СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание в ГКУСО РО Шахтинском центре помощи детям №1 адаптивной воспитательно-развивающей среды центра помощи детям, способствующей успешной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Партнерское взаимодействие с НКО". (Из опыта работы)

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал могут использовать педагоги. зам.директор, методисты.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание в ГКУСО РО Шахтинском центре помощи детям №1 адаптивной воспитательно-развивающей среды центра помощи детям, способствующей успешной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Партнерское взаимодействие с НКО". (Из опыта работы)»

Создание в ГКУСО РО Шахтинском центре помощи детям №1 адаптивной воспитательно-развивающей среды центра помощи детям, способствующей успешной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Партнерское взаимодействие с НКО.

Из опыта работы.


Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы.

В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большим изменением в современных подходах к людям с ОВЗ. Несмотря на это, процесс адаптации «особых» детей к жизнедеятельности в социуме остается актуальным.

В сентябре 2017 года в наш центр стали поступать дети с ОВЗ – это дети имеющие различные отклонения психического и физического плана, многочисленные хронические заболевания, которые обуславливают нарушения их общего развития, поведения, взаимоотношений с людьми, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Все перечисленные проблемы усугубляются сиротством, наличием психологических травм, связанных с потерей кровной семьи и родственных отношений. В результате перед нами портрет ребенка, перегруженного психологическими нарушениями в развитии. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовывать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд, независимую жизнь.

Таким образом, с середины 2017 года в нашем центре потребовалось образовать инклюзивную (интегративную) среду воспитанников с ОВЗ и детьми с сохранным интеллектом, что потребовало внесения изменений в организационный, воспитательно-развивающий и социально-реабилитационный процесс учреждения.

Для дальнейшей работы были определены следующие цели и задачи:

Цель: Создание адаптивной воспитательно- развивающей среды центра помощи детям, способствующей успешной интеграции детей с ОВЗ в социум

Задачи

1.Обеспечение социального благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья.

2.Переобучение педагогического персонала, повышение его профессиональной компетентности с целью внедрения инклюзивных практик в воспитательно-развивающий процесс, способствующий эффективной организации психолого-педагогической помощи и поддержки в процессе сопровождения детей с ограниченными особенностями здоровья.

3.Создание условий для полноценной адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, формирование толерантного отношения сверстников с сохранным интеллектом к детям с ОВЗ

4.Организация квалифицированной коррекционной психолого- педагогической, социально-педагогической и медицинской работы с детьми

5. Защита прав и интересов всех воспитанников, включая детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

6.Содействие устройству детей на воспитание в семью




Принципами работы с детьми в инклюзивной среде стали:

1. Индивидуальный подход к каждому «особому» ребенку с учетом его возможностей в том числе к самореализации, его потребностей и особенностей, специфики психики и здоровья. В том числе - диагностика функционального состояния ребенка с ОВЗ и выработка на основе этого индивидуальной траектории развития ребенка, поэтапность осуществления педагогической поддержки ребенка в процессе развития, определение дальнейшего образовательного маршрута и профессионального самоопределения ребенка с ОВЗ.

2. Принцип главенства социальной адаптации ребенка с ОВЗ, т.е. создание адаптивной воспитательно-развивающей среды, способствующей интеграции детей с ОВЗ в социум;

3. Принцип гуманности – формирование в среде педагогов и детей системы ценностей, основанных на любви к каждому ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать, создавать ситуации успеха, умение быть ему товарищем, партнером и защитником.

4. Принцип синергетичности - комплексный психолого-педагогический, медико-социальный и системный подход к организации процесса воспитания и развития детей с ОВЗ;

Для создания адаптивной воспитательно-развивающей среды для воспитанников и в соответствии с Постановлением правительства РФ «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №481 от 24.05.14 потребовалось внесение изменений:

  • В материально-техническое обеспечение учреждения

  • В нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение работы учреждения;

  • Переобучение педагогического состава для личностной и профессиональной готовности педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе воспитанников, профилактика эмоционального выгорания;

  • Привлечение к работе с центром лиц и некоммерческих организаций, заинтересованных в изменении подходов к социализации детей с ОВЗ и инвалидов

Напряженной работой всего кадрового состава центра в течение 2018-19 годов в учреждении созданы все условия для проживания детей по квартирному типу, условия для развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.. В том числе соблюдены права сиблингов на совместное пребывание в одной семейно-воспитательной группе, все дети проживают в жилых комнатах по 2 - 3 человека. Все помещения эстетично оформлены, создана домашняя атмосфера. Питание детей индивидуализировано по предпочтениям и по диетстолам, рекомендуемых врачами. Действует охранительный режим дня, так, что дети с ОВЗ и инвалиды могут иметь дневной сон после школы и только после этого приступают к занятиям по программам дополнительного образования.

