрание, как инструмент взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями младших школьников – одна из сложных и актуальных проблем в работе педагога. Родительские собрания, в свою очередь, являются важнейшим инструментом работы классного руководителя с семьей ученика, это один из способов повышения эффективности учебного процесса.

Универсальной формой взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников является родительское собрание.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Родительское собрание, как инструмент взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников"»

Родительское собрание, как инструмент взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников


С. О. Янголенко

«Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК

Научный руководитель Т. А. Вахромеева, преподаватель


Аннотация. Работа с родителями младших школьников – одна из сложных и актуальных проблем в работе педагога. Родительские собрания, в свою очередь, являются важнейшим инструментом работы классного руководителя с семьей ученика, это один из способов повышения эффективности учебного процесса.

Универсальной формой взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников является родительское собрание.

Ключевые слова: родители младших школьников, классный руководитель, родительское собрание, взаимодействие, класс, образовательное учреждение.

Работа с семьей – это влияние на воспитательный потенциал семьи, объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи [1, с.34-37].

Классное родительское собрание – это форма взаимодействия классного руководителя с родителями (законными представителями) школьников, для создания благоприятной атмосферы в жизни класса и совместной деятельности родителей (законных представителей) и классного руководителя, классного руководителя и младших школьников.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, их можно проводить чаще, при необходимости. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей младших школьников, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений обучающихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых младшими школьниками успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ обучающихся, их достижений, и не только в учебной деятельности [2, с.254].

Основные формы родительских собраний:

  1. Собрание-лекторий;

  2. «Круглый стол»;

  3. Тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

  4. Консультация со специалистами;

  5. Родительская дискуссия;

  6. Общешкольная и общеклассная конференция и др.

Проводить собрание-лекторий уместно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тема, например: «Что нужно знать родителям младших школьников, если их ребенок пошел в школу» или «Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе».

«Круглый стол» - встреча родителей обучающихся одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая тема или остро стоящий вопрос для всего класса. Итогом «круглого стола» становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность взглядов по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, других детей и других родителей младших школьников.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в будущем станут ученики школы.

Готовить такие конференции необходимо тщательно, с oбязательным участием школьного психолога, социального педагога. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются конкретные решения или намечаются мероприятия по обсуждаемому вопросу.

Традицией родительского собрания может стать проигрывание проблемных ситуаций класса, школы или же отдельных обучающихся. Родителям предлагается найти оптимальный вариант решения той или иной задачи.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Собрание необходимо проводить в удобное время для родителей младших школьников.

  2. Тему собрания необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей обучающихся.

  3. Родительское собрание должно быть хорошо подготовленным и полезным для родителей обучающихся.

  4. Классный руководитель должен спокойно, тактично и доброжелательно общаться с родителями младших школьников.

  5. На родительском собрании нужно обсуждать с родителями младших школьников актуальные проблемы, но ни в коем случае констатировать ошибки и неудачи школьников в учебе.

  6. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор каких-либо ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

Для того, чтобы быть ближе с родителями младших школьников, понимать их и их потребности можно проводить беседы во время родительских собраний, но это может растянуться на длительное время. Если одни родители могут остаться и поучаствовать в монологе, то другие же спешили с работы на собрание, чтобы получить основную информацию от классного руководителя и других педагогов, а теперь им необходимо домой, потому что там так же есть много неотложных дел. Чтобы упростить эту работу, выяснить о потребностях родителей младших школьников, можно провести анкетирование или исследование в любой другой форме. Также для того чтобы провести анкетирование, мы можем подготовить анкеты и раздать их на родительском собрании пояснив, что и как заполнять. Безусловно, бывают случаи, когда нет возможности напрямую поговорить с родителями, в этом случае можно вложить анкету ребёнку и уведомить родителей об этом, а также обозначить сроки заполнения этой анкеты.

Нами было проведено исследование с целью выявления удовлетворенности родителей младших школьников работой классного руководителя и образовательной организации в целом. Принять участие в анкетировании предлагалось родителям семи младших школьников, из которых только четверо проявили желание поучаствовать. Уже на этом этапе можно начать делать выводы о включенности родителей в образовательный процесс школьников.

Цель: выявление уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Методика: «Изучение удовлетворенности родителей младших школьников работой образовательного учреждения»

На родительском собрании классный руководитель предлагает родителям младших школьников внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителям обучающихся необходимо обвести ниже выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий их точке зрения.

Цифры и их обозначение:

4 – полностью согласен;

3 – согласен;

2 – затрудняюсь ответить;

1 – не согласен;

0 – полностью не согласен.

Следующим этапом, после проведения анкетирования, является обработка полученных результатов.

Удовлетворенность родителей младшего школьника работой образовательного учреждения (ОУ) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей младших школьников, на общее количество ответов.

Результаты:

  • если коэффициент ОУ равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

  • если коэффициент ОУ равен или больше 2, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности;

  • если коэффициент ОУ меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Семья

Вопрос

A

B

C

D

1. Коллектив, в котором учится школьник, можно назвать дружным.

4

4

3

1

2. В среде своих одноклассников обучающийся чувствует себя комфортно.

4

4

3

2

3. Учителя проявляют доброжелательное отношение к младшему школьнику

4

3

3

3

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами обучающегося

3

2

2

2

5. В классе, где учится младший школьник, хороший классный руководитель

3

4

3

3

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе моего ребёнка.

2

3

2

3

7. Обучающийся не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями

2

2

3

2

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности ученика

3

1

1

2

9. В образовательном учреждении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны школьнику

3

3

3

1

10. В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где у младшего школьника есть возможность раскрыть свои таланты

3

1

4

1

11. Педагоги дают школьнику глубокие и прочные знания

1

2

2

2

12. В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье школьника

1

3

1

1

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения младшего школьника

4

4

3

3

14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей школьника

3

2

2

1

15. Учебное заведение по-настоящему готовит младшего школьника к самостоятельной жизни

2

2

2

1

Всего/коэффициент

42/2,8

40/2,6

37/2,4

28/1,8

Вывод: В результате проведенного анкетирования, средним коэффициентом удовлетворенности родителей младших школьников работой образовательной организации является 2,45. Это говорит о среднем уровне удовлетворенности родителей младших школьников образовательной организацией.

Библиографический список

1. Алоева, М. А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. 1-2 классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - М.: Феникс, 2018. - 320 c.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. – М.: ВАКО, 2015. – 254 с.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!