СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сетевое планирование как инструмент проектирования электронных образовательных квестов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена возможность применения сетевого планирования для проектирования образовательных квестов, описан пример проектирования квеста «Вокруг информатики» с использованием инструментов сетевого планирования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сетевое планирование как инструмент проектирования электронных образовательных квестов"»

УДК 378.02:372.8

© П.А. Корнилов, Д.В.Лаврова, А.А.Османова, У.В. Плясунова,

Сетевое планирование как инструмент проектирования электронных образовательных квестов

Аннотация: В статье рассмотрена возможность применения сетевого планирования для проектирования образовательных квестов, описан пример проектирования квеста «Вокруг информатики» с использованием инструментов сетевого планирования.

Ключевые слова: сетевое планирование, образовательные квесты


Кафедра теории и методики обучения информатике с 2016-17 учебного года проводит дистанционный командный квест по информатике для студентов и школьников [2]. Организация и проведение образовательного квеста подразумевает выполнение достаточно большого количества разнообразных работ. Ежегодно разрабатывается новый сюжет квеста, структура квеста (частично определяемая сюжетом) и порядка 100-150 уникальных задач разного уровня сложности, соответствующих сюжету квеста (включая задания-подсказки и задания для демонстрационной версии квеста). Задачи, составленные магистрантами-участниками лаборатории «Образовательные квесты по информатике», проходят несколько циклов проверки и коррекции, включая адаптацию заданий к сюжету квеста [3], неоднократную взаимопроверку с последующей доработкой заданий магистрантами, проверку преподавателем и бета-тестирование студентами младших курсов бакалавриата с последующей коррекцией. Разрабатывается оформление локаций квеста, соответствующее сюжету, и компьютерная форма квеста, позволяющая автоматизировать проверку правильности решения заданий участниками квеста. Организуется распространение информации о квесте среди его потенциальных участников – школьников и студентов различных регионов РФ, а также регистрация участников. В период регистрации участников и в период проведения квеста организуется информационная поддержка участников с использованием социальных сетей и электронной почты (объем этой деятельности в значительной степени зависит от количества участников квеста; если в 2017 году в квесте приняли участие порядка 150 человек, то в 2018 году – более 700, а в 2019 году для участия в квесте зарегистрировалось уже более 1600 участников из 55 регионов РФ). Значительный объем работ по организации и проведению квеста требует тщательного планирования.


В 2019 г., помимо квеста «Вокруг информатики: генеалогический детектив», проведение которого намечено с конца марта по конец апреля 2019 г., началась разработка дистанционного квеста по математике для 11 классов (магистранты-математики 1 курса ОФО), а также квеста по физике для 7-х классов и квеста по математике для 5-6 классов. У этих квестов различается не только содержание и возрастная категория участников; есть различия в продолжительности проведения и в продолжительности разработки квестов. Могут различаться и информационные технологии реализации квеста. Таким образом, при общем подходе к построению дистанционных квестов может существенно различаться время, которое выделяется на тот или иной вид работ по подготовке и проведению квеста.

Перед нами встала задача правильного планирования работ по проведению квеста.

Для планирования и организации своевременного выполнения работ нами был привлечен аппарат сетевого планирования и управления, разработанный и впервые примененный при строительстве американской космической ракеты «Поларис» [1, стр. 286].


При применении данного метода для организации крупных проектов сначала формулируется цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени. Затем производится декомпозиция целей и построение иерархической структуры работ, за каждой из которых закрепляется ответственный. Главной целью, стоящей перед нами, была выработка временных сроков выполнения каждой из работ (или календарный график), построенный таким образом, чтобы работы, по возможности, выполнялись параллельно для того, чтобы суммарный срок выполнения всех работ был минимален.

Для выполнения этого нам потребовалось аккуратно перечислить все работы, входящие в наш проект, и указать время, необходимое для выполнения каждой работы. Приведем полученный нами список работ:

Работа

Время исполнения

1

Определение правил квеста, включая составление перечня тем для разработки задач и разработку спецификации набора задач.

5 дней

2

Планирование сюжета квеста

7 дней

3

Разработка задач, включая адаптацию формулировок задач к сюжету квеста и описание решения задачи

30 дней

4

Альфа-тестирование набора задач (взаимопроверка задач с оценкой понятности, корректности и однозначности формулировок заданий, а также правильности и однозначности предложенных авторами ответов) с последующей коррекцией формулировок

30 дней

5

Заполнение таблицы с описанием структуры квеста (версия для разработчиков с указанием паролей к задачам)

3 дня

6

Сборка квеста (реализация компьютерной версии квеста)

7 дней

7

Альфа-тестирование квеста (проверка разработчиками правильности структуры квеста)

1 день

8

Бета-тестирование квеста (прохождение квеста участниками лаборатории «Образовательные квесты по информатике», ранее не имевшими доступа к текстам заданий и их решениям) с последующей коррекцией

40 дней

9

Оформление информационного сайта проекта, группы проекта в социальных сетях

4 дня


10

Подготовка информационных и рекламных материалов для рассылки

3 дня

11

Размещение рекламы в учебных заведениях, в социальных сетях и на иных интернет – ресурсах

14 дней

12

Сбор заявок на участие

28 дней

13

Проведение квеста, включая обратную связь (информационная поддержка, техническая поддержка, сбор ответов)

45 дней

14

Обработка результатов участников с последующим анализом, определение победителей и призеров квеста

7 дней

15

Подготовка дипломов, грамот и сертификатов

2 дня

16

Награждение победителей (призовые места – грамоты, за участие - сертификаты)

2 дня

Отметим, что продолжительность отдельных этапов может быть изменена в зависимости от выбора тематики квеста, уровня сложности заданий и их количества, а также количества участников квеста.