Фонд «Сириус» помог оборудовать психологический кабинет центра комплектом оборудования и методических материалов фирмы «ИМАТОН», по заявкам педагогов дополнительного образования приобретает расходные материалы для наших кружков и студий.

Ни для кого из присутствующих здесь не секрет, что залогом успеха в любом деле являются высокопрофессиональные кадры. Поэтому одной из важнейших задач для меня, как руководителя организации, является повышение профессиональной компетентности кадров и профилактика их эмоционального выгорания, таким образом

в 2017 году все педагогические работники прошли профессиональную переподготовку по специальности «олигофренопедагогика». Организован и проведен цикл практико-ориентированных и интерактивных занятий педагогов с клиническим психологом Шахтинского психо-неврологического диспансера об особенностях взаимодействия с детьми, имеющими умственную отсталость. Ежегодно каждый педагог принимает участие в не менее чем двух курсах повышения квалификации по различным аспектам деятельности учреждения. Педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию (а таких в учреждении 9 из 12), печатаются в научно-практических журналах не реже 2-х раз в год.

В рамках этой работы БФ «Сириус» пригласил к участию в областном семинаре-практикуме, проведенном ГКУСО РО Шахтинским центром помощи детям №1, по теме «Социализация личности воспитанников в процессе развития творческих способностей. Эффективность использования дополнительного образования» высокопрофессиональных психологов, которые оказали действенную помощь в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и воспитателей центров помощи детям всей Ростовской области.

В 2019 году благотворительный фонд «Сириус» оплатил обучение директора центра по программе образовательного интернсива «Конструктор наставничества» в г. Москве. Этим было положено начало организации наставничества в отношении воспитанников центра.

В течение 2 лет систематически проводятся тренинги с кадрами по эмоциональному выгоранию. Этой огромной работой занимаются штатный педагог-психолог центра, а так же психологи, привлекаемые фондом «Сириус». Во втором полугодии 2019 года психолог-кинезиолог фонда ведет еженедельные групповые занятия и индивидуальные консультации с педагогами. Так же центр регулярно обеспечивает участие своих специалистов в научно-практических семинарах областного и федерального уровня.

Комплексность подхода к формированию адаптивной среды выражается в психологическом, педагогическом, социально - правовом и медицинском сопровождении детей. Далее я более подробно остановлюсь на каждом из этих составляющих.

Психологическое сопровождение детей.

Каждый ребенок, поступивший в наш центр, проходит комплексную диагностику. Специалисты изучают особенности травматического опыта ребенка, состояние здоровья, развития, историю жизни, социальные связи, социальную ситуацию несовершеннолетнего и планируют жизненные перспективы и его дальнейшее жизнеустройство. На каждого ребенка в рамках ПМПк подготовлен комплексный индивидуальный план развития и жизнеустройства (ИПРЖ), который один раз в полгода корректируется в зависимости от динамики развития ребенка.

Как правило, каждый наш воспитанник имеет негативный жизненный опыт проживания в родной семье, поэтому педагог-психолог проводит работу, помогая детям понять и принять свое прошлое, осознать произошедшие с ними изменения, а также оказывает помощь в формировании представлений о собственном будущем. В помощь нам Фондом «Сириус» проведена акция «Мой фотоальбом», в результате которой воспитанники получили в подарок фотоальбомы с профессионально сделанными фотографиями, что даст им возможность начать формирование собственной семейной истории.

В рамках реализации ИПРЖ психолог проводит с детьми индивидуальные и групповые занятия. В процессе занятий применяются разнообразные технологии, формы, методы, направленные на социализацию и адаптацию в обществе воспитанников с особенностями развития, а также создание воспитательно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию детей независимо от их психофизического состояния.

Педагогическое сопровождение.

Неотъемлемой частью создания адаптивной воспитательно-развивающей среды является вовлечение детей с ОВЗ во внеурочную досуговую занятость, которая помогает улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, творческое развитие, освоение практических навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни, что содействует дальнейшей социальной адаптции.

В центре действуют следующие студии и секции:

- студия «Эстетики»;

- швейная мастерская;

- студия бисероплетения «Бисеринка»

- студия хореографии «Метаморфоза»;

- музыкальная студия «Домисолька»

- детская кухня;

- -спортивная секция

Воспитательное влияние направлено на обучение действиям в социуме, что происходит как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети обучаются социально-бытовым навыкам, умению вести хозяйство. Это происходит как в повседневной деятельности, так и в ходе реализации дополнительных образовательных программ, таких как «Хозяюшка», где дети с ОВЗ получают навыки приготовления пищи. Программы «Азбука шитья» и «Эстетика» учат детей шить, ремонтировать одежду, создавать интересные игрушки и элементы интерьера. Мы стараемся делать эти программы интегрированными, комплексными, в них включены элементы финансовой грамотности, обучение умению вести расчет потребностей, планировать собственный бюджет. Совместно с педагогами дети выходят в социум, посещают магазины, прачечные, аптеки, поликлиники, театры, музеи.

В целях создания и продвижения идеи адаптивной среды для детей с ОВЗ и инвалидов учреждение активно сотрудничает с многими некоммерческими организациями, в том числе с благотворительными фондами и гражданами. В целях адаптации детей к социуму нами широко используются специально организованные развивающие и профориентационные экскурсии. И в этом нам помогают благотворительные фонды, такие как «Сириус» и «Я без мамы». Только в 2018-19 годах фондом «Сириус» проведены более 10 мероприятий этой направленности. Дети с ОВЗ в составе команды центра выезжают на спортивные соревнования по футболу, на различные творческие, в том числе на Всероссийские конкурсы. Так в 2018 году Фонд «Сириус» в содружестве с «Фондом И.И.Саввиди обеспечил организацию поездки ансамбля «Трио ложкарей» на конкурс «Созвучие сердец - 2018», где ансамбль занял первое место в номинации «Инструментальное творчество». Немаловажно то, что эта работа создает у детей ситуацию успеха, развивает уверенность в своих силах, убеждает детей в том, что труд, вложенный в развитие собственной личности всегда приносит заметный результат.

Так же в нашем центре реализуется социальный проект «Центр занятости воспитанников» при поддержке Автономной некоммерческой организации «Новые технологии Развития» (АНО НТР), комиссии Общественной Палаты РФ по поддержке молодежных инициатив, при финансовой поддержке компании «Мегафон». Это уже третий проект-программа трехлетнего проекта АНО НТР «Живем по-настоящему», в котором наши дети с ОВЗ показывают отличные результаты.

Не остается без внимания и такой важный аспект как получение детьми образования. Заместитель директора по социальной и педагогической работе, специалист по социальной работе, воспитатели групп находятся в постоянном взаимодействии с педагогами школ, в которых обучаются наши воспитанники, педагоги помогают им выполнять домашние задания, с помощью дополнительных занятий восполняются пробелы в знаниях, под руководством педагога-психолога корректируются и развиваются психические процессы. Результатом этой работы стало то, что 2 подростка переведены из специальной школы в общеобразовательную, где успешно обучаются. Этим детям снят диагноз «умственная отсталость легкой степени» и им обеспечено более успешное будущее.

4 наших воспитанника, из них два с ОВЗ, дистанционно занимаются с преподавателями-волонтерами Благотворительного Фонда «Арифметика добра» по образовательной программе «Шанс», где получают знания по математике, русскому и английскому языкам, географии. Воспитатели групп принимают заинтересованное личное участие в этих уроках, 1 раз в месяц на совещании при директоре докладывают коллективу об успехах детей. 9-10 ноября 2019 года Благотворительный Фонд «Арифметика добра» провел в городе Азов Ростовской области первый этап второй ступени мотивационных тренингов «Основы планирования. Я в профессии», в котором наши ребята так же приняли участие.

Осознавая то, что детский коллектив сам по себе является очень мощным ресурсом развития ребенка с ОВЗ, педагоги уделяют большое внимание организации взаимодействия детей с ОВЗ с детьми с сохранным интеллектом, развитию их коммуникативных связей и навыков. Именно в таком взаимодействии ребята учатся позитивно контактировать друг с другом, получают опыт толерантного общения, учатся отстаивать собственное мнение, право быть услышанным. Это позволяет детям с ОВЗ самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях формируется милосердие, терпимость, отзывчивость, изменяется их позиция в сторону признания равных прав каждого ребенка.