На следующем шаге, в соответствии с изложенным в [1, стр. 287-294] описанием метода сетевого планирования, нам пришлось продумать взаимосвязь между различными событиями и работами нашего проекта (под событием понимают момент завершения какого-либо процесса, отражающий отдельные этапы выполнения проекта. Событие происходит, когда все предшествующие работы завершены; только после этого могут начаться работы, для которых это событие является начальным). Результат данного вида деятельности мы представили в виде сетевого графика, представляющего собой связный ориентированный граф с одной исходной вершиной (начало выполнения проекта) и одной конечной вершиной (завершение проекта), где ребра представляют из себя работы, а вершины – события:


С хема 1. Сетевой график.



После этого по предложенной в работе [1, стр. 299-311] схеме были вычислены сначала параметры всех событий нашего проекта, а потом и параметры всех работ.

Таблица 1. Расчет параметров событий.

tp

tn

tр (раннее время) – длина самого длинного пути, который ведет от начала до этой вершины. Рассчитывается по формуле:

tр (i) = max tр (i) + t (i,j);


tп (позднее время) – время проекта, длина самого длинного пути от события до конца. Рассчитывается по формуле:

tп (i) = min tп (i) - t (i,j);


R – резерв. Рассчитывается по формуле:

Ri = tп - tр;


R

0

0

0

0

1

5

5

0

2

12

12

0

3

42

42

0

4

72

72

2

5

75

75

0

6

82

82

0

7

83

83

0

8

123

128

61

9

87

184

97

10

86

86

0

11

100

100

0

12

128

128

0

13

173

173

0

14

180

180

0

15

182

182

0

16

184

184

0


Таблица 2. Расчет параметров работ.

i

j

tij

tрн

tро

tпн

tпо

Где tрн (раннее начало), tро (раннее окончание)

tрн (i,j) = tр (i); tро (i,j) = tрн (i,j) + ti;

tпо (позднее окончание): tпо (i,j) = tп(j);

tпн (позднее начало): tпн (i,j) = tпо(i,j) - tij;

Rп = tпо (i,j) - tро (i,j); или Rп = tпн (i,j) - tрн (i,j);


Rполный

0

1

5

0

5

0

5

0

1

2

7

5

12

5

12

0

2

3

30

12

42

12

42

0

3

4

30

42

72

42

72

0

4

5

3

72

75

72

75

0

5

6

7

75

82

75

82

0

6

7

1

82

83

81

83

0

7

8

40

83

123

88

128

5

7

9

4

83

87

180

184

97

7

10

3

83

86

83

86

0

8

12

0

123

123

128

128

5

9

15

0

87

87

182

182

95

10

11

14

86

100

86

100

0

11

12

28

100

128

100

128

0

12

13

45

128

173

128

173

0

13

14

7

173

180

173

180

0

14

15

2

180

182

180

182

0

15

16

2

182

184

182

184

0


По результатам таблицы определили критический путь: 0-1-2-3-4-5-6-7-10-11-12-13-14-15-16.

Длительность проекта составила 184 дня (отметим, что имеется в виду «чистое время» работы над проектом; так, поскольку разработчиками проекта являются магистранты и преподаватели кафедры ТиМОИ ЯГПУ, в разработке квеста делается перерыв на время экзаменационной сессии).

На основе полученных результатов вычислений был построен календарный план выполнения всех работ таким образом, чтобы время выполнения проекта в целом было минимальным.




Разработка квеста по математике для 11 класса, квестов по физике и математике для 5-7 классов предполагает тот же перечень работ. Однако указанные проекты охватывают значительно меньшую аудиторию, следовательно, уменьшается общий объем работ. С другой стороны, уменьшается и количество разработчиков квеста. Следовательно, требуется коррекция времени, выделяемого на каждую из работ, с последующим проведением остальных расчетов.

Описанный подход к планированию квеста позволил составить комплекс взаимосвязанных работ, конкретизировать последовательность и сроки выполнения каждой из работ; определить длительность проекта и временные резервы, что существенно облегчило распределение работ между разработчиками квеста.


Библиографический список

  1. Исследование операций в экономике [Текст]: учебн. пособие для вузов / Н. Ш. Кремер и др. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 407 с.

  2. Плясунова, У.В. Об опыте проведения дистанционного квеста «Вокруг информатики» для студентов и школьников [Текст] / У.В. Плясунова // Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и совершенствование их преподавания: материалы Международной конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. — С. 238—243.

  3. Плясунова, У.В., Егоров, Р.В Сюжетные задачи как основа квеста по информатике [Текст] / Р.В. Егоров, У.В. Плясунова // Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и совершенствование их преподавания: материалы Международной конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. — С. 279—285.



Сведения об авторах:

Корнилов Петр Анатольевич – к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой ТиМОИ ЯГПУ, [email protected]

Лаврова Дарья Владимировна – магистрант 2 курса ЯГПУ, профиль «Информационные технологии в образовании и управлении», [email protected]

Османова (Рагимова) Алина Азаевна – магистрант 2 курса ЯГПУ, профиль «Информационные технологии в образовании и управлении», [email protected]

Плясунова Ульяна Валерьевна – к.п.н., доцент каф. ТиМОИ ЯГПУ. plyasunova@gmail.com



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!