Еще одним важным аспектом деятельности центра является открытость. Центр привлекает к общению с детьми всех желающих нести детям свои знания, поддержку, дружбу. Волонтеры проводят увлекательные занятия, организуют различные поездки и экскурсии, детские праздники, в ходе которых развиваются способности детей, конструктивные коммуникации, толерантность между детьми ОВЗ и здоровыми детьми, формируются предпосылки к их профессиональному самоопределению.

Социально- правовое сопровождение.

Основным направлением деятельности социальных педагогов центра является их деятельность как «универсальных консультантов» и «универсальных посредников» между воспитанником и социальной средой, они, наряду с администрацией центра, обеспечивают исполнение законных интересов и прав детей-сирот, в том числе инвалидов. Они реализуют комплексную программу по подготовке воспитанников к полноценной самостоятельной жизни, организуют и проводят работу

-по правовому просвещению,

-по формированию правовой грамотности воспитанников,

-консультируют по широкому спектру социально-правовых вопросов, касающихся социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

-оказывают помощь в профессиональном самоопределении,

-способствует налаживанию взаимоотношений ребенка с кровными родственниками, с ближайшим окружением;

- взаимодействует потенциальными опекунами, с целью дальнейшего устройства на воспитание в замещающую семью,

-в решении жизненных и личных проблем и после выпуска из центра детей с ОВЗ в рамках постинтернатного сопровождения;

Все присутствующие здесь понимают, как важна для ребенка – сироты семья, и какова сложность работы по поиску и устройству в семью ребенка с ОВЗ подросткового возраста. И тем не менее, центр дает детям возможность обрести семью. Ежегодно от 7% до 15% детей устраиваются в семьи под различные формы опеки. Пребывание в замещающей семье очень важно для запуска адаптивных механизмов ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида, поэтому не менее 70% наших детей этой категории имеют возможность кратковременного пребывания в семьях граждан России в выходные, праздничные дни и каникулярное время.

Медицинское сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов осуществляется с целью сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения умственной и физической работоспособности, формирования у воспитанников ответственного отношения к собственному здоровью и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Этих же целей придерживается и БФ «Сириус», который в мае 2019 года реализовал для воспитанников центра проект «Ради жизни» с целью профилактики ВИЧ, СПИД и других инфекционных заболеваний, профилактики употребления наркотических и психо-активных веществ. Партнерами проекта выступила Ростовская региональная молодёжная благотворительная общественная организация «Молодые медики Дона». Санитарно-гигиенические знания – важный аспект социальной жизни ребенка-сироты, поэтому мы уделили особое внимание профилактике опасных болезней, вооружение детей знаниями в этой области – залог их будущего здоровья и безопасности.

Каждый ребенок центра имеет Паспорт здоровья, в котором учтен индивидуальный подход к организации лечебной и профилактической работы. По итогам ежегодной диспансеризации создается План –анализ, в котором фиксируются выявленные нарушения здоровья детей и планируются консультации врачей-специалистов не только городского звена, но и областного, дети имеют возможность получать высокотехнологичную помощь. Так в конце 2018 года один из детей-инвалидов был прооперирован в ОДКБ и по результатам операции диагноз был скорректирован в сторону более легкой степени умственной отсталости, ребенок переведен из класса «особый ребенок» для детей с умеренной умственной отсталостью в класс для детей с умственной отсталостью легкой степени. В течение 2019 года другому ребенку – инвалиду с сочетанными нарушениями здоровья (для более успешной реабилитации) дифференцируется и устанавливается диагноз генетического заболевания, что требует в том числе и работы с благотворительными фондами по финансированию дорогостоящих исследований, не входящих в программы ОМС.

Все дети-инвалиды (в настоящее время в центре их 7) имеют ИПРА. Их реализация на постоянном контроле администрации центра. 1 раз в полгода корректируется и утверждается приказом План реализации ИПРА, который обязателен для исполнения ответственными лицами организации. Систематически, в соответствии с ИПРА, закупаются индивидуальные средства реабилитации инвалидов.

Итак, в данной статье я постаралась изложить наш подход к созданию адаптивной среды учреждения. Вера в возможности в ребенка с ОВЗ, любовь к нему, независимо от его проблем, систематичность подходов и усилий сотрудников организации для детей-сирот, неизолированность ребенка в условиях центра помощи детям дает возможность детям с ОВЗ и инвалидам являться полноценными членами современного общества.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!